Характеристика функции контроля на предприятии

Контроль-это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и

результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации

обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для

управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на

предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды

управленческой деятельности, связанные с формированием информации о

состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации

о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и

оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля

состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых

результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые

результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью

контроля менеджер выявляет проблеммы, причины их возникновения и принимает

активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и

заключительный.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики,

процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым,

материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно

производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным

начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа

закончена или истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях.

Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так

как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним

элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и

характер ее работы.

В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка

стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и

принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется

комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных,

поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления

необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта

управления для всех его ключевых областей, которые определяются при

планировании.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными

стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с

принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов

должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет

неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и

дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами,

менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо

предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних

переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу

системы. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е.

обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими

важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер,

нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и

экономичен. Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных

рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за

большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров.

Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить

встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за

границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих

ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Как говорилось, в связи с развитием общества и системы производства,

появились новые функции. И сегодня к основным функциям прибавилась

мотивация, стимулирование, гуманизация и корпоративность.

 

 

В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.

Процесс внутрипроизводственного планирования включает:

формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;

определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;

установление путей и средств их достижения;

обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;

контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.

Основные элементы планирования на предприятии следующие:

прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;

постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;

корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и сбытовых операций;

составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;

конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.

Если разработку прогнозов и формирование общих плановых задач выполняют для определения перспектив развития предприятия в целом, то все остальные элементы планирования в основном прорабатывают и реализуют на уровне подразделений. При этом необходима взаимоувязка между ними по всей совокупности натуральных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах предприятий устанавливают основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные способы их решения: определяют необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы, а также пути их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся рыночных условий.

Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и экспертных оценок. Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов. Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции. В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию (метод Дельфи).

В процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают результаты труда каждого сотрудника и организации в целом

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: