V. Место и роль управленческого консультирования в рыночной экономике

 

         Возникновение и развитие отрасли управленческих консультационных услуг практически неизбежно для экономики, в которой производственные отношения регулируются не адресным воздействием на них командной системы управления, а путем создания политических, экономических, правовых, социальных и технологических условий, в которых происходит саморегулирование этих отношений в соответствии с действием объективных экономических законов. Достаточно проанализировать, кто, когда и с какими намерениями привлекает консультантов по управлению, чтобы понять макроэкономическую функцию в рыночной экономике.

         Во-первых, услуги консультантов – это товар, предназначенный для использования руководством компании – лицами, принимающими решения, имеющими отношение к деятельности организации в целом.

         Во-вторых, консультантов привлекают тогда, когда нуждаются в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.

         В-третьих, привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-либо решений или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним как с коллегой свои проблемы или, просто поучиться и перенять у него определенные профессиональные навыки.

         Из всего этого становится очевидным, что консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Практика показывает, что если и сам консультант рассматривает себя как средство снятия такой непределенности и стремиться к самосовершенствованию в этом направлении, то ему гарантирован успех.

         Неопределенность в сфере управления является тем фактором, который стимулирует спрос на консалтинговые услуги. Чем выше неопределенность, тем выше спрос. Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен рост спроса на консалтинговые услуги в России за последние 10 лет.      

Называя управленческое консультирование специфической отраслью бизнеса, прежде всего хотелось бы подчеркнуть товарный характер производимых услуг, их способность быть предметом купли-продажи, иметь потребительскую стоимость. Но при первой же попытке определить размеры этой отрасли можно столкнуться со значительными трудностями, прежде всего семантического характера, поскольку соглашения о том, какой вид консалтинговых услуг относить к управленческим, а какой нет до сих пор не существует.

         Смежным с управленческим консультированием являются такие виды услуг как внешний аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные услуги, юридические услуги, информационное обслуживание и пр. Граница между управленческим консультированием и указанными смежными с ними областями достаточно размыта и порой трудно установить, где заканчивается управленческое консультирование и начинается, например, образовательные или юридические услуги.

         Именно в силу такой неопределенности с границами отрасли управленческого консультирования любые данные о численности занятых в ней специалистов, стоимости произведенных услуг и т.п. необходимо воспринимать с определенной долей условности. 

 

Заключение

         Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации производства.

         Качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования управленческого консультирования предприятий и фирм всех форм собственности.

Управленческое консультирование становится одним из важнейших факторов выживания предприятий в условиях рыночных отношений. Минимальные вложения и максимальное использование основных направлений менеджмента позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе.

          Пользуясь комплексом управленческого консультирования в организации можно эффективно увеличить темпы роста экономической выгоды, так как при правильном стратегическом планировании можно создать такую систему управления, которая использова­ла бы знания, умения и навыки работников всех уров­ней и подразделений организации.

          Центры управления персоналом необходимы на каждом более или менее крупном предприятии, а роль руководителя этой службы возрастает. Он становится одним из основных руководителей современного предприятия или фирмы.

          Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия.

           Качественно используя управление технологическими процессами, финансами, материально-техническим снабжением, сбытом и приветствуя новые идеи и разработки в значительной мере повышает экономические показатели, позволяющие повысить эффективность как в сфере производства, так и в оказании различных услуг фирмой.

          При правильном и логическом подходе к существующим методам можно правильно управлять материальными ресурсами предприятия (фирмы), избегая излишних издержек.

            Следует сказать, что наличие на предприятиях компьютерной системы учета материальных, человеческих ресурсов позволит предприятию (в том чиле менеджерам) получать полную картину наличия, использования и движения ресурсов в производственном процессе, систематизировать и анализировать потребности рынка, что должно привести к минимизации издержек производства и оптимизации использования и управления материальными ресурсами предприятия.

 

 

Литература

1. Ахьюджа Х. Сетевые методы управления в проекти­ровании и производстве. - М.: Мир, 1979.

2. Борманн Д., Воротина Л.И., Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике: Пер. с нем. - Гамбург: 1992.

3. Бушуев В.В., Новоселов Е.Ф., Панов С.В. Основы предпринимательства. Под ред. Рогача В.И. - Киев: BHV, 1992.

4. Грейсон Дж.К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М.: 1991.

5. Жданова Л.А. Организация и управление промыш­ленной фирмой. - М.: Изд. Ун-та Дружбы народов, 1987.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992.

7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1992.

8. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: 1998.

9. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

10. Самюэльсон Пол А., Нордгауз В. Макроэкономика: Пер. с англ. - Киев: Основы, 1995.

11 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480с.

12. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. — М.: ИНФРА-М. — 1996. — 432 с.

13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. Спец. Вузов. — М.: Высш. шк., — 1994. — 224 с

14. Экономика: Учебник / Под. ред. доц. А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.

15. Гличев А. В. «Новвоведения, маркетинг и управление качеством»

ж. «Стандарты и качество»// №10, 1995г

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: