Состав и структура затрат на мероприятия по охране окружающей среды

Природоохранные мероприятия - это все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Можно выделить следующие виды природоохранных мероприятий:

· производственно-технологические (установка очистного оборудования, внедрение замкнутых технологических линий, освоение производства экологически чистой продукции, меры по утилизации и переработке отходов и вторичных ресурсов и т.п.);

· организационно-управленческие мероприятия (разработка и внедрение новых экологических стандартов и нормативов, разработка и внедрение природоохранного законодательства и т.п.);

· научно-исследовательские;

· образовательно-воспитательные.

Природоохранные мероприятия сопровождаются затратами:

· затраты на покупку, установку, обслуживания и ремонт природоохранного оборудования и средств экологического контроля;

· затраты на модернизацию основного производства в целях обеспечения необходимого уровня экологической безопасности и ресурсосбережения;

· затраты (государственные, частные) на реализацию экологических и ресурсосберегающих программ;

· затраты, связанные с управлением и контролем в области природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с принятой методологией статистического учета, в состав затрат на охрану природы включают:

· текущие затраты предприятий на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и проведение мероприятий по охране окружающей среды;

· затраты на капитальный ремонт производственных основных фондов по охране окружающей среды;

· затраты на содержание природных охраняемых территорий;

· затраты на ведение лесного хозяйства;

· капитальные вложения в ресурсосберегающие технологии;

· прочие затраты (на образование, научные изыскания, содержание органов охраны природы и т.д.).

Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и капитального ремонта природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий и возмещаются главным образом за счет собственных и заемных средств этих предприятий.

Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (ресурсосбережение) финансируются из централизованных источников (государственный бюджет) и из средств (собственных и заемных) предприятий-природопользователей [13] с. 59-76.

 

Платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отнесены к федеральным налогам (п. «и» ст. 19). Плата за загрязнение окружающей природной среды и введенная на территории Российской Федерации с 1991 г., относится к указанным платежам, а значит, к федеральным налогам [4].

Платежи вносят организации, деятельность которых оказывает вредное воздействие на природную среду.

Плата взимается за:

· выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

· выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

При нарушении установленного срока внесения в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды с 1 января 1999 г. применяются пени в размере, предусмотренном ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (предприятие уплачивает пени в размере одной трехсотой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) [5].

Налогооблагаемой базой при расчете платежей являются объемы вредного воздействия за выброс или сброс 1 т загрязняющих веществ, размещение 1 т или 1 м3 отходов.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, осуществляемые в пределах лимита, финансируются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), сверхлимитные - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

Расчет платежей за предусмотренные законодательством виды вредного воздействия на природную среду производится организацией исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. В данном случае не имеет значения, находятся ли различные стационарные и передвижные источники загрязнения природной среды в личной собственности (владении) этой организации, привлечены ли на условиях аренды или получены каким-либо иным способом. Указанные организации должны получить в установленном порядке разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. При этом плата вносится как за сверхнормативные, так и за нормативные выбросы загрязняющих веществ.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации. Разработаны и утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 27.11.92 г. базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Изменение платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется путем индексации нормативов платы.

Ежегодно государственным органом, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды (в настоящее время - Министерство природных ресурсов Российской Федерации) по согласованию с Минфином и Минэкономразвития, утверждается федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды.

Поскольку налоговыми органами при проверке уплаты платежей природопользователем охватывается период в несколько лет, в таблице 2 приведены все коэффициенты индексаций.

Таблица 2 – Федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды

  1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Федеральный коэффициент индексации 2 17 10 35 42 48 62 80 94 110.9

 

Таким образом, базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные в 1992 году, увеличились в 110.9 раза.

Субъекты РФ устанавливают региональные коэффициенты, которые, как правило, не превышают федерального. Региональные коэффициенты, превышающие федеральный, должны пройти утверждение в МПР России, а также согласование с Минфином России и Минэкономразвития России.

Кроме изложенных выше коэффициентов, введение которых связано с инфляцией, в расчетах применяются также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы. Эти коэффициенты имеют разное значение по атмосферному воздуху и почве в зависимости от экономического района. Например, по Северо‑Западному экономическому району этот коэффициент составляет по атмосферному воздуху 1.5, а по почве - 1.3.

В расчетах платы применяются также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов, установленные уже по 101 бассейну морей и основных рек.

При этом следует иметь в виду, что коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, в эколого‑курортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции - до 2 раз, а для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров - на 20 %  [16], с. 68-80.

 Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации:

· 19% платы в федеральный бюджет, в том числе 9%, ранее поступавшие в Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

· 81% платы в бюджет субъекта Российской Федерации, ранее поступавшей в территориальный экологический фонд и подлежащей дальнейшему распределению между фондом субъекта и местными фондами.

Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

В случае упразднения территориальных экологических фондов в субъектах Российской Федерации, впредь до установления иного законодательным актом Российской Федерации, штрафы за экологические правонарушения должны зачисляться в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа [12], с. 35-40.

В целом по российским предприятиям группы текущие затраты на охрану окружающей среды в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 23,7% и составили 10 883,2 млн. руб., из них текущие затраты ЗФ – 9 635,8 млн. руб., КГМК – 1 054,4 млн. руб.

Затраты на охрану окружающей среды зарубежных предприятий Norilsk Nickel International в 2008 году составили 7,6 млн. долларов США (из них в Финляндии и Австралии – по 3,1 млн. долларов США, в Африке – 1,4 млн. долларов США), что больше показателя 2007 года на 95%.

Затраты на выполнение природоохранных мероприятий в целом на российских предприятиях  составили 2 854,6 млн. руб., что на 64,1% больше, чем в 2007 году, в том числе затраты ЗФ - на 1 266,5 млн. руб. больше, КГМК – на 198,7 млн. руб. [18], с. 96.

В условиях рыночной экономики все чаще затрагивается вопрос о защите окружающей среды, т. к. в последние годы возросло число промышленных предприятий, что неблагоприятно влияет на окружающую среду. Создано законодательство по уменьшению и регулированию вредных выбросов в атмосферу и окружающую среду в целом. Это явилось толчком для экологизации производства, созданию нового оборудования, которое уменьшило бы выброс вредных веществ в среду.

 

 



ПРОЕКТ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

На ОАО «ПБТФ» разработан следующий план мероприятий по охране окружающей среды, представленный в таблице 3.

Таблица 3 - План мероприятий по охране окружающей среды 2007 г.-2010 г.

Наименование мероприятий Срок исполнения Выделено денежных средств, тыс. руб.
Составление проекта нормативов ПДВ Апрель 2007 18,0
Составление проектов нормативов образования отходов Февраль 2007 29,0
Получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, стационарными источниками Январь 2008 6,0
Утверждение лимитов на размещение отходов Январь 2008 7,0
Приказ о назначении лиц на сбор и размещение отходов Январь 2008  
Передача отходов на утилизацию специальным предприятиям Один раз в год  
Разработка паспортов опасных отходов Март 2008 31,0
Провести обучение 2х сотрудников, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами Февраль 2008 16,0

Все мероприятия по охране окружающей среды были выполнены в срок и не потребовали излишних затрат.

На данном предприятии приводятся следующие формы производственного контроля:

· плановые проверки деятельности цехов и служб по соблюдению правил эксплуатации оборудования и технологических параметров, влияющих на количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

· плановый (периодический и постоянный) аналитический контроль выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения атмосферы и соответствия параметров работы газоочистных и пылеулавливающих установок проектным, в том числе для целей мониторинга, а также проведение работ по инвентаризации выбросов;

· плановый контроль содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на контрольных точках в районе действия предприятия путем инструментальных измерений.

Основными документами предприятия в области охраны окружающей среды являются:

· экологический паспорт проекта, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы проектов;

· технический отчёт по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ)», содержащий план мероприятий, план-график контроля источников загрязнения атмосферного воздуха, план природоохранных мероприятий;

· технический отчёт об обследовании;

· технологические регламенты производства;

· разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

· Решение исполнительного комитета о согласовании лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· карточки источников локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 

Так же планируется установка нового оборудование по отчистке сточных вод. Схема работы очистного сооружения представлена на рисунке 3.

Производственные сточные воды поступают в накопитель-усреднитель сточных вод. Предварительная обработка сточных вод зависит от особенностей химического состава стоков.

 

 

         
   


В геркаплектор
                                                                                                           

                           
       

 


В водоем
                                                                                                                          

 

     

 


На утилизацию
                                                                              

 


 

Рисунок 3. Схема работы очистного сооружения

Суть биологической очистки заключается в обработке сточных вод специализированной культурой сульфатвосстанавливающих бактерий, обладающих способностью в анаэробных условиях восстанавливать сульфаты до сероводорода с одновременным окислением органических веществ и разрушением фосфатов, нитратов, ионов аммония. Анаэробное разложение органических загрязнений происходит в герметичных стальных аппаратах биотенках, на две трети заполненных пористым материалом, на котором иммобилизован специализированный симбиоз микроорганизмов. В результате жизнедеятельности микроорганизмов происходит снижение концентрации органических загрязнений. В процессе биохимической очистки также уменьшается содержание минеральных веществ.

Обеззараживание и дезодорация очищенной воды осуществляется на стадии озонирования. Здесь же происходит дополнительное окисление остатков органических веществ.

На следующей стадии в тонкослойных отстойниках происходит удаление взвешенных веществ. Отделенный осадок собирается в уплотнителе осадка и обезвоживается механическим способом, после чего осадок направляется на утилизацию или вывозится в места складирования. Объем образующегося при этом осадка на порядок меньше, чем при аэробных способах очистки.

Очищенные сточные воды сбрасываются в систему городской канализации. При сбросе очищенных сточных вод в водоем дополнительно вводится стадия тонкой фильтрации.

Преимуществами нового оборудования являются:

· повышение эффективности очистки сточных вод от органических соединений по сравнению с традиционными аэробными технологиями;

· снижение на 65-70 % общего солесодержания сточных вод;

· возможность автоматизированного контроля и управления процессом;

· небольшой объем образующегося осадка;

· простота и надежность в эксплуатации;

· меньшая занимаемая площадь очистных сооружений.

Подразделения предприятия ведут строгий контроль за выполнением плана мероприятий по охране окружающей среды, т. к. мониторинг является одним из главных мероприятий в управлении предприятием, а, следовательно, главным в осуществлении мероприятий по охране среды.

 

 





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема загрязнения окружающей среды в современных условиях является глобальной, следовательно, на каждом предприятии должны приниматься меры по снижению вредных выбросов в окружающую среду, экологизации производства. Статья затрат на охрану окружающей среды является не последней в сумме общих затрат предприятия. Именно поэтому следует уделять достаточно внимания и средств на защиту окружающей среды.

В связи с этим создана законодательная база, планы мероприятий, которые позволяют рационализировать затраты на охрану среды.

За 80 лет существования ОАО «ПБТФ» подверглось множествам изменений. В настоящее время, в условиях кризиса, предприятие улучшает свои показатели, вносит изменения как в производство, так и в управленческую сферу.

 На предприятии уделено особое внимание вопросу защиты окружающей среды от вредных выбросов. Создаются планы мероприятий по уменьшению выбросов, закупается более экологичное оборудование, выделяется достаточно средств для улучшения экологический ситуации и минимизирования вредных выбросов как в атмосферу, так и в водные ресурсы.

Приобретение нового оборудования позволит улучшить отчистку сточных вод и тем самым поспособствует улучшению экологической ситуации на предприятии; повысит эффективность очистки сточных вод от органических соединений по сравнению с традиционными аэробными технологиями; предоставит возможность автоматизированного контроля и управления процессом; потребует меньшей занимаемой площади очистных сооружений.

Созданный план мероприятий по защите окружающей среды на 2007 – 2010 гг. является оптимальным, т. к. не требует больших затрат. Все пункты мероприятий выполняются в срок и не понесли излишних затрат, что является положительным для финансового состояния предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ

2. Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» 4.05. 1999 г. N 96-ФЗ

3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12. 1995 г. № 208-ФЗ.

4. Федеральный закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. № 2118-1

5. Налоговый кодекс РФ, ст. 75

6. Указ Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерное общество» от 1.07. 1992 г. № 721

7. Акмаева, Р.И., Узбекова, Р.Х., Павлова, В.П., Организация и планирование производства на предприятиях рыбной промышленности: Учеб. для уч-ся по спец. 1728 "Бух. учет", 1747 "Планир. на предприятиях рыбного хоз-ва" - М. – 1988

8. Антонов, А.Н., Морозова, Л.С., Основы современной организации производства: учеб. для студ. высш. и сред. спец. заведений, обуч. по спец. "Экономика труда" - М. – 2004

9. Вальдберг, А.Ю., Николайкина, Н.Е., Процессы и аппараты защиты окружающей среды: защита атмосферы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению 656600 - "Защита окружающей среды" - М. – 2008

10. Винокур, М.Е., Организация производства и менеджмент: учеб.-метод. комплекс - Владивосток – 2008

11. Гутенев, В.В., Денисов, В.В., Денисова, И.А., Промышленная экология: учеб. пособие для студ. вузов - М.; Ростов н/Д – 2007

12. Ерофеев Б.В. Об экологических правоотношениях. В сборнике Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под ред. Желвакова Э.Н. – М.: «Юридический бюллетень предпринимателя», 1998 г.

13. Манилюк, Т.А., Теоретические основы защиты окружающей среды: учеб. пособие для студ. спец. 280202 - Инж. защита окружающей среды - Чита – 2008

14. Мельников, А.А., Проблемы окружающей среды и стратегия ее сохранения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 120000 "Геодезия и землеустройство" - М. – 2009

15. Микроэкономика: учеб. пособие/И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391с.

16. Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды: постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 168

17. Плисецкий, Е.Л., Коммерческая география России: террит. организация производства и рынка: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" - М. – 2007

18. Росляков, П.В., Методы защиты окружающей среды: учеб. для вузов - М. – 2008

19. Филатов, О.К., Рябова, Т.Ф., Минаева, Е.В., Экономика предприятий (организаций): учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)" - М. – 2008

20. Яковлев, Б.И., Яковлев, В.Б., Организация производства и предпринимательство в АПК: учеб. для студ. вузов по агроном. спец. - М. – 2005

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: