Выявление размерных связей и связей свойств материалов, обеспечивающих заданные показатели качества изделия

 

При конструировании механизмов, машин, приборов и других изделий, проектировании технологических процессов, выборе средств и методов измерений возникает необходимость в выявлении разме5рных связей и связей свойств материала.

Расчет размерных цепей является необходимым этапом конструирования, производства и эксплуатации широкого класса изделий. Существует несколько методов достижения заданной точности исходного звена: метод полной взаимозаменяемости, вероятностный метод, метод регулирования.

В процессе обработки или при сборке изделия исходное звено получается обычно последним, замыкая размерную цепь. В этом случае такое звено называется замыкающим. Понятие замыкающего звена используется при поверочном расчете размерной цепи. Таким образом, замыкающее звено непосредственно не выполняется, а представляет собой результат выполнения (изготовления) всех остальных звеньев цепи.

Объектом производства в данном курсовом проекте является редуктор цилиндрический одноступенчатый вертикальный с внутренним зацеплением, одной из наиболее важных деталей, которого является вал быстроходный, на который передается движение от электродвигателя. Вал быстроходный представляет собой цилиндрическую прямозубую вал-шестерню, которая приводит во вращение шестерню. Точность изготовления вала быстроходного оказывает значительное влияние на работу всего редуктора.

Требуемая точность связей исполнительных поверхностей изделия обеспечивается в процессе его проектирования путем ограничения допусками отклонений составляющих звеньев, образующих данный вид связи.

Причинами отклонений значений составляющих звеньев могут быть погрешности изготовления и монтажа деталей, упругие перемещения, возникающие под действием рабочих нагрузок, тепловые деформации деталей из-за нагрева и неравномерности нагрева, деформации деталей из-за перераспределения остаточных напряжений, износ деталей. Так как изменение значения каждого составляющего звена допустимо лишь в пределах допуска на это звено, то частями этого допуска следует ограничить проявление каждого из перечисленных факторов.

Размерные связи, выявленные для данного редуктора, представлены в графической части.

Основными причинами отказов деталей является износ, коррозия, перераспределение остаточных напряжений, приводящие к потери геометрической точности детали, а также усталостные явления в материале, и, как следствие, поломка детали. Поэтому важно учитывать механические, физические, химические свойства материала детали.

На рисунках 1, 2 представлены выявленные размерные цепи.

 

А8 А7  А6 А5 А4 А3  А2  А1 А∆ А11

 

 


                      А9                                     А10

 

Рисунок 1 – Размерная линейная цепь

 

А∆ - тепловой зазор

А1 - высота шарикового подшипника

А2 – ширина втулки

А3 – ширина кольца

А4 – ширина зуба колеса

А5 – высота ступени вала

А6 - ширина втулки

А7 - высота шарикового подшипника

А8 - расстояние между торцевой поверхностью крышки

А9 – ширина корпуса

А10 – набор прокладок

А11 - расстояние между торцевыми поверхностями крышки

 

 

Б1,Б5 – отклонение от соосности наружных колец подшипников вала;Б2, Б6-смещение осей наружных колец подшипника вала в пределах посадочного зазора в отверстии корпуса; Б11, Б15 - то же отверстие корпуса подшипников другого вала;Б10 и Б14 отклонение от соосности наружных колец подшипников другого вала; Б9 – расстояние между осями отверстий корпуса;

Вал быстроходный для данного редуктора изготавливают из стали 40Х. Характеристики этой стали находятся в таблице 4.

 

Таблица 4 – Характеристики стали 40Х

Плотность

7850 кг/м.куб.

Назначение

оси, валы, плунжеры, штоки, кольца - детали повышенной прочности

Модуль упругости

E=214000 МПа

Модуль сдвига

G=85000 МПа

Свариваемость

трудносвариваемая. Способы сварки: РДС, ЭШС. Необходимы подогрев и последующая термообработка. КТС - необходима последующая термообработка.

KVmet

0.850

Xmat

0.100

Kshl

0.900

Температура ковки

Начала 1250, конца 800. Сечения до 350 мм охлаждаются на воздухе.

Химический состав

Кремний:0.17-0.37,Марганец:0.50-0.80,Медь:0.30, Никель:0.30,Сера:0.035,Углерод:0.36-0.44, Фосфор:0.035,Хром:0.80-1.10,

Склонность к отпускной способности

склонна

Механические характеристики

Состояние Сигма-В, МПа Сигма-Т, МПа Кси, % Дельта, % НВ Доп.
закалка 830гр(масло),отпуск 540гр(вода) 780 550 40 12 288  
закалка 850гр(вода),отпуск 200гр(возд) 1760 1560 35 8 н/д  
Закалка 860 C, масло, Отпуск 500 C, вода, 980 785 45 10 217  
  940 785 55 13 217  
  570 320 35 17 217  

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: