Глава III. Транспорт в Кировской области и его роль в развитии въездного туризма

          Кировская область расположена на северо-востоке европейской части России. Вятка, главная река области, дала ей еще одно имя - Вятский край

Площадь области: 120,4 тыс. кв. км, что равно площади Австрии и Швейцарии вместе взятых.

Население: 1413,3 тыс. чел.

Административно-территориальное устройство: 39 районов, 18 городов

Областной центр: г. Киров с населением 468,5 тыс. чел.

Расстояние от Кирова до Москвы 896км

12 старинных городов и поселений имеют статус исторических. Это города Киров, Котельнич, Орлов, Слободской, Уржум, Яранск, Малмыж, Нолинск, Советск, поселок Лальск Лузского района, село Великорецкое Юрьянского района и Рябово Зуевского района.

Все районы связаны с областным центром регулярным автобусным сообщением, 14 районов - железнодорожным сообщением. Через область проходит федеральная автомобильная трасса Санкт-Петербург - Екатеринбург и Транссибирская железнодорожная магистраль.

С Ярославского вокзала г.Москвы ежедневно отправляется фирменный поезд № 32 "Вятка" Москва-Киров. Время в пути 13 часов. Через Киров проходят поезда, следующие из Москвы и Санкт-Петербурга на Урал, в Сибирь на Дальний Восток. Время в пути от Санкт-Петербурга до Кирова - 22 часа.

Аэропорт г. Кирова принимает рейсы из Москвы, Сочи, Краснодара, Нарьян-Мара.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 9086км. Область связана автомобильными магистралями с соседними республиками и областями, а также с другими субъектами РФ. Завершено строительство участка автомагистрали Северо-Запад – Урал.(7,3)

Протяженность железных дорог 1098км. Через Кировскую область проходят железнодорожные магистрали, связывающие центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, северные регионы – с южными регионами.

Речной транспорт. Протяженность судоходных путей, пролегающих по р. Вятке и ее притокам, составляет 1,8 тыс. км.

ИСТОЧНИКТаблица 1.

Динамика перевозки пассажиров в Кировской области

 

Показатели

Единица измерения

Отчетные годы

2007 год

2004 2005 2006
Субсидии (дотации) выделенные из бюджета всех уровней на компенсацию льготного проезда гражданам млн.руб - 78,9 52,0 51,0
Перевозка пассажиров: тыс.чел 318447 169896 170723 174386
железнодорожный тыс.чел 7811 10658 12035 11600
Автомобильный тыс.чел 230256 123301 133096 137200
Троллейбусный тыс.чел 80216 35748 25528 25530
внутренний водный тыс.чел 161 184 58 50,0
Воздушный тыс.чел 3 5 6 6,0
Пассажирооборот: млн.пасс.км 4373 3456 4043,1 4233,1
железнодорожный млн.пасс.км 2423 2612 2877 3050
Автомобильный млн.пасс.км 1641 999 1055 1070
Троллейбусный млн.пасс.км 306 137 98,0 98,0
внутренний водный млн.пасс.км 0,3 0,4 0,1 0,1
Воздушный млн.пасс.км 3,0 8,0 13,0 14,0
Удельный вес государственного сектора в общем объеме пассажирооборота автомобильным транспортом % 49,0 37,0 30,0 25,0

 

В 2008 году автомобильным транспортом перевезено 147,8 млн. пассажиров и 11,5 млн. тонн грузов, что составляет 114,1% и соответственно 106,9 % к уровню прошлого года.

Одновременно на всех маршрутах области задействовано 1500 автобусов различных марок.

Потребность населения в пассажирских перевозках автомобильным транспортом в целом по области удовлетворяется.

Благодаря совместным усилиям Правительства области, Федерального агентства воздушного транспорта Российской федерации работа авиационного транспорта нормализуется.

Приобретение Правительством области в собственность региона имущества аэропортового комплекса позволило сохранить авиапредприятие, продолжить выполнение регулярных авиаперевозок пассажиров и создать предпосылки для дальнейшего развития местных и межрегиональных перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом.
На воздушных судах авиапредприятия выполняются рейсы в Москву, Нарьян-Мар и в летний период в Сочи. Основные объемы авиаперевозок пассажиров и грузов осуществляется чартерными рейсами в районы Крайнего Севера. На самолетах и вертолетах малой авиации выполняются полеты по оказанию срочной медицинской помощи. Успешно осуществляется реконструкция взлетно-посадочной полосы в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».


