Мы с руководителем считаем, что в управлении развитием учреждений культуры существует три этапа обновления: становление (создание новых коллективов, клубов по интересам и т.д.); функционирование (процесс организован на основе различных форм организации обслуживания населения культурно-досуговыми мероприятиями); развитие (прежнее содержание вступает в противоречие с новыми целями, условиями, потребностями).
Далее необходимо определиться со значением терминов «функционирование» и «развитие».
Функционирование – процесс, при котором не происходит никаких изменений, что можно выразить в формулировке «сегодня как вчера, и завтра как сегодня».
Развитие – процесс закономерного изменения, перехода от одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Таким образом, процесс развития – переходное состояние от одного способа функционирования к другому; и всякое развитие можно представить как ряд различных ступеней функционирования, связанных друг с другом таким образом, что одна ступень является основой для другой.
|
|
Но это всё в идеальном случае.
На практике же мы всегда сталкиваемся с некоторыми вариациями. Ведь функционирования в чистом виде ни в одной социальной организации, мы встретить не можем: изменяется нормативно-правовое поле, в котором работает культурное учреждение; неминуемо внедряются достижения научно-технического прогресса; меняются, в конце концов, качественные характеристики специалистов. Получается функционирование, но с какими-либо отличиями от предыдущих состояний.
Если верно организовывать процесс функционирования, аккумулируя все приходящие небольшие новации разного характера, то можно очень органично привести в режим целостного развития, компонентами которого являются:
управление развитием учреждения культуры;
внедрение новых и передовых технологий;
готовность специалистов к инновационной деятельности;
система формирования культурных ценностей у подрос тающего поколения;
удовлетворение общественной потребности в сохранении и развитии культуры;
организация дополнительных форм досуга.
Важно помнить, что управление стабильным режимом учреждения культуры ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее. Оно должно обеспечивать адекватное понимание потребностей (как существующих, так и потенциальных) и возможность развития. (Таблица 1).
Не следует заблуждаться, однако, считая, что инновации – непременное условие – учреждение культуры, работающая в стабильном режиме функционирования, может много лет обеспечивать достаточно высокие результаты и нельзя упрекать его в том, что она не осваивает новое. Это можно осуждать только тогда, когда её участники не реализуют свои возможности в сфере культуры, и качественным можно считать работу, если определенные достижения имеют не только коллективы, но и специалисты учреждения культуры.
|
|
Таблица 1 - Сравнительная характеристика функционирования и развития
Параметры | Функционирование | Развитие |
Цель | Удовлетворение сложившейся потребности | Удовлетворение новой потребности |
Риск | Низкий | Высокий |
Тип процесса | Непрерывный | Дискретный |
Управляемость как единого целого | Высокая | Низкая |
Результат для системы | Сохранение на прежнем уровне | Переход на новый уровень |
Отношение к текущим интересам участников | Соответствует | Противоречит |
Методы инновационного менеджмента
Инновация (от латинского in-в и novus-новое) в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В научный оборот был введён экономистом
Й. Шумпертом. Сегодня за ним стоят два понятия:
новшество – новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности на рынке, в общественной деятельности;
нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений (в чём и состоит главный смысл инновации).
Инновации способствуют развитию технической, хозяйственной, социальной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.
Процесс осуществления инновационного менеджмента в учреждениях культуры предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
рассмотрение проектов, создания новых культурно-досуговых услуг;
проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до воплощения её в жизнь. Под временными целевыми группами следует понимать матричные структуры, которые станут действовать параллельно с остальными структурами организации.
В современный период развития в учреждениях культуры инновационных изменений в идут по следующим направлениям:
формирование нового содержания культурного образования;
разработка и реализация новых культурных технологий, методик, систем развития детей и подростков;
создание новых видов социокультурных заведений.
Демократизация внутри культурного управления способствовала снижению уровня распорядительства в организационной деятельности руководителя на современном этапе, но вместе с тем повысился уровень административной ответственности за инновационные процессы.
Объектом почти любого инновационного процесса становится воздействие на общество через образовательный, культурно досуговый, воспитательный процессы. Задача руководителей культурных учреждений – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс подлежит обязательному управлению.
Новое содержание культурной сферы требует новых методик, новых форм организации культурно-досугов ого процесса и, как следствие, иное кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление. В этом есть цель развития культурной сферы. В доперестроечные времена от социокультурной сферы таких нововведений не требовалось.
|
|
В связи с этой потребностью в течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.
Для предотвращения недостаточной эффективности программ инновационных преобразований был разработан так называемый программно-целевой метод управления, объединяющий в единую систему все важнейшие аспекты деятельности культурных учреждений, отказываясь, таким образом, от решения лишь локальных проблем.
В настоящее время данный метод получил высокое признание. Его достоинство состоит в том, что предусматривает:
1. интеграцию усилий всех субъектов управления;
2. чёткую операциональную фиксацию основных и промежуточных результатов;
3. определение полной структуры действий, направленных на достижение конкретных целей и обеспечивающих для этого условий;
4. создание матричных структур, ориентированных на реализацию конкретных целей и развитие;
5. согласованную проработку всех видов ресурсов.
В составлении программ инновационного развития следует избегать типичных ошибок:
недостаточно чёткое и системное представление администрацией культурных учреждений «проблемного поля»;
отсутствие концептуальных идей по преодолению обозначенных проблем;
отсутствие структурированного «дерева целей» культурного учреждения как конечного результата работы;
отсутствие у директора теоретических знаний как по предмету инновационных изменений, так и по управлению в целом;
недостаточно хорошее представление тенденций изменения в социальном заказе
С целью более эффективного использования программно-целевого управления, о котором шла речь выше, рекомендуется следующий алгоритм:
|
|
1 этап – принятие управленческого решения о программно-целевом управлении. Главным содержанием этапа является подготовка сотрудников к преодолению психологического барьера при переходе системы в иное качественное состояние. Весьма важно, чтобы главным идеологом работы стал директор;
2 этап – организационный (назначение руководителя программы – это может быть заместитель директора по культуре, и руководителей отдельных подпрограмм, утверждение требований к будущей программе в части её ориентации на основные проблемы);
3 этап – анализ «проблемного поля», ранжирование выявленных рассогласований между желаемым и действительным, составление «дерева целей», на основе чего сформулировать стратегические цели с горизонтом планирования на3- 5 лет;
4 этап – формирование и согласование общих целей и подпрограмм (политики учреждения культуры), уточнение деталей программы, оценка ресурсов, сроков, конкретных исполнителей;
5 этап – основной: завершение комплексного анализа потенциала организации, социального заказа, завершение формулировки концепции и стратегии перевода функционирующей системы в режим её инновационного развития, перевод всей системы в режим инновационного развития;
6 этап – анализ составленного проекта программы, экспертиза по четырём основным параметрам: реальность мероприятий, их важность для достижения целей программы, сроки, ресурсы.
При воплощении в жизнь указанного алгоритма следует помнить о некоторых законах управления социальными структурами (принципы социального управления):
Принцип правовой защищённости управленческого решения (руководитель должен знать действующее законодательство и принимать решения только в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами);
Принцип оптимизации управления (принцип Оккама «Не умножай сущность без необходимости»);
Принцип наименьшего воздействия (разумное сочетание централизации и децентрализации управления, единоначалие);
Принцип нормы управляемости (число непосредственно подчинённых директору специалистов не должно быть большим);
Принцип делегирования полномочий;
Принцип соответствий (выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителей);
Принцип первого руководителя (при организации задания контроля за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем);
Принцип одноразового ввода информации (недопущение дублирования и повторов);
Принцип новых задач (видение перспектив);
Принцип повышение квалификации;
Принцип автоматического замещения отсутствующего;
Принцип необходимого разнообразия (чем сложнее система, тем более разнообразные способы управления должны применяться);
Принцип эмерджентности (чем сложнее система, тем больше цели элементов отличаются от системных целей);
Принцип внешнего дополнения (действия на систему со стороны внешней среды создают неопределённость адекватности состояния системы адекватным требованиям);
Принцип обратной связи.
Следует отметить, что особенностями управления инновационным развитием являются:
гибкость управленческой структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в местном сообществе, в самом учреждении;
совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия, координации и кооперации;
использование проблемно-ориентированного анализа состояния для развития подсистем учреждений культуры.