Приватизация предприятий и объектов в современных условиях

 

В процессе разгосударствления и приватизации, по данным Госкомимущества, в 2010 году приватизировано 96 предприятий и объектов (включая программные и внепрограммные объекты) (далее – объекты).

Наибольшее количество объектов приватизировано в г. Ташкенте (37,5 процента от общего числа приватизированных по республике объектов), Хорезмской (9,4 процента), Ташкентской и Сурхандарьинской (по 8,3 процентов), Кашкадарьинской (7,3 процента), Андижанской, Наманганской и Ферганской (по 6,3 процентов) областях.

В структуре приватизированного государственного имущества наибольший удельный вес приходится на объекты местных органов власти (53,1 процента), Министерства сельского и водного хозяйства (14,6 процента), ГАК «Узбекенгилсаноат» (6,2 процента), Министерство народного образования (4,2 процента) и других министерств и ведомств (18,8 процента).

Ведомственную структуру приватизированных объектов за январь-декабрь 2010 года характеризуют нижеприведенные данные:

 

  количество приватизированных объектов, единиц в% к итогу
     
Всего 96 100,0
в том числе:    
Хокимияты 51 53,1
Министерство сельского и водного хозяйства 14 14,6
Министерство народного образования 4 4,2
ГАК «Узбекенгилсаноат» 6 6,2
НХК «Узбекнефтегаз» 3 3,1
Другие министерства и ведомства 18 18,8

 

Поступление денежных средств от приватизации и разгосударствления в январе-декабре 2010 года составило 23,0 млрд. сум.

В территориальном разрезе наибольшая часть денежных поступлений от приватизации и разгосударствления приходится на г. Ташкент (42,9 процента всех поступлений), Ташкентскую (20,0 процента), Ферганскую (9,5 процента), Наманганскую (8,0 процента), Бухарскую (5,6 процента) и Кашкадарьинскую (3,3 процента) области.

 

 



Заключение

 

Основные формы разгосударствления и приватизации включают:

· преобразование государственного предприятия в коллективное, хозяйственное общество или товарищество;

· преобразование государственного предприятия в арендное с последующим выкупом арендного имущества;

· продажа государственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

В качестве других форм могут быть бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций.

Разгосударствление и приватизация имеет сравнительно богатый опыт не только в бывших странах социалистического лагеря, но и в капиталистических. Мировой опыт насчитывает порядка 22 различных способов полной или частичной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору. Лидером приватизации считают Великобританию. Английское правительство только за период с 1979 по 1988 годы провело приватизацию 14 крупных предприятий, около 600 тысяч рабочих мест было передано в частный сектор. Результатом стало повышение прибыли на приватизированных предприятиях, их экономическое положение значительно улучшилось.

Анализ практики разгосударствления и приватизации в Узбекистане позволяет отметить следующие его черты и особенности.

Во-первых, при всем стремлении придать идее чековой приватизации привлекательность в смысле обеспечения принципа социальной справедливости, Узбекистаном она не была принята по ряду причин. Первая, производственный потенциал страны создавался трудом многих поколений и объективно определить реальный вклад каждого жителя республики в период приватизации практически невозможно. Следовательно, принцип социальной справедливости не срабатывает, а складывается все тот же принцип уравниловки. Вторая, безвозмездное распределение чеков не создает слой собственников, а, напротив, обесценивает богатство страны. Бесплатно доставшееся имущество или часть его (даже в виде чеков) не будет по-настоящему беречься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании, как если бы оно было приобретено за деньги. Известно, что полученные людьми чеки в огромных масштабах скупались предприимчивыми дельцами почти за гроши.

Важно отметить и то, что средства, выручаемые от продажи имущества в Узбекистане, шли и идут в первую очередь на поддержку самих предприятий в постприватизационный период, на создание технологически новых производств; они составляют финансовую основу доступных кредитов, предоставляемых предпринимателям.

Во-вторых, процесс приватизации, осуществляемый под контролем государства, воплотил в себе существо основных принципов экономического реформирования.

Последовательность и поэтапность, определившие важную особенность узбекской модели реформирования экономики, весьма наглядно прослеживаются на развитии процесса разгосударствления и приватизации. Начало ему положила продажа (передача) жилья гражданам республики в личную собственность. Вторым этапом процесса стала приватизация в торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания, в отраслях местной, легкой и пищевой промышленности, или так называемая малая приватизация. И, наконец, третьим этапом определяется преобразование собственности средних и крупных государственных предприятий. Хронологически этапность здесь имеет определенную условность. С точки зрения социально-экономической значимости форм и методов осуществления, такая последовательность оправдана: в ней заложен, безусловно, программный смысл. Такой подход позволил выявить основные приоритеты в области приватизации для каждого этапа.