Заключение

 

Транспорт является важным связующим звеном в экономике России, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Устойчивый рост экономики предполагает решение основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса (транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др.). В самом транспортном комплексе необходима тесная координация работы всех видов транспорта и их связей с другими отраслями экономики. Первоочередной задачей также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья. Остро стоят проблемы пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

В основе экономической реформы транспортного комплекса должна лежать научно обоснованная законодательная база. Во многих странах действует специальное транспортное законодательство, которое в России отсутствует. В настоящее время формируются экономические основы государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур, регламентации деятельности различных видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей на федеральном, региональном и муниципальном уровне, но без транспортного законодательства невозможно их нормальное функционирование. Появление транспортных предприятий различных форм собственности ставит новые проблемы формирования правовых механизмов их взаимодействия в международных перевозках Развитие рынка транспортно-экономических связей со странами СНГ требует разработки нормативных актов, обеспечивающих координацию системы информации о товародвижении, идентификацию кодирования грузовых единиц и сопроводительной товарно-транспортной документации, стандартизацию документации в международном сообщении.

К числу стратегических задач развития транспортного комплекса можно отнести сохранение и увеличение мощностей транспортной системы; обеспечение достаточного уровня конкуренции в отрасли; создание благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности; эффективный государственный контроль над деятельностью транспортных предприятий, занимающих положение естественных монополий, и государственная поддержка предприятий, выполняющих социально значимые виды деятельности; совершенствование транспортных технологий и техники, развитие инфраструктуры транспорта в целях оптимизации транспортных издержек в экономике; повышение уровня транспортной и экономической безопасности; усиление государственного контроля над строительством стратегических объектов транспортной инфраструктуры, повышение эффективности использования государственной собственности на транспорте; обеспечение транспортной доступности территорий и мобильности граждан на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность; совершенствование системы тарифного регулирования с учетом интересов пользователей транспортных услуг.

Государственное регулирование отрасли предполагает сохранение на федеральном уровне регулирования транспортных тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в дальнем сообщении, услуги транспортных терминалов, ледокольного флота, портов и аэропортов.

В 2001 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». Она включает такие подпрограммы, как «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Единая организация воздушного движения», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Международные транспортные коридоры* и др. Программа предусматривает существенное снижение износа основных фондов на железнодорожном транспорте и себестоимости перевозок, увеличение протяженности автодорог общего пользования и многополосных автодорог, обеспечение связи тысяч населенных пунктов дорожной сетью общего пользования, рост доли российских морских портов в обеспечении внешнеторговых перевозок, снижение среднего возраста судов, увеличение тоннажа флота. Модернизация транспортной системы позволит создать новые рабочие места в транспортной отрасли и смежных отраслях (машиностроении, строительстве и т.д.).

Формированию международных транспортных коридоров по территории России придается особая значимость. Транспорт в настоящее время рассматривается как перспективная отрасль специализации страны в международном разделении труда.

                      

Список литературы

1. Глазунова, Е. А. Новые проекты ОАО «РЖД» [Текст] / Е. А. Глазунова // Мир России.- 2008.- №6.

2. Голиков, А. А. Состояние железнодорожного транспорта России и перспективы его интеграции в Общеевропейскую транспортную сеть [Текст] / А. А. Голиков // Российский экономический журнал.- 2008.- №7.

3. Гришин, Ю. А. Транспортная система России [Текст] / Ю. А. Гришин // Транспорт.- 2008.

4. Громов, Н. Н. Тенденции развития воздушного транспорта России [Текст] / Н. Н. Громов // Бюллетень транспортной информации.- 2008.- №2.

5. Елизаров, В.А. Транспортное право [Текст] / В. А. Елизаров // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — М.,- 2007.

6. Желтиков, В. П. Экономическая география: Учебник для вузов [Текст] / В. П. Желтиков.- Ростов на Дону: Феникс,- 2006.

7. Кошкина, А. Р. Транспорт в Кировский области: проблемы и вопросы [Текст] / А. Р. Кошкина // Вятский край.- 2008.- №25.

8. Машков, С. П. Транспорт современной России как фактор развития туризма [Текст] / С. П. Машков // Транспорт России.- 2008.- №7.

9. Полякова, М. О. География России: Учебник [Текст] / О. М. Полякова.- М.: ЮНИТИ,- 2007.- 288с.

10. Родионова, И. А. Экономическая география: Учебник для вузов [Текст] /  И. А. Родионова.- М.: Экзамен,- 2007.

11. Семенов, А. С. Проблемы развития водного транспорта в России [Текст] / А. С. Семёнов // Транспорт России.- 2007.- №4.

12. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система: Учебник для вузов [Текст] / Н. А. Троицкая.- М.: Изд. центр «Академия»,- 2008.

13. Чабан, Ю. М. Автотранспортные перевозки и право [Текст] / Ю. М. Чабан.- СПб.: Питер,- 2007.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: