I. Определение менеджмента и его основные направления

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………... 3
  I. Определение менеджмента и его основные направления……………………………..   5
  II. Состав комплекса управленческого консультирования в организации……………...   6
   1. Стратегический менеджмент………………………………………………………….   6
    2. Консультирование в управлении персоналом……………………………………….   7
   3. Управление технологическими процессами и операциями…………………………   8
    4. Консультирование в области управления финансами……………………………….   9
    5. Управление материально-техническим снабжением………………………………..   11
   6. Управление сбытом……………………………………………………………………   12
  7. Управление недвижимостью………………………………………………………….   14
  8. Инновационный менеджмент…………………………………………………………   15
  9. Управление качеством продукции или услуг……………………………………….   17
  III. Основные черты управленческого консультирования   и характеристика основных функций…………………………………………………     19
  IV. Постановка вопроса о методах управления…………………………………………...   20
  V. Место и роль управленческого консультирования в рыночной экономике…………   22
  Заключение…………………………………………………………………………………..   23
  Литература…………………………………………………………………………………..   24

Введение

 

         К концу XIX - началу XX в. появились первые рабо­ты, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки ме­неджмента. Это было ответом на потребности промыш­ленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкос­ти и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

         Предприятия-ги­ганты испытывали острую необходимость в рациона­льной организации производства и труда, в четкой и вза­имосвязанной работе всех подразделений и служб, ме­неджеров и исполнителей в соответствии с научно обо­снованными принципами, нормами и стандартами.

       Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производи­тельности и эффективности. Изучая способы выполне­ния работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулиро­вал четыре принципа управления индивидуальным тру­дом рабочих:

 

· научный подход к выполнению каждого элемента работы;

· научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

· кооперация с рабочими;

· разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

 

Другой известный специалист в области менеджмента - А. Файоль предложил формализованное описание рабо­ты управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и кон­троль. Им были сформулированы принципы менеджмен­та, которыми предлагалось руководствоваться при реш­ении управленческих задач и выполнении функций ме­неджмента. Файоль считается основате­лем так называемой классической административной школы управления.

 

Эволюция управленческой мысли в XX в.

 

Основные направления научной мысли (школы и подходы)

Годы двадцатого столетия

1885

20-е

30-е

40-е 50-е 60-е 70-е

80-е

90-е

Научный менеджмент и классическая школа

 

 

 

 

     

 

 
 

 

   

 

 

 

Школа человеческих отношений и поведенческие науки

 

 

 

 

     

 

 
 

 

 

   

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Количественный

и системный подходы

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

Ситуационный и новые подходы

 

 

 

 

 

     

 

 
 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

           
                           

 

         В 50-е годы нашего столетия ис­следования проводились параллельно по пяти направле­ниям: классическому, человеческих отношений, поведен­ческих наук, количественному и системному подходам. Такая многосторонность разработок отвечала новым по­требностям послевоенной экономики, в которой под вли­янием научно-технической революции начали активно формироваться рыночно-предпринимательские струк­туры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, которые ориенти­ровались не на массового потребителя, а удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших вза­имосвязей и зависимостей, конкуренции и соперничест­ва, а также с менеджментом, который был полностью ориентирован на управление крупными корпорациями. Им же нужны были новые системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды и позволяют быс­тро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала еще более ожесточенной и разорительной. Им требовались методы, которые, с одной стороны, по­зволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компа­ниях ресурсы), с другой - помогали бы сохранять слож­ные организационные отношения между всеми состав­ными частями организаций.

         В известной мере этим потребностям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые углубили понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и позволили шире применять количе­ственные методы при принятии решений и сложных си­туациях.

         На основе исследования операций и математичес­ких моделей стали решаться сложнейшие задачи управле­ния запасами, распределения ресурсов, массового обслу­живания и многие др. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управлен­ческого контроля за всеми переменными организации.

         Концепция управления с позиций науки о поведении — это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее че­ловеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных воз­можностей на основе применения положений поведенческих наук к постро­ению и управлению организациями.

         Таким образом, эти и другие многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.

         Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной политики менеджмента.

         В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.

       В данной работе рассматривается такая неотемлемая часть менеджмента, как управленческое консультирование, которое на предприятии играет большую роль в управлении предприятием в целом.

I. Определение менеджмента и его основные направления.

              Для более систематичного подхода к раскрытию темы необходимо остановиться на таком немаловажном аспекте освещения поставленной задачи как само понятие и определение   менеджмента.

              Менеджмент - из английского языка, означает управление.

         Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей.

              Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.[8., c. 12]

         Как наука появилась более 100 лет назад. Основные направления (школы) менеджмента за этот период:

 

· школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс материальная заинтересованность ведут к повышению эффективности;

· административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления;

· школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми;

· поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии;

· количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.

 

         Существует несколько определений менеджмента различных авторов:

 

· определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений - менеджмент - “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”;

· определение из учебника “Основы менеджмента ” Мескона, Альберта и Хедоури - менеджмент - ”процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации”;

· Винан “Основы менеджмента ” - “теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”.

· “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.;

· ”сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии;

· “постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора менеджмента - цели, эффективность, человек.

 

         Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Итак, возможно сформулировать основное золотое правило менеджмента: “эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: