Глава 2. Социальный статус приёмной семьи

приемная семья сирота социологический

Говоря о приёмной семье, мы не можем проводить анализ только правовых основ. Да, безусловно, если бы не было законов, то данный вид альтернативной семейной заботы не мог бы осуществляться в современном обществе. Но если мы говорим о семье, не важно приёмной или родной, мы должны учитывать и социальную составляющую вопроса, т.е. отношения между людьми в семье, и отношение людей к семье. Ведь как бы хорошо мы не знали законы, мы не сможем решить ни одну проблему если не будем знать её социальные причины.

Исследование данных социологического опроса о готовности россиян взять в свою семью ребёнка-сироту

Прежде чем говорить о роли семьи в социализации ребёнка, клиентах приёмной семьи и тех проблемах, которые возникают в семьях, будет целесообразно проанализировать данные социологического опроса проведённого в июне 2009 года исследовательским холдингом «Рамир». В опросе приняло участие 1,5 тысячи человек, в возрасте от 18 лет и старше из всех Федеральных округов РФ. По данным исследования 56% опрошенных относятся положительно к усыновлению или заключению договора о приёмной семье, однако только 4% согласны принять ребёнка сироту в свою семью. Наименьший процент негативных оценок усыновления отмечен в Северо-Западном Федеральном Округе – 4% (3% - отрицательно, 1% - скорее отрицательно), а наибольший – в Южном – 18% (13% - отрицательно, 5% - скорее отрицательно). Самая большая доля респондентов с нейтральным отношением к усыновлению отмечена в Поволжье – 31%, а в Северо-Западном ФО процент таких оценок вдвое ниже - 15%. Так же социологами отмечена разница в отношении к теме усыновления у жителей сельской местности и городов-миллионников. Среди жителей городов-миллионников лишь 16% граждан смогли оценить свое отношение к теме усыновления как «очень положительное», а в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек и сельской местности уже треть (34% и 33% соответственно) респондентов придерживаются аналогичного мнения. Взгляды на усыновление различаются и в зависимости от пола респондентов. Например среди женщин своё положительное отношение к теме усыновления высказали 61%, а среди мужчин всего 50%. Несмотря на это различие, процент мужчин и женщин, ответивших на вопрос «Готовы ли вы принять в свою семью ребёнка сироту?», «точно да», одинаков и составляет один процент. Хочется так же отметить, что количество отрицательных ответов на вопрос «Готовы ли вы принять в свою семью ребёнка сироту?» уменьшается с ростом достатка опрашиваемых (От 75% в низкодоходной группе населения, 66% - у людей со средним достатком, до 55% среди высокодоходников)[7].

Из приведённых выше данных социологического опроса мы видим, что отношение Россиян к теме усыновления и принятия в семью ребёнка сироты, зависит не только от распространенных в обществе предрассудков по поводу «детей из детских домов», но и от уровня жизни, жилищно-бытовых условий и темпа жизни людей.

Роль семьи в социализации ребёнка-сироты

Тем кто был воспитан дома, в семье очень сложно понять, значение семьи в жизни ребёнка. Воспитание и социализация таких детей происходит постепенно в ходе ежедневного взаимодействия с родителями, близкими родственниками. У «домашнего» ребёнка есть образец для подражания, Есть человек, который может объяснить те или иные явления в жизни и обществе. Мы часто не замечаем, как обычные обязанности «по дому», которые постепенно возлагают на нас родители, становятся важнейшими этапами адаптации к самостоятельной жизни в обществе.

Дети лишённые семьи лишаются и опыта самостоятельной жизни в обществе, и дело не только в том, что они не получают бытовых навыков (во многих учреждениях для детей сирот проводится активная работа по обучению детей основным бытовым навыкам: приготовление пищи, распределение финансов, уборка помещения), прежде всего дети не получают моральной поддержки и родительской любви. Что приводит к серьёзным психологическим проблемам. А.А. Хомякова в своей стать отмечает, что довольно часто, еще во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье, разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Опираясь на известные теории возрастной периодизации, такие как: эпигенетическая теория Э. Эриксона, теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже, культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и др., можно утверждать, что дети, не прошедшие успешно основные этапы развития в семье, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.[8]

Из выше сказанного можно сделать вывод, что семья является основополагающим институтом жизни. Ребёнок воспитанный в семье не только лучше адаптирован к повседневной реальности, но и не подвержен ряду комплексов, которые возникают у ребёнка семьи не имеющего.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: