Этапы учебно-ознакомительной практики

1  Вводный этап(6 ч)

Знакомство с библиотекой, еe миссией, задачами, функциями, структурой. Совместно с руководителем практики определяются виды деятельности студента-практиканта в данной библиотеке (по основным направлениям еe работы), составляется план практики.

2  Рабочий этап(24 ч)

Рабочий этап практики предполагает ознакомление с содержанием работы отдельных подразделений библиотеки.

2.1  Формирование библиотечных фондов

Ознакомление с основными источниками приобретения литературы, картотеками и базами данных в помощь комплектованию.

Работа с периодическими изданиями (кратко описать технологию работы с периодикой: источники, подписка и т. д.).

Структура фонда библиотеки (по отраслям и видам изданий). Особенности организации фонда данной библиотеки, работа с фондом.

Способы размещения фонда в библиотеке: деление фонда по структурным подразделениям (подфонды отделов), по видам документов (подфонд газет, нот), по времени издания, по жанру и т. д., по степени использования и открытости: часто спрашиваемые издания (около кафедр выдачи), менее спрашиваемые (фонд залов и абонемента), редко или малоспрашиваемые (книгохранение и депозитарии).

Принятые виды расстановки фонда в библиотеке (содержательная расстановка, формальная, их сочетания).

Мероприятия по обеспечению сохранности фонда (санитарно-гигиенические мероприятия, работа с задолжниками).

Инвентарный и безинвентарный учeт документов (принципы отбора), картотека безинвентарного учeта (в дневнике должен быть приведен перечень выявленных учетных документов), особенности автоматизированного учeта.

Организация работы по проверке библиотечных фондов.

2.2 Каталогизация (аналитико-синтетическая переработка инфор­мации, справочно-поисковый аппарат библиотеки)

Библиографическое описание разных документов (привести примеры не менее 5 изданий). Особенности аналитического описания части документа, создания системы картотек на его основе, в том числе ЭК статей, особенности в данной библиотеке. Привести примеры аналитического описания части документа (5 примеров).

Знакомство с информационно-поисковыми языками (ИПЯ), используемыми в данной библиотеке (ББК, УДК, язык предметных рубрик, язык библиографического описания и т. д.). Перечислить их в дневнике.

Систематизация документов по рабочим таблицам, составление предметных рубрик для алфавитно-предметного указателя (АПУ). Виды предметных рубрик АПУ.

Система традиционных каталогов и картотек библиотеки. Перечислить каталоги и картотеки библиотеки.

Электронный каталог, виды поиска по электронному каталогу.

Методы и формы рекламы каталогов (устные, наглядные, массовые, индивидуальные), используемые в библиотеке. Кратко описать методы и формы рекламы каталогов, привести примеры.

2.3 Библиотечное обслуживание

Деятельность библиотеки по организации обслуживания пользователей: задачи, приоритетные направления (перечислить), основные показатели.

Виды абонемента и читальных залов, основные категории пользователей, характеристика информационных потребностей и запросов, принятая система учeта процессов обслуживания. Работа с подсобными фондами. Внутренняя работа по подготовке к выдаче литературы.

Работа с требованиями читателей. Работа с отказами.

Задачи социально-культурной деятельности, реализуемой через массовую работу. Особенности массовой работы в данной библиотеке, приоритетные методы и формы массовой работы (отразить в дневнике).

Ассортимент платных и бесплатных услуг (привести в дневнике).

Обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу (МБА). Привести цифровые показатели.

Реклама библиотечных информационно-массовых мероприятий. Перечислить виды и формы рекламы (желательно предъявить их копии) применяемые в библиотеке.

Основные направления выставочной работы библиотеки. Видовое разнообразие выставок, их соответствие методическим требованиям. Указать виды выставок, привести конкретные названия (тематические, содержательные, по целевому назначению, по хронологии и т. д.). Эффективность выставочной работы.

Использование новых технологий в обслуживании пользователей.

2.4  Библиографическая деятельность библиотеки

Задачи, организация и содержание библиографической работы в библиотеке (отразить в дневнике). Справочно-библиографи­ческий аппарат (СБА) библиотеки в целом и его использование в библиографическом обслуживании (описать). Виды и особенности информационного обслуживания. Формы библиографического обучения пользователей (привести примеры).

2.5  Управление библиотекой

Система внутрибиблиотечной организационно-правовой и тех­нологической документации. Организационная структура и уровни управления библиотекой.

Составить схему организационной структуры, описать уровни управления и систему документации библиотеки.

Материально-техническая база библиотеки (указать количест­во единиц компьютеров, копировально-множительной техники, медиатехники и т. д.).

Трудовые ресурсы библиотеки (описать трудовые ресурсы с ука­занием возраста, стажа работы, образования и т. д.).

Планирование и отчeтность, основные статистические показатели. Привести основные статистические показатели (за отчетный период).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: