Практические рекомендации по совершенствованию системы местного самоуправления на территории Московской области

 

Прежде всего в целях дальнейшего совершенствование системы местного самоуправления и улучшения работы органов муниципального управления, необходимо решить ряд основных задач препятствующих нормальному развитию системы местного самоуправления. Для этого необходимо:

1. Обеспечить реализацию конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления, а именно:

а) создать благоприятные условия для реализации конституционных прав граждан, прежде всего прав:

избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

осуществлять местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления;

участвовать в решении вопросов местного значения путем прямого волеизъявления, а также путем организации и деятельности территориального общественного самоуправления;

б) законодательное определение порядка учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований;

в) создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, в том числе:

формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения;

формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением;

организацию системы разъяснения населению конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Создать условия для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий предполагает:

а) создание условий для реализации органами местного самоуправления прав на самостоятельное решение таких вопросов местного значения, как:

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, включая землю;

формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов;

осуществление охраны общественного порядка;

б) создание условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в обеспечении прав граждан:

на жилище;

на охрану здоровья и оказание медицинской помощи;

на обеспечение общедоступного образования в муниципальных образовательных учреждениях;

в) завершение в рамках налоговой и бюджетной реформ формирования финансово-экономической базы местного самоуправления, совершенствование системы бюджетного и налогового регулирования прежде всего за счет:

перераспределения средств федерального бюджета, направляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований для решения вопросов, отнесенных к их компетенции;

выработки принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе обеспечения реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, и установления минимальных государственных социальных стандартов;

активного формирования муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономической базы местного самоуправления;

развития рынка недвижимости и инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса;

создания благоприятных условий для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления;

г) разграничить полномочия и соответствующих материальных и финансовых ресурсов между:

федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления;

органами местного самоуправления, в случае если на территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования;

д) формирование системы эффективного государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации;

е) создание условий для взаимодействия муниципальных образований, в том числе на региональном, федеральном и международном уровне;

ж) научно-методическую и организационно-методическую поддержку со стороны государства деятельности органов местного самоуправления;

з) создание эффективной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в органах местного самоуправления;

и) информационную поддержку местного самоуправления.

3. Обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, а также обеспечение соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что предполагает:

а) защиту прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

б) защиту муниципальной собственности;

в) обеспечение минимальных местных бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований;

г) обеспечение стабильной нормативной правовой базы экономической деятельности муниципальных образований;

д) обеспечение самостоятельной деятельности органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

е) обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту;

ж) обеспечение конституционного права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

з) обеспечение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются;

и) формирование муниципального права как комплексной отрасли права, выработка стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления;

к) проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления;

л) разработку современных муниципальных управленческих технологий.

Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Московской области (да и на всей территории Российской Федерации) требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.

Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить:

улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;

обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;

устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.



Заключение

Местное самоуправление играет важную социально-экономическую роль в современной России. В его задачу входит своевременное и полное оказание услуг местному сообществу, развитие экономического и социального потенциала местного сообщества, налаживание горизонтальных связей в обществе и т.д.

Выступая в качестве нижнего уровня власти, местное самоуправление обладает всей полнотой власти на данной территории и несет ответственность за происходящее на ней.

Однако, несмотря на признанную значимость данного института, нельзя утверждать, что его становление в России завершилось. Этот процесс происходит тяжело и противоречиво, с периодическими отклонениями от первоначально заданного курса, сталкиваясь на своем пути с разными трудностями, как то: несовершенство законодательства, отсутствие демократических традиций в обществе, низкая правовая и политическая культура, сознательное противодействие развитию институту местного самоуправления со стороны властей, недостаточное финансирование и т.д.

В современных условиях местное самоуправление, с одной стороны, зависит от центральных властей (прежде всего в финансовом плане), а с другой - служит легитимным выразителем идей местных сообществ, что порождает его двойственный характер и разнообразие в его оценках». При анализе эволюции местного самоуправления и уровне его развития мы предлагаем рассматривать объем полномочий, территориальную основу, организационные формы местного самоуправления, степень политического участия граждан в процессе управления и решения вопросов местного значения, роль политических элит и политических партий в развитии локальных сообществ.

Вместе с тем, проблемой, тормозящей процесс реформирования местного самоуправления в Московской области, является недостаточная урегулированность на федеральном уровне вопроса о «непрофильном» имуществе муниципалитетов. По Федеральному закону такое имущество должно быть продано или перепрофилировано, тогда как пользование и распоряжение этим имуществом всегда приносило доход в местные бюджеты. Кроме того, согласно перечню имущества, установленному Федеральным законом № 131-ФЗ, муниципальные образования лишены отдельных видов имущества для реализации своих полномочий по созданию условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью и т. п.

Создание прочной и устойчивой финансово-экономической базы местного самоуправления до сих пор остается одной из самых актуальных задач для местных сообществ, так как зависимость от регионального уровня власти скорее увеличивается, а не уменьшается.

Без развития самоуправления, без возрождения социальной активности, инициативы и ответственности граждан невозможно осуществление никаких позитивных и жизненно важных изменений в социальной, экономической, политической сфере, стабильное и поступательное развитие страны.



Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ

3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 7 мая 2009 года №90-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.

5. Федеральный закон от 9 ноября 2009 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

7. Федеральный закон от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

8. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

10. Закон Московской области № 231/2005-0З «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период».

11. Закона от 22 октября 2010 года N 123/2010-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Московской области.

12. Закон Московской области от 4 декабря 2008 г. № 187/2008-ОЗ «О бюджете Московской области на 2009 год»

13. Закон Московской области  от 17.07.2008 № 111/2008-ОЗ  «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области».

14. Закон Московской области от 5.12.2008 года № 193/2008-ОЗ «О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, на 2009 год».

15. Закон Московской области № 193/2008-0З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области».

16. Закон Московской области № 45/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области».

17. Закон Московской области № 46/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальной службе в Московской области».

18. Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации Изд. Норма, 2007 г. 320 с.

19. Зотова В.Б. Система муниципального управления. Изд. Питер, 2007г.- 376 с.

20. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в РФ: учебное пособие Изд. Москва, Флинта, 2009 - 345с.

21. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. 2009г. -208с.

22. Прудников А.С., Местное самоуправление и муниципальное управление. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" (2009 год)

23. http://www.rg.ru/org/official/index.html

24. http://komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052048124054057057.html

25. http://moduma.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=848&Itemid=146

 

 


[1] Пункт 2 ст. 3 Конституции РФ

[2] Пункт 2 ст. 12 Конституции РФ

[3] Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[4] О внесение изменений в федеральный закон от 7 мая 2009 года №90-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

[5]  Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ[5] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[6] Федеральный закон от 9 ноября 2009 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

[7] Федеральный закон от 27 декабря 2009 года №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

[8] Федеральный закон от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[9] Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»

[10] Статья 396 НКРФ. «Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу»

[11]   Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

12 Закон Московской области № 231/2005-0З «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период».

13. Закона от 22 октября 2010 года N 123/2010-ОЗ[13] «О межбюджетных отношениях в Московской области»

14. Закон Московской области от 4 декабря 2008 г. № 187/2008-ОЗ  «О бюджете Московской области на 2009 год»

15. Закон Московской области  от 17.07.2008 № 111/2008-ОЗ  «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области».

16. Закон Московской области от 5.12.2008 года  № 193/2008-ОЗ «О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, на 2009 год».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: