Состояние и проблемы развития местного самоуправления Московской области на современном этапе

 

Московская областная Дума является одним самых активных участников процесса формирования законодательной базы реформы местного самоуправления, как на региональном, так и на федеральном уровне. За период с 1997 по 2009 годы Московской областной Думой внесено в порядке законодательной инициативы на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации более 10 проектов Федеральных законов по совершенствованию организации местного самоуправления, 3 из которых были подписаны Президентом Российской Федерации и обрели статус законов. В 2007 году Московская областная Дума внесла в Госдуму законопроект, который в 2008 году стал Федеральным законом от 25.11.2008 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления».В 2009 году Московская областная Дума готовит законодательные предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ в части уточнения полномочий муниципальных образований по обеспечению пожарной безопасности, порядка формирования конкурсных комиссий по назначению глав администраций поселений, а также совершенствования механизмов взаимодействия между муниципальными районами и поселениями и предоставления субъектам Российской Федерации права регулирования вопросов местного значения муниципальных образовании.

Проведенная проверка готовности органов государственной власти и органов местного самоуправления к реализации Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме, выявила наиболее острые проблемы. Следует отметить, что неувязки и пробелы в федеральном законодательстве существенно затрудняют ход реформы на местах. В ходе подготовки к выполнению в полном объеме Федерального закона № 131-ФЗ выявились слабые звенья реформы и ее законодательного обеспечения, о чем свидетельствуют 268 поправок, внесенных в документ и направленных на устранение его недостатков.

Активным инициатором многих из них выступила Московская областная Дума. Одно из подготовленных предложений — по вопросу наделения субъектов Российской Федерации правом устанавливать вопросы местного значения конкретных муниципалитетов.

Проведенный мониторинг выявил, что ключевой проблемой на данный момент является финансовое и имущественное обеспечение полномочий муниципальных образований.

Бюджетным кодексом Российской Федерации в принципе не решена проблема обеспечения наполняемости и сбалансированности местных бюджетов.В доходах муниципальных образований местные налоги не превышают 10 процентов, а межбюджетные трансферты доходят порой до 50 и более процентов.Органы местного самоуправления не могут вести среднесрочное бюджетное планирование, реализовывать сколь-нибудь значимые социальные проекты, выходящие за рамки года, исполнять в полном объеме свои обязательства перед гражданами. В такой ситуации говорить о самостоятельности местных бюджетов не приходится.

Другая проблема связана с постоянным расширением перечня вопросов местного значения и увеличением объема расходных обязательств без соответствующего увеличения доходной базы местных бюджетов.За последние годы число вопросов местного значения по сравнению с исходным их перечнем увеличилось для муниципальных районов и городских округов на одиннадцать, а для сельских и городских поселений — на двенадцать позиций, или в полтора раза.

Неопределенность в дальнейшей корректировке перечня вопросов местного значения порождает проблему, связанную с реализацией норм ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ. Речь идет о необходимости приватизации или отчуждения так называемого непрофильного имущества в срок до 1 января 2012 года, которое, при очередном наделении муниципалитетов дополнительными полномочиями, может стать необходимым.

Всем хорошо известна высокая степень износа большинства объектов муниципального имущества. В том числе коммуникаций, жилищного фонда, социально-культурных объектов. Многие из них требуют больших затрат на капитальный ремонт, некоторые вообще мало пригодны для эксплуатации.Однако это имущество передается по цепочке на местный уровень без какого-либо возмещения дополнительных расходов, связанных с использованием такого имущества. Это также усугубляет финансовые проблемы муниципальных образований.

Еще одна серьезная проблема заключается в том, что многие объекты недвижимого имущества не прошли государственную регистрацию, большинство муниципальных предприятий не зарегистрировано как единый имущественный комплекс.

Учитывая финансовые возможности местных бюджетов, обеспеченность кадрами и многочисленность объектов муниципального имущества, можно с уверенностью предположить, что требование 131-го Федерального закона и гражданского законодательства о необходимости инвентаризации, оценки, оформления технической документации, кадастровых планов и проведения других процедур также не могут быть, и не будут выполнены в установленный законодательством срок.

Вызывает серьезную озабоченность и реорганизация системы жилищно-коммунального хозяйства.

Важно обратить внимание на интеграционные процессы. В условиях, когда отдельные муниципальные образования не могут самостоятельно обеспечить население соответствующими услугами, у них есть дополнительный способ решения этого вопроса через слияние с более развитыми, прежде всего в экономическом плане, муниципальными образованиями.

Этот процесс наблюдается в Московской области. Финансово слабые муниципальные образования тянутся к более крепким. Но сама эта процедура федеральным законодательством должным образом не урегулирована. Она регламентируется только одной статьей закона о местном самоуправлении. При этом субъектам не предоставлено право дополнительно регулировать эту сферу и устанавливать базовые принципы для решения территориальных вопросов.В связи с этим целесообразно предоставить субъектам полномочия по законодательному регулированию организации местного самоуправления, в том числе и в территориальных вопросах.

Существует явный дефицит профессионально подготовленных кадров для решения сложных, разноплановых задач местного самоуправления, в первую очередь — вопросов финансирования. Непозволительно доверять формирование местных бюджетов неподготовленным специалистам. А надеяться на то, что органы местного самоуправления уже сейчас будут в полной мере обеспечены сотрудниками с должной квалификацией и опытом работы не приходится.

Помимо несовершенства законодательства, существуют и недоработки в деятельности муниципальных образований. Органы местного самоуправления обладают реальными механизмами для того, чтобы навести порядок в деле наполнения местных бюджетов. В частности, с целью получения доходов от налогов на землю органам местного самоуправления необходимо осуществлять тесное взаимодействие с органами кадастрового учета для получения необходимой информации о регистрации прав на земельные участки.

Нередко отсутствует статистическая база для осуществления расчетов по бюджетам поселений. Трудно оценить экономический потенциал поселения при отсутствии данных о текущей деятельности территориально обособленных структурных подразделений крупных предприятий, расположенных на их территориях, но зарегистрированных в другом муниципальном образовании области и даже другом регионе страны.

Абсолютно ясно, что дальнейшее продвижение муниципальной реформы существенно осложнено явлением мирового финансово-экономического кризиса.

Перейти на новую систему отношений с перераспределением и исполнением дополнительных полномочий сам по себе сложный процесс даже при стабильной экономике, а после кризиса это будет сложнее вдвойне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: