Глава 2. Теория Карла Прибрама

Если наша Вселенная действительно является голограммой, то неизбежно встает вопрос о восприятии данной голограммы человеком. Очевидно, что наша нервная система, а значит в первую очередь головной мозг, каким-либо образом преобразует волновые формы элементарных частиц в привычную нам реальность. Объяснение и доказательства такого преобразования предоставляет нейрофизиолог Карл Прибрам, позже ставший приверженцем голографической теории Бома.

2.1 Голографический принцип работы мозга.

К тому времени, как Прибрам начал исследовать деятельность мозга, появились первые открытия, опровергающие прежние теории о мыслительном функционировании нервной системы человека и животных. Опираясь на опыты выдающегося нейропсихолога Карла Лешли, с которым работал в 1946 г. в Йеркешской лаборатории, штат Флорида, Прибрам пришел к выводу о нелокальном распределении памяти в мозге, отсутствию клеток памяти и мышления как таковых.

Несмотря на все большую для Прибрама очевидность распределенного характера памяти, он пока еще не мог понять, как мозг осуществляет ее работу. В середине 1960-х годов Прибрам прочел в журнале «Scientific American» статью, где описывались первые опыты построения голограммы. Открытие принципа голограммы не только было революционным само по себе: оно сулило решение той головоломки, с которой Прибрам столько лет безуспешно боролся.

Прибрам опубликовал свою первую статью о предполагаемой голографической природе мозга в 1966 году и в течение последующих нескольких лет продолжал развивать и уточнять свою теорию. Одновременно с ним над изучением мыслительных функций мозга работали и другие ученые. Ознакомившись с их открытиями, Прибрам также смог объяснить многие способности и возможности мозга.

С помощью голографической теории объяснена колоссальная вместимость памяти. Гениальный физик и математик, уроженец Венгрии, Джон фон Нейман однажды рассчитал, что в среднем в течение человеческой жизни мозг накапливает порядка 2,8∙1020 бит информации. Показательно, что именно голограммы обладают способностью к хранению большого количества информации. Изменяя угол, под которым два лазера облучают кусочек фотопленки, оказывается возможным записать множество изображений на одной и той же поверхности. Любое записанное изображение может быть восстановлено простым освещением пленки лазером, направленным под тем же углом, под которым находились первоначально два луча.

С помощью голографической теории объяснена способность человека забывать и вспоминать. Если фрагмент голографической пленки, содержащий множественные изображения, перемещать под лучом лазера, на нем в непрерывной последовательности будут появляться и исчезать записанные образы. Предполагается, что наша способность вспоминать есть не что иное, как освещение лазерным лучом фрагмента пленки для активизации определенного образа.

С помощью голографической теории объяснена способность человека моментально узнавать знакомые предметы. В опубликованной в 1970 году статье в британском научном журнале «Nature» физик Петер Ван Хеерден предположил, что в основе этой способности лежит особый тип голографии, известный как голографическое распознавание образов. В голографии при распознавании образа предмета луч лазера отражается от специального устройства, известного как фокусирующее зеркало, прежде чем попадет на неэкспонированную пленку. Если второй предмет, подобный, но не идентичный первому, осветить лазерным лучом и отраженный от зеркала луч направить на пленку, на ней появится яркое световое пятно. Чем ярче и четче световое пятно, тем ближе подобие между первым и вторым предметом. Если два объекта совершенно не похожи друг на друга, световое пятно не появится. Поместив светочувствительный элемент за голографической пленкой, мы получим систему распознавания образов.

С помощью голографической теории объяснена способность человека к ассоциативной памяти. Это можно проиллюстрировать еще одним способом голографической записи. Сначала свет одного лазерного луча отражается одновременно от двух объектов, скажем, от кресла и курительной трубки. Затем происходит наложение отраженных световых потоков от двух объектов, и результирующая интерференционная картина записывается на пленку. Если теперь осветить кресло лазерным лучом и пропустить отраженный свет через пленку, на ней появится трехмерное изображение трубки. И наоборот, если то же самое проделать с трубкой, появляется голограмма кресла. Поэтому, если наш мозг действует голографически, подобный процесс может прояснить, почему некоторые объекты вызывают у нас специфические воспоминания.

С помощью голографической теории объяснена способность человека к ощущениям и восприятию. Наш мозг обрабатывает множество нейрофизиологических процессов, проявляющихся в виде опыта и протекающих внутри мозга, создавая при этом впечатление, что часть из них – внутренние (чувство радости, голода), а часть – внешние объекты (звуки, солнечный свет), выходящие за пределы нашего мозга. Например, когда ушиблен палец, мы испытываем в нем боль. Но боль на самом деле не в пальце, фактически она представляет собою некий нейрофизиологический процесс, протекающий где-то в нашем мозге. Способность создавать иллюзию того, что вещи находятся там, где их нет, и есть главное свойство голограммы. Голограмма имеет видимую пространственную протяженность, но если провести рукой сквозь нее, вы ничего не обнаружите. Несмотря на свидетельство ваших органов чувств, никакой прибор не обнаружит присутствия энергетической аномалии или материи на месте голограммы.

Опыты и эксперименты, доказывающие голографический принцип работы мозга также проводили сотрудники Гарвардского университета Дэниел Поллен и Майкл Трактен, физик Петер Ван Хеерден, биолог Пол Питш из Индианского университета и многие другие выдающиеся ученые ХХ века.

2.2 Преобразование волновых форм по принципу Фурье.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов теория Прибрама получила еще более убедительные экспериментальные подтверждения. Учеными было доказано, что мозг преобразует волновые формы элементарных частиц по принципу преобразований Фурье.

         Фурье разработал математический метод перевода паттерна[5] любой сложности на язык простых волн. Он также показал, как эти волновые формы могут быть преобразованы в первоначальный паттерн. Другими словами, подобно тому, как телевизионная камера переводит визуальный образ в электромагнитные частоты, а телевизор восстанавливает по ним первоначальный образ, математический аппарат, разработанный Фурье, преобразует паттерны. Уравнения, используемые для перевода образов в волновую форму и обратно, известны как преобразования Фурье.

На протяжении 1960-х и в начале 1970-х годов различные исследователи заявляли о том, что визуальная система работает как своего рода анализатор частот. Поскольку частота является величиной, измеряющей число колебаний волны в секунду, результаты экспериментов свидетельствовали: мозг может функционировать как голограмма.

В 1979 году нейрофизиологи из Беркли – Рассел и Карен Девалуа – сделали решающее открытие. Они обнаружили, что клетки мозга реагировали не на первоначальные образы, а на то, какой вид им придавали преобразования Фурье. Из этого следовал только один вывод: мозг использовал математический метод Фурье – тот же метод, что используется в голографии, а именно, преобразование видимых образов в волновые формы

После этих открытий Прибрам занялся переоценкой роли, которую частота играла и для других органов чувств. Вскоре он понял, что важность этой роли была недооценена учеными двадцатого века. Физик Герман фон Гельмгольц показал, что ухо является анализатором частот. Более поздние исследования обнаружили, что наш орган обоняния также, по-видимому, основывается на так называемых осмических[6] частотах. Работы Бекеши наглядно продемонстрировали то, что наша кожа чувствительна к вибрационным частотам; более того, он даже представил некоторые данные, свидетельствующие об использовании частотного анализа органом вкуса. Бекеши пришел к тем же математическим преобразованиям Фурье и уравнениям, позволившим ему предсказать реакцию подопытных на различные вибрационные частоты.

Важной находкой Прибрама были работы русского ученого Николая Бернштейна, из которых следовало, что даже наши физические движения могут быть закодированы в мозге в виде волновых форм Фурье. В 1930-х годах Бернштейн провел эксперимент, в ходе которого облачил участников в черные костюмы и нарисовал белые точки на их локтях, коленях и других суставах. Затем он расположил участников на черном фоне и произвел киносъемку различных движений. Когда он проявил пленку, на экране появились только белые точки, двигающиеся вверх и вниз по достаточно сложным траекториям. Чтобы зафиксировать и обработать различные линии, вычерчиваемые точками, Бернштейн применил метод Фурье, преобразовав их в волновые формы. Бернштейн обнаружил, что волновые формы содержат скрытые паттерны, позволяющие предсказать следующее движение с точностью до нескольких миллиметров.

Все эти открытия подтвердили догадки Прибрама о голографичности мозга и позволили ему понять многие возможности и методы функционирования мозга, в свою очередь объясняющие многие способности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: