Этапы учебной практики

1  Вводныйэтап (6 ч)

Знакомство с библиотекой, еe миссией, задачами, функциями, структурой. Совместно с руководителем определение видов деятельности в данной библиотеке по основным направлениям работы.

2  Рабочий этап (60 ч)

Данный этап практики предполагает знакомство с содержанием работы отдельных подразделений библиотеки и участие в ос­новных технологических процессах.

2.1 Формирование библиотечных фондов

Формирование заказов и приобретение литературы, картотеки и базы данных в помощь комплектованию. Текущее, ретроспективное (приобретение недостающих документов прошлых лет издания) и рекомплектование (освобождение фонда от устаревших по содержанию, ветхих, непрофильных и излишних дублетных экземпляров). Основные принципы отбора документов, первичный и вторичный отбор в библиотеке.

Работа с периодическими изданиями (кратко описать технологию работы с периодикой: источники, подписка и т. д.).

Структура фонда библиотеки (тематическое, видовое, языковое и др. разнообразие; хронологический охват). Особенности организации фонда данной библиотеки, отделы-фондодержатели, работа с фондом.

Способы размещения фонда в библиотеке (первый уровень – подфонды отделов, второй уровень – вид документов, например, подфонд журналов, газет, нот и т. д.). Пространственное расположение частей фонда в фондохранилище и по структурным подразделениям.

Принятые виды расстановки фонда в библиотеке. Содержательные (тематическая, систематическая, предметная), формальные (алфавитная, географическая, хронологическая, языковая, форматная, нумерационная) и их сочетания. Привести примеры.

Мероприятия по обеспечению сохранности фонда (устранение влияния атмосферных и биологических факторов, работа с задолжниками), существующий комплекс санитарно-профилакти­чес­ких мероприятий.

Учет документов (суммарный и индивидуальный). Инвентарный и безинвентарный учeт документов, особенности автоматизированного учeта, картотека безинвентарного учeта (в дневнике должен быть приведен перечень выявленных учетных документов, указаны особенности списания).

Организация работы и проверка библиотечных фондов.

2.2 Каталогизация (аналитико-синтетическая переработка ин­формации, справочно-поисковый аппарат библиотеки)

Библиографическое описание документов разных видов (привести примеры не менее 10 изданий).

Знакомство с информационно-поисковыми языками (ИПЯ), используемыми в данной библиотеке (ББК, УДК, язык предметных рубрик, язык библиографического описания и т. д.).

Систематизация документов по рабочим таблицам, самостоятельно присвоить классификационные индексы 10 документам. Составление предметных рубрик для алфавитно-предметного указателя (АПУ), виды предметных рубрик АПУ (привести примеры, фрагмент АПУ).

Система традиционных каталогов и картотек библиотеки. Перечислить каталоги и картотеки библиотеки, описать внешнее и внутреннее оформление. Особенности расстановки карточек в каталогах (систематическая, алфавитная, обратно-хронологическая и т. д.).

Составление ключевых слов для электронного каталога, ввод данных в электронный каталог (ЭК), редактирование, виды поиска.

Методы и формы рекламы каталогов (устные, наглядные, массовые, индивидуальные), используемые в библиотеке. Кратко описать методы и формы рекламы каталогов, привести примеры.

2.3  Библиотечное обслуживание

Деятельность библиотеки по организации обслуживания пользователей: задачи, приоритетные направления (перечислить), основные показатели.

Виды абонемента и читальных залов (указать), основные категории пользователей, характеристика информационных потребностей и запросов, принятая система учeта процессов обслуживания. Описать технологию обслуживания читателей. Работа с подсобными фондами. Внутренняя работа по подготовке к выдаче литературы.

Работа с требованиями читателей. Работа с отказами. Описать технологию работы с требованиями читателей и отказами.

Ассортимент платных и бесплатных услуг (привести в дневнике).

Обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу (МБА). Описать технологию МБА. Привести цифровые показатели.

Задачи социально-культурной деятельности, реализуемой через массовую работу. Особенности массовой работы в данной библиотеке, приоритетные методы и формы массовой работы (отразить в дневнике).

Реклама библиотечных информационно-массовых мероприятий. Основные направления выставочной работы библиотеки. Видовое разнообразие выставок, их соответствие методическим требованиям. Указать виды выставок с обозначением конкретных названий (по содержанию, целевому назначению, срокам функционирования, видам изданий и т. д.). Эффективность выставочной работы.

Перечислить виды и формы рекламы (желательно предъявить их копии), применяемые в библиотеке.

Использование новых технологий в обслуживании пользователей.

2.4  Библиографическая деятельность библиотеки

Задачи, организация и содержание библиографической работы в библиотеке (отразить в дневнике). Справочно-библиографичес­кий аппарат (СБА) библиотеки в целом и его использование в библиографическом обслуживании (описать). Виды и особенности информационного обслуживания.

Библиографическая продукция библиотеки.

Дежурство у каталогов и выполнение различных библиографических справок, устных и письменных. Принять участие в дежурстве у каталогов и в выполнении библиографических справок (в дневнике привести примеры формулировок различных запросов и их выполнения, должно быть не менее 4 запросов).

Формы библиографического обучения пользователей (привести примеры).

2.5  Управление библиотекой и научно-методическая деятельность.

Система внутрибиблиотечной организационно-правовой и тех­ноло­гической документации (описать систему документации библиотеки). Организационная структура и уровни управления библиотекой (составить схему).

Материально-техническая база библиотеки (указать количество единиц компьютеров, копировально-множительной техники, медиатехники и т. д.).

Трудовые ресурсы библиотеки (описать трудовые ресурсы с указанием возраста, стажа работы, образования и т. д., охарактеризовать должностные обязанности сотрудников (привести примеры), проанализировать систему повышения квалификации).

Планирование и отчeтность, основные статистические показатели. Привести основные статистические показатели (за 3 года), проанализировать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: