Резонансные колебания кузова вагона

 

При движении по гармонической неровности пути реактивные усилия  в симметричном вагоне вызывают колебания подпрыгивания и галопирования, которые описываются уравнениями (6.19):

 

(8.1)

(8.2)

 

Уравнения (8.1) и (8.2) однотипны. Проследим решение одного из уравнений, например, колебания подпрыгивания. Другое будет решаться аналогично первому.

Общее решение уравнения (8.1) складывается из частного решения однородного уравнения (без первой части) и частного решения неоднородного уравнения (с правой частью):

 

(8.3)

 

Частное решение  отвечает свободным колебаниям системы (рис.8.1,б), а частное решение  - вынужденным (рис. 8.1,а).

Произвольные постоянные  являются амплитудами свободных и вынужденных колебаний.

Если подставим частные производные ,  соответственно в однородное и неоднородные уравнения, то найдем


 (8.4)

 

Общее решение (8.3) представится теперь в виде:

 

(8.5)

 

Возможны следующие случаи колебаний системы:

· нерезонансный, когда ;

· резонансный, когда ;

· случай близкий к резонансному, .

Резонансным случаем (режимом) колебаний считают тот, когда различия между частотами составляет не более 15%.

Колебания в нерезонансной области

При отклонении вагона от положения статического равновесия на величину , вагон совершает гармонические колебания, определяемые первым членом уравнения (8.5). При воздействии на вагон только возмущающих нагрузок вагон совершает гармонические колебания с частотой  и амплитудой . Закон колебаний определяется вторым членом уравнения (8.5). В случае воздействия на вагон одновременно начальных возмущений  и возмущающих нагрузок  движения вагона определяются общим уравнением (8.5).

Из-за наличия в системе сил трения, свободные колебания с течением времени затухают и движение системы определяется вторым членом уравнения (8.5).

Колебания вагона в резонансном и близким к резонансу режимах

Считаем, что частоты возмущений близки к частоте свободных колебаний:

 

(8.6)

 

где  – бесконечно малая величина.

Динамика вагона определяется законом движения (8.5) с учетом значений параметров (8.4).

Произвольные постоянные  в решении (8.5) найдем из начальных условий движений системы. Полагаем, в начальный момент движения  перемещение и скорость были равны нулю, то есть:

 

(8.7)

 

Из решения системы (8.7) находим:

 

(8.8)

 

Общее решение (8.5) с учетом (8.8) и последующим ее преобразованием через тригонометрические функции половинных углов принимает вид:

 

(8.9)

 


Периоды тригонометрических функций равны:

 

(8.10)

 

Рисунок 8.1 - График колебаний биения

 

Период , поскольку  - бесконечно малая величина. Закон колебаний системы по условию (8.9) показан на рисунке 8.1. Колебания заданного вида называют колебаниями биения.

При более близком совпадении частот, в выражении (8.9) можно принять . Тогда закон колебаний подпрыгивания при учете значения (8.8) будет выражен функцией:

 

(8.11)

 

Колебания пропорциональны времени  и нарастают с течением времени (рисунок 8.2).

 


Рисунок 8.2 - График колебаний

 

За время одного цикла колебаний  происходит приращение амплитуд колебаний на величину:

 

,(8.12)

 

Аналогично изложенному можно решить уравнение колебаний галопирования (8.2) и найти параметры колебаний:

 

(8.13)

 

Выводы:

1. Колебания динамической системы без сил трения опасны тем, что в резонансном и околорезонансном режимах происходят значительные нарастания амплитуд колебаний. Возникает обезгрузка колесных пар и потеря их устойчивости против вкатывания на головку рельса. Возможны саморасцепы вагонов.

2. Уровень колебаний определяется величиной возмущающих нагрузок  , а последние соотношениями:

· длины базы вагона и неровности пути;

· частот вынужденных  и свободных колебаний ().

3. Для снижения колебаний необходимо ввести в рессорное подвешивание диссипативные силы: вязкого или сухого трения.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: