Соотношение темпов роста производительности труда и оплаты труда

№ п/п Показатели Базисный год Прошлый год Отчетный год Отклонение + (-)
1. Розничный товарооборот (тыс. руб.)  15144 15183,3 15449,3 305,3
2. Среднесписочная численность работников (чел.) 25 24 24 -1
3. Фонд оплаты труда (тыс. руб.) 1200,0 1250,0 1270,0 70
4. Производительность труда 1го работника (руб.) 605,8 632,6 643,7 37,9
5. Средняя заработная плата1го работника (руб.) 48,0 52,1 52,9 4,9

 

Вывод: Темпы производительности труда и заработной платы в течении трех лет изменялись. С ростом производительности труда увеличивается и средняя заработная плата и составляет соответственно по трём годам:48;52,1;52,9 тыс.руб. На это оказывает влияние изменение фонда оплаты труда, т. к. он с каждым годом растет и составляет 1200,1250,1270 тыс.руб. Такая работа предприятия является эффективной, а значит прибыльной. Каждое предприятие стремится к повышению производительности труда, т. к. это позволяет увеличить объем товарооборота, а в конечном итоге и доходы самого предприятия. Следовательно, увеличивается и объем заработной платы.


Премирование работников, система надбавок и доплат

Гибкость и подвижность любой системе оплаты труда придает использование систем премирования. Роль премий определяют сле­дующие условия:

— премии позволяют стимулировать работников торговли, делая зависимым уровень заработной платы от конкретных результатов труда;

— выплата премий позволяет увязывать прирост средней заработ­ной платы с показателями торговой деятельности;

— премии обеспечивают одновременно как коллективную, так и индивидуальную материальную заинтересованность.

В настоящее время торговые организации и предприятия могут применять следующие основные системы премирования:

1) за основные результаты хозяйственной деятельности;

2) вознаграждение по итогам работы за год;

3) поощрения работников за выполнение важных заданий;

4) специальные системы премирования (за сбор и сдачу тары, за внедрение новой техники, за снижение товарных потерь и т.д.);

5) система оказания единовременной помощи работникам.

 Применяемые премиальные системы должны быть утверждены внутренними юридическими документами и содержать ряд обяза­тельных составных элементов. Это: условия премирования, показатели премирования, размеры и шкала премирования, круг премируемых работников, источник премирования.

В торговых предприятиях и организациях может применяться и такая форма материального стимулирования труда работников, как система надбавок и доплат. По механизму использования и по при­сущим ей чертам (в том числе и юридическим) система надбавок и доплат близка к тарифной системе и часто рассматривается как вре­менное увеличение тарифной части заработка. Регулируются условия назначения и выплаты надбавок и доплат Трудовым кодексом, причем размеры определяют сами торговые предприятия.

Надбавки к заработной плате представляют собой денежные вы­платы, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулиру­ющего характера. В торговых предприятиях могут применяться сле­дующие виды надбавок:

— за профессиональное мастерство;

— за высокие достижения в труде.

Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или особенности труда работников, производимые по указанию администрации органи­зации (или предприятия) или с ее согласия. В современных условиях в торговле могут применяться следующие основные виды доплат:

— за совмещение профессий (должностей), расширение зон об­служивания, увеличение объемов выполняемых работ;

— за выполнение наряду со своей основной работой обязаннос­тей временно отсутствующего работника;

— работникам, для которых рабочий день устанавливается с раз­делением на две части (перерыв свыше двух часов, который не вклю­чается в рабочее время);

— за работу в ночное время;

— подросткам за сокращенный рабочий день и т.п. Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы

по данной профессии (должности) в конкретно взятом торговом предприятии. При переходе работника в другое предприятие, а так­же на работу по другой профессии (либо при смене должности) вы­плата надбавок или доплат может быть прекращена.

Выплата премий, доплат, компенсаций и т.п. предельными раз­мерами не ограничивается. Конкретные размеры премиальных и прочих выплат устанавливаются исходя из значимости достижений, их срочности и важности с учетом имеющихся средств.




Заключение

Тема «Труд и оплата труда на торговом предприятии» занимает центральное место в структуре дисциплины «Экономика организаций» и является наиболее важной в профессиональной деятельности.

Первая глава моей работы дает представление о понятии труда, его особенностях в сфере торговли, раскрывает вопросы оплаты труда, ее видах, формах и системах. В этой главе я также раскрыла вопрос важности моральной и материальной мотивации труда работников предприятия. На основе материала данной работы можно сделать вывод о том, какие формы и системы оплаты труда можно использовать, какие виды стимулирования применять, а также использовать ли новые методы оплаты труда или нет в конкретных случаях.

Во второй главе моей работы я представила теоретический материал по следующим вопросам: состояние и движение кадров предприятия, использование систем оплаты труда на торговом предприятии, производительность труда как показатель уровня расходов на оплату труда, премирование работников, система надбавок и доплат. Кроме теоретического материала я представила расчеты и анализ показателей состояния и движения трудовых ресурсов на примере торгового предприятия ООО «Европа».

Исследование трудовых ресурсов позволяет оценить обеспечен­ность трудовыми ресурсами конкретного предприятия, укомплекто­ванность штата работниками различных профессий, эффективность использования рабочего времени и др.

Для обеспечения ритмичности и равномерности процесса обращения, необходим анализ трудообеспеченности, а также расчет и анализ системы показателей эффективности использования трудовых ресурсов и уровня производительности труда.

В результате анализа расчетов показателей состояния и движения трудовых ресурсов, производительности труда и средней заработной платы было выявлено, что на такое соотношение показателей оказывают влияние следующие факторы:

§ Изменения в объеме и структуре товарооборота. Совершенно очевидно, что увеличение объема и удельного веса товаров меньшей трудоемкости (как, впрочем, и увеличение об­щего объема) повысит товарооборот, приходящийся на одного среднесписочного работника.

§ Укомплектованность и текучесть кадров. Укомплектованность и текучесть кадров являются серьезным ре­зервом повышения эффективности (в том числе и производи­тельности) труда в торговле. Меры для преодоления текучести и закрепления кадров достаточно традиционны: улучшение усло­вий труда и быта, повышение содержательности работы, укреп­ление трудовой дисциплины, расстановка и четкое распределе­ние обязанностей между работниками, повышение стимулиру­ющих функций оплаты труда и т.п.;

§ Организация труда. В настоящее время недостатки в организации труда (в том числе и управленческого), низкая степень механизации вызывают уменьше­ние объемов товарооборота, повышают текучесть кадров и способствуют сворачиванию прогрессивных методов продажи.

Таким образом, на основе вышеизложенного материала можно сказать, что в работе достаточно полно освещены вопросы труда и оплаты труда работников торгового предприятия в целом, а также отдельные аспекты заработной платы, методы стимулирования труда, приведены пути повышения эффективности работы торгового предприятия.

 

 

Список используемой литературы

1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

2. Барановский В.А., Губцова Л.И., Тимофеева В.А. Продавец, 2-е издание – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.

3. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия – М.:ИНФРА, 2006г.

4. Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация – М.: ИНФРА-М, 2001г.

5. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия – М.: Банки и биржи, издательское объединение «ЮНИТИ», 1996г.

6. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник практикум, 3-е издание – М.: Финансы и статистика, 2006г.

7. Чечевицын Л.А. Экономика предприятия, 4-е издание - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.

8. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия, 5-е издание – М., 2008г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: