Акционирование предприятий в Узбекистане

 

В Узбекистане, завершив так называемую малую приватизацию, было подготовлено понимание людей к тому, что есть выгода быть собственником. Это очень важно было на этапе перевода средних и крупных производственных предприятий в новую форму собственности на основе их акционирования.

Указом Президента Республики Узбекистан, принятого в июне 1995 года было намечено ускорить процессы акционирования предприятий государственной собственности, тем самым были сняты все ограничения препятствующие развитию качественно нового этапа реформирования, когда труженики республики получали возможность стать владельцами промышленных и других предприятий.

Процесс акционирования предприятий в республике стал объективным выражением развития рыночных отношений. Рыночная экономика немыслима без акционерных форм хозяйствования, которая не только создает условия демократизации капитала, но и способствует развитию научно-технического прогресса, а, следовательно, росту эффективности производства, его большему соответствию требованиям постоянно меняющегося потребительского рынка.

Был утвержден также порядок преобразования государственных предприятий в АО открытого типа. Постановлением КМ республики от 15 июня 1995 года определены сроки и график преобразований государственных предприятий по отраслям.

В соответствии с установленным порядком, руководитель государственного предприятия, преобразуемого в АО, в течение 3-х дней после принятия коллективом решения, издает приказ об образовании рабочей комиссии для подготовки документов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представляет в Госкомимущество или его территориальное управление следующие документы:

· план приватизации;

· акт об оценке имущества;

· проект устава АО;

· проспект эмиссии акций.

Эти документы рассматриваются и утверждаются в Госкомимуществе республики или его территориальном управлении, а затем проходят регистрацию в хокимияте.

Постановлением определен также порядок выпуска акций АО.

Процесс разгосударствления предприятий и создание АО шел в республике достаточно интенсивно. К концу первой половины 1995 года их было создано более 3 тысяч. Однако процесс акционирования мог проходить успешнее, и значительно большее число акционерных предприятий могли обрести статус официально признанных АО, если бы он не сопровождался серьезными формальностями и ошибками. За указанный период менее половины АО прошли полную регистрацию.

Длительность процесса преобразования (свыше 240 дней), сложившаяся по первоначальной схеме, огромное количество документов, которое предприятие должно было подготовить и зарегистрировать в шести инстанциях, высокая плата за регистрацию и т.д. – все это серьезно сдерживало и осложняло процесс создания АО в республике.

Постановлением Кабинета Министров от 15 июня 1995 года эти проблемы были сняты, имевшие место бюрократические препоны устранены.

Успешно развиваемый процесс разгосударствления и приватизации в республике позволил создать более 4500 акционерных обществ. Акционированием были охвачены не только объекты промышленности и других отраслей среднего порядка, но и крупные, базового характера предприятия.

В период 1996–97 гг. были преобразованы в государственные акционерные общества открытого типа Ташкентский тракторный завод, холдинговая компания «Узсельхозмаш-холдинг», Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова и др.

В каждом случае акционирования предприятий государство в целях контроля и руководства АО оставляло за собой пакет акций в 51%. Такой порядок необходим был в первый период акционирования, когда выборные органы управления еще не обрели достаточных опыта и знаний об особенностях функционирования новой структуры. В дальнейшем необходимость жесткого государственного контроля и руководства отпала, и государство могло продавать акции своего пакета. Кроме того, преимущественная часть акций в руках одного держателя-государства ограничивало развитие рынка ценных бумаг, сокращало число участников инвестирования, в том числе иностранных, что было особенно не желательно.

Указом Президента Республики, подписанного в марте 1997 года, было определено при формировании уставного капитала акционерных обществ открытого типа, в которых государство сохраняет свою долю, установить следующие пакеты акций приватизированных предприятий:

· государства – не более 25%;

· трудового коллектива – не более 26%;

· для реализации иностранным инвесторам – не менее 25%;

· на свободную продажу – оставшуюся часть акций.

Причем такой порядок может действовать только в течение одного года со времени регистрации проспекта эмиссии, после чего все не выкупленные акции выставляются Госкомимуществом Республики на свободную продажу юридическим и физическим лицам, в том числе и иностранным.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы управления акционерными обществами» (22 августа 1998 г.) в республике создан институт государственных поверенных в акционерных обществах с государственной долей пакета акций более 25%. Государственные поверенные назначаются, как правило, на такие предприятия, от успешной работы которых зависит благосостояние республики в гораздо большей степени, чем от остальных. Из общего количества акционерных обществ государственные поверенные назначены только 425, в их числе ГАО ТАПОиЧ.

Задачами государственного поверенного определено:

· анализ деятельности предприятия;

· владение полной информацией об этой деятельности;

· недопущение банкротства предприятия;

оказание помощи в кризисных ситуациях путем разработки и осуществления программы по выводу предприятия из кризиса и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: