Методы консультирования и коррекции супружеской пары

Проблема психологического благополучия связана, в первую очередь, с тем, насколько психологически совместимы друг с другом члены будущей семьи.

Задачами психокоррекции супружеских расстройств является облегчение эмоциональных страданий и трудностей, достижение благополучия пары в целом и каждого из партнеров в частности.

Консультирование супружеской пары проводится, в основном:

-в ситуациях конфликта, из-за возникающих противоречий;

-в ситуации измены;

-в ситуации развода.

В исследовательской работе Д. С. Валлерстайна «Психологические задачи брака» расмотрены такие задачи, успешное выполнение которых, по его мнению, улучшает взаимодействие супругов (См. приложение). Выполнение этих задач желательно, в качестве стабилизатора отношений применять к семьям, обратившимся за психологической помощью.

Во время проведения работы психологу необходимо пресекать стремление супругов перейти к взаимным обвинениям и оскорблениям, его задача – дать надежду на построение новых лучших отношений.

Психотерапевт продвигается вперед, используя:

- противодействия неуместному отрицанию, смещению и рационализации конфликта;

- трансформация скрытого неявного конфликта в открытую форму взаимодействия;

- поднятие скрытого внутреннего конфликта до уровня межличностного взаимодействия;

- избавление от потребности создавать «козла отпущения», что укрепляет позицию одного из супругов за счет принесения в жертву другого;

- конфронтация и интерпретация, преодолевающие сопротивление и снижающие конфликт, чувство вины и тревоги;

- проигрывание терапевтом роли родителя, контролирующего межличностную опасность, служащего источником эмоциональной поддержки и удовлетворенности, обеспечивающего недостающие эмоциональные компоненты;

- использование специалистом себя самого для тестирования реальности;

- просветительская функция терапевта и его демонстрация на собственном примере полезных моделей «здорового» взаимодействия между супругами.

Используя все эти примеры, психолог вместе с супругами приступает к поиску альтернативных вариантов преодоления возникших проблем. Важно знать главные проблемы во взаимодействии супругов, чего именно желают супруги, чего ждет окружение, что нужно каждому супругу от другого супруга, других членов семьи, окружения. Также важно понять, что готов сделать каждый супруг ради другого, семьи, окружения.

 

Методы коррекции детско-родительских отношений.

Методы консультирования и коррекции семьи рассматривают проблемные взаимоотношения родителей с детьми. Специфика работы варьируется от того, с какой возрастной группой детей она проводится, с маленькими детьми, подростками либо с взрослыми детьми.

В системе взаимоотношения взрослого с ребенком взрослый является ведущим звеном, от него зависит, как складываются эти отношения, поэтому важнейшей задачей терапии – формирование у родителей навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает взаимопонимание и лучшее взаимодействие в семье.

 



ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЙ

 

Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами[5]. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляются без особого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.

Завершающая сессия строится, таким образом, чтоб дать членам семьи возможность обменяться опытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.

На завершающей сессии необходимо также уделить внимание укреплению личной идентичности членов семьи. В случае появления новх проблем, с которыми они не могут справиться, психотерапевт дает возможность еще одной или нескольких встреч.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психокоррекционная модель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем или неблагополучия в семье зависят от внутри семейного общения, личностных особенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесь рассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведение ребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей и взаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», который позволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейных отношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи.

Основными этапами в социально психологической коррекции семейных отношений являюься:

- этап заключения диагноза;

- этап собственно коррекционной работы;

- завершающий этап.

В зависимости от того с кем работает психолог, с супругами, родителями и детьми, будущими супругами, меняется форма терапевтической работы. Психотерапевтическая работа может быть:

-индивидуальной;

-парной;

-семьи в целом;

-групповой.

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. - 208 с.

2. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1994. - №1. - С.22 - 33.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 120 с.

4. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО "Модэк", 1993. - 128 с.

5. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 205 с.

6. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев: Наукова думка, 1995. - 128 с.

7. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Издательство "Речь", 2001. - 352 с.

8. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования //Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.50 - 56.

9. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.

10. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний /Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991. - 336 с.

11. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 272 с.

12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб:Питер, 1998., с.225-268.

13. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998. - 109 с

14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 256 с.

15. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224с.

16. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993. - 49 с.

17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 448 с.

18. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 512 с.

19. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) //Психологический журнал. - 1994. - №6. - Т.15. - С. 121 - 127.

20. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.

21. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997. - 336 с.

22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство "Питер", 1999. - 656 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: