| № п/п | Содержание хозяйственной операции
| Корреспонденция счетов | |
| дт | кт | ||
| 1 | В результате выполнения НИОКиТР получены положительные результаты, которые будут использоваться в производственной деятельности организации или для управленческих нужд, но не оформлены охранными документами как не подлежащие правовой охране или организация не планирует закреплять права на результаты интеллектуальной деятельности | 09 | 08/9 |
| 2 | Списаны расходы на НИОКиТР на расходы по обычным видам деятельности. Размер и период списания расходов зависит от условий получения экономических выгод. | 20, 26 и др. | 09 |
Заключение
Подводя итоги сказанному выше необходимо сказать, что сфера НИОКР поистине является основой возможного качества белорусской экономики. Разбрасывание научно-технического потенциала, накопленного в советские годы, было бы непростительной, грубейшей ошибкой. Только развитие сферы высоких технологий четвертого, пятого технологических укладов, производство конкурентоспособной, наукоемкой продукции отечественными предприятиями способно предотвратить попадание Беларуси в число "банановых республик".
Для этого государство должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР, доля которых остается очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых льгот о которой говорилось выше, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.
Используя международный опыт организации финансирования НИОКР государство должно стимулировать развитие новых структур работающих в данном направлении (венчурных фирм и фондов, научно-финансовых групп), создавая необходимую инфраструктуру и подводя законодательную основу под функционирование данных структур.
В целом же остается уверенность, что, несмотря на все трудности Республика Беларусь в 21 веке останется в ряду высокотехнологичных держав, так как существующий человеческий потенциал научной сферы огромен. К некоторым предпринимателям уже приходит понимание того, что сфера вложения средств в высокотехнологические проекты, при всей ее рискованности, осталась чуть ли не единственной, где можно заработать высокие дивиденды, государству остается только подтолкнуть инвесторов, обеспечив соответствующую инфраструктуру, законодательную основу, необходимые льготы и гарантии.
При выполнении курсовой работы были использованы следующие нормативные акты представленные в таблице 3
Таблица 3
Краткий аннотированный обзор
| Нормативный акт | Краткая характеристика |
| Инструкция по бухгалтерскому учету результатов НИОК и ТР. Утв: Постановлением Минфина РБ от 30.06.2006г. № 75 | Данная инструкция определяет порядок бухгалтерского учета расходов на выполнение НИОКР и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с использованием результатов НИОКР в организациях (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций), обладающих правами на результаты НИОКР. |
| ЗАКОН РБ «Об основах государственной научно-технической политики» от 19.01.93 г. N 2105-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 12.11.1997 N 83-З, от 20.07.2006 N 162-З) | Настоящий Закон является основополагающим в научно-технической сфере и предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Законом регулируются отношения, возникающие между государственными органами и субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики. Закон определяет, что наука находится под опекой государства и пользуется его поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, развития культуры, общественных отношений, и обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности. |
| Положение «О порядке распоряжения правами на результаты НИОК и ТР, выполняемых за счет средств республиканского и местных бюджетов» Утв: Постановлением Минфина РБ, от 31.08.2006 № 1103 | Настоящее Положение устанавливает порядок распоряжения правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых с использованием средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды. |
| Закон РБ «О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991 г. N 1319-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З) | Настоящий Закон является основополагающим при начислении НДС различными плательщиками. |
| Закон РБ «О бюджете РБ на 2008 год» от 26 декабря 2007 г. N 303-З | Данный закон утверждает республиканский бюджет на 2008 год, устанавливает предельный размер дефицита бюджета и его финансирование. |
| Закон РБ «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991 г. N 1330-XII (в ред. Закона РБ от 29.12.2000 N 3-З) | Настоящий закон определяет плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, затраты, учитываемые при налогообложении, ставки налогов, льготы по налогообложению, Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, сроки предоставления налоговых деклараций, а так же особенности исчисления налога на доходы и прибыль иностранных организаций. |
| Закон РБ «О налоге на недвижимость» от 23 декабря 1991 г. N 1337-XII (в ред. от 26.12.2007 N 302-З) | Настоящий Закон определяет плательщиков налога, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогу, порядок исчисления и сроки уплаты налога в бюджет, порядок устранения двойного налогообложения |
Список использованной литературы
1. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; под общ. ред. А.И. Ильина – 3-е изд. перераб. и допол. – М: Новое издание, 2005. – 698с. – (Экономическое образование)
2. Закон РБ от 23.12.91г. № 1337-XII «О налоге на недвижимость»
3. Бухгалтерский учет и отчетность в Украине: Сборник нормативно-правовых актов/ М.И. Камлик – К.: Аттика, Литера ЛТД, 2001. - 752с.
4. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991г. №1319-XII "О налоге на добавленную стоимость";
5. Закон Республики Беларусь от 26.12.2007г. №303-З "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год";
6. Закон Республики Беларусь от 22.12.1991г. №1330-XII "О налогах на доходы и прибыль";
7. Закон РБ «Об основах государственной научно-технической политики» от 19.01.93 г. N 2105-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.11.1997 N 83-З, от 20.07.2006 N 162-З)
8. Положение «О порядке распоряжения правами на результаты НИОК и ТР, выполняемых за счет средств республиканского и местных бюджетов» Утв: Постановлением Минфина РБ, от 31.08.2006 № 1103
9. Инструкция по бухгалтерскому учету результатов НИОК и ТР. Утв: Постановлением Минфина РБ от 30.06.2006г. № 75
10. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: учеб./ Я.В. Соколов, Ф.Ф. Бутынец, Л.Л. Горецкая, Д.А. Панков; отв. Ред. Ф.Ф. Бутынец. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 664с.
11. Бухгалтерский учет: учеб./ И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др.; под ред. Я.В. Соколова. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2004.- 768с.
12. Финансирование инновационной деятельности: Учебное пособие/ Под. Ред. Подшиваленко Г.П., Демчинская О-В. - М.: ФА при Правительстве РФ, 1993 г.
13. Беркозова Т.Н, Особенности налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности в Республике Беларусь,10.11.2008, ., //Бухгалтерский учет – 2008. - № 7- с.34-37
14. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп./ О.А. Левкович, И.Н. Бурцева- Мн.: Амалфея, 2005 г.
15. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 566с.
16. Интервью об МСФО Шнейдман Л.З..//Главбух. 2004-№ 19-С. 8-9.
17. Лев Барух Нематериальные активы: Управление. Изменение. Отчетность. [Электронный ресурс] – 15.03.07 - Режим доступа: http: //www.gaap.ru
18. Малькова Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета: учеб пособие изд. 2-е перераб. и доп./ Т.Н Малькова,– Спб: «Бизнес-пресса», 2003г. – 352с.
19. Мальская И.Р. Определение места реализации НИОК и ТР//Вестник министерства по налогам и сборам РБ – 2006г. - № 25 – с.24-26
20. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / под ред. С.А. Николаевой изд.2-е перераб. и доп. – М.: Аналитика – Пресс, 2001г. – 672с
21. Замченко Г. Расходы на НИОК и ТР / Финансы. Учет. Аудит. – сентябрь - 2004 – с.36-43
22. Федеральный закон «О бухгалтерском учете: 20 положений по бухгалтерскому учету»// Реформа бухгалтерского учета. - 13-е изд., изм. и доп., - М.: «Ось - 89», 2003г. – 416с.






