Машиностроительный комплекс

Машиностроение – одна из ведущих отраслей экономики нашей страны, которая состоит из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства.

В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России характеризуется как кризисная. Машиностроительные предприятия наиболее сильно, пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы. Среди основных следует выделить: транспортный, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, потребительский и др. Для одних отраслей машиностроения важным является одно из названных условий, для других – сочетание нескольких.

Машиностроение характеризуется высокой трудоемкостью производственного процесса. Наиболее трудоемкими являются приборостроение, электроника и электротехника, а также отрасли выпускающие сложную технику. К тому же одним из условий размещения современного машиностроения является обеспечение квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, а для новейших отраслей – соответствующих центров научных исследований и разработок.

Предприятия машиностроения, производящие оборудование для добывающих отраслей промышленности, сельскохозяйственную технику, станки, суда, автомобили, оборудование для текстильной промышленности, размещаются в основном в районах потребления продукции.

Предприятия по производству горно-шахтного оборудования размещены в Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске, Кемерово, Красноярске (около другой металлургической базы – Сибирской).

Для станкостроения характерно более или менее повсеместное размещение производства, но большая часть выпускаемой продукции все же приходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский экономические районы.

Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально размещается следующим образом: производство металлических изделий приближено к потребителям, а заготовок – к источникам сырья.

Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиастроение.

В настоящее время легковые автомобили выпускают заводы в Нижнем Новгороде и Ижевске, Миассе и Ульяновске, Москве и Тольятти. В последние годы появляются совместные производства, на наших предприятиях осуществляется сборка автомобилей зарубежных фирм.

Паровозе- и вагоностроение было развито в России еще в начале века. Крупные заводы находятся в Брянске, Нижнем Новгороде, Коломне, Санкт-Петербурге, Улан-Уде, Нижнем Тагиле.[12]

Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в морских и речных портах: Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Комсомльск-на-Амуре, Архангельск (в г. Северодвинск – атомные подводные лодки), Мурманск, Ярославль, Рыбинск, Зелено-дольск и др.

Авиастроение представлено в крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог и др. Главные факторы размещения предприятий – удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы.

Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство тракторов, начавшееся на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, было потом организовано во многих городах, в т.ч. в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске.

Предприятия группы отраслей по производству точных машин, механизмов и инструментов (электроника и электротехника, приборостроение), где технологический процесс требует квалифицированного труда, размещаются в районах и центрах высокой технической культуры – в крупных городах.[2]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: