Изначально силы упругости
(6.7) в рессорном подвешивании на схемах (рисунок 6.2) положительны.
Силы упругости
(6.7) вызывают в связях центрально-координатного узла кузова реакции возмущающих нагрузок (рисунок 6.2). Из равновесия кузова вектор кинематических возмущающих нагрузок равен:
,(6.8)
где
.
При значениях сил (6.7) и (6.4) реакции (6.8) принимают значения:
(6.9)
(6.10)
(6.11)
В несимметричном вагоне возмущающие усилия
вызывают колебания
. Поскольку колебания
через реакции
связаны с
, а последние через реакции
с
(5.12), то возникают все колебания кузова
. Кузов испытывает сложные вынужденные колебания.
В симметричном вагоне при
линейные реакции (6.9) не меняются, а угловые – (6.10), (6.11) становятся равными:
(6.12)
Возмущающие реакции
вызовут в системе колебания
и
. Колебание
возникает вследствие взаимосвязи через реакции
. Если реакции малы
, то будем иметь только два вида колебаний -
и
.
В реакциях
возмущения от колесных пар сдвинуты по фазе (
), что создает некоторые затруднения в решении задачи. Для упрощения решения сложим составляющие гармонических возмущений в этих реакциях. Сложение выполним графическим способом, используя интерпретацию вращающихся векторов и их проекций на горизонтальную ось
.

Рисунок 6.3 – Векторная диаграмма
![]() |
Для сложения функций в реакции
(6.9), проведем радиусом, равным амплитуде кинематического возмущения
, окружность и в соответствии с углами сдвига фаз
, отложим последовательно амплитуды возмущений
по колесным парам (рисунок 6.3). Сложим векторы амплитуд
,
и
,
в тележках и получаем значения
.
Выполнив сложение векторов
по тележкам, находим эквивалентную амплитуду вектора возмущений для вагона –
, которая соответствует колебанию
.
Из векторной диаграммы определяем:
.
Проекция вектора
на горизонтальную ось дает функцию суммарного возмущения на вагон:
(6.13)
Эта функция заменяет выражение, стоящее в фигурных скобках (6.9). Значение суммарной возмущающей реакции на вагон теперь равно:
(6.14)
где
– амплитуда возмущающей силы по колебанию подпрыгивания,
.
Аналогично изложенному производим сложение возмущающих функций в реакции
. Знак минус во второй квадратной скобке учитывается изменением направления вектора
на обратный.
Суммарное значение возмущающей функции по колебанию галопирования равно:
,(6.15)
где
- амплитуда возмущающей силы по колебанию галопирования.
Выводы:
1. Наибольшие значения сил вертикальных возмущений
получим, если векторы амплитуд возмущений по тележкам
будут совпадать. Это произойдет в случае равенства базы вагона длине волны неровности. При этом реакция возмущений по шестому колебанию становится бесконечно малой,
.
2. Наибольшего значения реакция
достигает, когда совпадают векторы амплитуд колебаний
. Это происходит в случае, когда база вагона равна половине длины неровности пути
. Однако в этом случае реакция возмущений по колебанию подпрыгивания обращается в ноль,
.