В-третьих, сложная демографическая ситуация, определившая трудоизбыточность в стране, низкая миграция населения, а также относительно низкий уровень дохода населения – все это также определило своеобразие осуществления приватизационного процесса в республике. С одной стороны, потребовались усилия государства по социальной защите высвобождаемого в результате приватизации трудового населения. С другой – выкуп имущества государственных предприятий и организаций осуществлялся в основном трудовыми коллективами за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении. Доля же индивидуальных покупателей была сравнительно мала, что отразилось в свою очередь на неразвитости аукционной формы продажи имущества разгосударствляемых предприятий.

В-четвертых, в процессе разгосударствления и приватизации в республике прослеживается и такая особенность, как привлечение иностранных инвесторов к этому процессу. Дело в том, что для значительной части преобразуемых предприятий характерно низкое техническое состояние производства, наличие устаревшей техники и технологии. Вовлечение в процесс приватизации иностранных инвесторов было направлено на решение задач модернизации, структурной перестройки производства, насыщения рынка товарами народного потребления, интеграции в мировую экономическую систему.

Наконец, отличительной чертой механизма разгосударствления и приватизации является проведение, наряду с изменениями собственности, мероприятий по разукрупнению и демонополизации сложившихся производственных и управленческих структур. Особенно это заметно проявилось в отраслях легкой и местной промышленности, в агропромышленном комплексе.

Процесс приватизации, решая задачи создания многоукладной экономики и конкурентной среды, класса предпринимателей, устраняет, вместе с тем, сложившиеся в условиях единого народно-хозяйственного комплекса, узкоспециализированные отраслевые монопольные структуры, а также создает возможности в случаях необходимости осуществлять диверсификацию структуры производства, т.е. изменять структуру выпускаемой продукции, налаживать выпуск продукции, пользующейся спросом и способной конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.

Процесс разгосударствления и приватизации последовательно охватывал все отрасли производственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, приспосабливая их к условиям рыночных отношений.

В Узбекистане, завершив так называемую малую приватизацию, было подготовлено понимание людей к тому, что есть выгода быть собственником. Это очень важно было на этапе перевода средних и крупных производственных предприятий в новую форму собственности на основе их акционирования.

Процесс акционирования предприятий в республике стал объективным выражением развития рыночных отношений. Рыночная экономика немыслима без акционерных форм хозяйствования, которая не только создает условия демократизации капитала, но и способствует развитию научно-технического прогресса, а, следовательно, росту эффективности производства, его большему соответствию требованиям постоянно меняющегося потребительского рынка.

Успешно развиваемый процесс разгосударствления и приватизации в республике позволил создать более 4500 акционерных обществ. Акционированием были охвачены не только объекты промышленности и других отраслей среднего порядка, но и крупные, базового характера предприятия.

 



Список литературы

 

1. Конституция Республики Узбекистан. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997, №2, ст. 12.

2. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан. Часть первая утверждена Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. №163-I. «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2010 г., №23.

3. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан. Часть вторая утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. №256-I. «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2010 г., №23.

4. О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда. Указ Президента РУз от 5.01.06 г. №УП-3706.

5. «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» от 18.11.2008 г. №УП – 4053. Собрание законодательства РУз, 2008 г., №49, ст. 477.

6. «О Программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала» 28.11.08, УП №-4058. Собрание законодательства РУз, 2008 г., №49, ст. 477.

7. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства. Указ Президента РУз от 16.06.2005, №УП-3619.

8. Каримов И.А.И. Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. – Т.: Ўзбекистон, 2009. – 56 с.

9. Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени. // Доклад Президента РУз Ислама Каримова 13 февраля 2009 года на заседании КМ, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год. // Народное слово, 2009 год 14 февраля.

10. Обеспечение приоритета интересов человека – главная цель всех проводимых реформ и преобразований. // Доклад Президента РУз Ислама Каримова на заседании КМ, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2008 году. // Народное слово, 2008 г. 9 февраля.

11. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. Источник http://www.press-service.uz/ru/#ru/news/show/dokladi/

12. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Источник: http://www.press-service.uz/ru/#ru/news/show/dokladi

13. Каримов И.А. Узбекистан – собственная модель перехода на рыночные отношения. – Т.: Узбекистон, 1993.

14. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Т.: Узбекистон, 1995.

15. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса. - Т.: Узбекистон, 1997.

16. Каримов И.А. Развитие сельского хозяйства – источник благосостояния народа. Речь на X сессии Олий Мажлиса 25 декабря 1997 г.-Ж. «Экономика и статистика» №2, 1998.

17. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век.-Т.:Узбекистон, 1999.

18. Каримов И.А. Либерализация экономики и углубление реформ – наша главная задача /Доклад на заседании КМ, посвященный итогам социально-экономического развития страны за 1999 г. и приоритетным направления либерализации и углубления экономических реформ в 2000 г. /Газета «Правда Востока» 15 февраля 2000 г.

19. Закон РУз «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 г.

20. Закон РУз «О разгосударствлении и приватизации» от 19 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 7 мая 1993 г.)

21. Данилов А.С. Национальная экономика. Учебник. Т., 2004.

22. Агапов А. Фондовые «землетрясения» // Финанс. – 2006. – №5. – С. 48–49.

23. Алексеев Д.А. Расчеты по ценным бумагам. Проект TARGET2 Securities // Деньги и кредит. – 2008. – №1. – С. 69–71.

24. Антонюк А.В. Состояние и перспективы российского рынка региональных и муниципальных облигаций // Аспирант и соискатель. – 2004. – №5. – С. 152–153.

25. Башун В. Очередная мобилизация второго эшелона // Эксперт. – 2004. – №37. – С. 172–187.

26. Бучаев Я.Г. О системном прогнозировании конъюнктуры рынка ценных бумаг / Я.Г. Бучаев, М.Г. Завельский, А.В. Пекарский // Пробл. прогнозирования. – 2003. – №6. – С. 108–118.

27. Васильева М. Вексель: правовое регулирование и налоговый учет / Васильева М., Зуйкова Л., Крутякова Т.; под. ред. Т. Крутяковой // Экономико-правовой бюллетень. – 2005. – №3. – 191 с. – (АКДИ «Экономика и жизнь»).

28. Гудков Ф.А. Вексель: Правила сост. Последствия оборота подделок. Правовые аспекты экспертизы. – М.: МЦФЭР, 2005. – 207 с. – (Прил. к журн. «Налоговые споры»; №3).

29. Дорошенко О.М. Ценные бумаги: учет и отражение в отчетности // Бухг. учет. – 2006. – №5. – С. 27–32.

30. Иванов А.В. Сценарии развития российского рынка ценных бумаг // Пробл. прогнозирования. – 2004. – №4. – С. 136–145.

31. Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: учебник. – 2-е изд. – СПб., 2001. – 304 с.

32. Комарова А.Н. Системы автоматизированных котировок внебиржевого рынка ценных бумаг США // Финансы. – 2003. – №8. – С. 68–70.

33. Кононов А. Как организуют долги // Финанс. – 2005. – №25. – С. 38–45.

34. Корпоративные акции // Эпиграф. – 2004. – Янв. (№1). – С. 7.

35. Костиков И. Ценные бумаги раскроют свои тайны / Подгот. Е. Голякова // Рос. газ. – 2003. – 2 окт. – С. 9–14.

36. Криничанский К. Генезис института векселя: функциональный аспект // Вопросы экономики. – 2009. – №8. – С. 110–122.

37. Куда вложить деньги: Паевые инвестиционные фонды, Банковские вклады, Рынок облигаций, Корпоративные акции, Рынок Forex // Эпиграф. – 2003. – №23. – С. 4–5; №44. – С. 4–5.

38. Кулигин Е.В. Новые парадоксы вексельного обращения // ЭКО. – 2003. – №5. – С. 38–46.

39. Кусмарцев А.И. Анализ факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России // Микроэкономика. – 2009. – №5. – С. 147–151.

40. Лебедев А.Е. Производные ценные бумаги: их роль в финансовой глобализации и значение для России // Пробл. прогнозирования. – 2004. – №2. – С. 16–24.

41. Манасов М. «Фондовый рынок – это рынок будущего» / Записал С. Козицин // Ведомости. – 2003. – 13 окт. – С. 5.

 


[1] Законе “О разгосударствлении и приватизации (19 ноября 1991 г.) Сборник законодательных актов Республики Узбекистан 2007 г.

[2] И.А. Каримов. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Народное слово. 29 января 2005 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: