Особенности субъективной оценки личностных качеств лицами с различными типами субъектной регуляции и различными типами мышления

Значимость различий среднегрупповых показателей (как по показателям типа субъектной регуляции, так и по типам мышления) по каждой из шкал методики Кеттелла определялась с помощью t–критерия Стьюдента. Результаты статистических расчетов представлены в таблицах 1, 2, 3. Таблица 1 Показатели по шкалам методики «16-факторный личностный опросник» студентов, имеющих технический тип мышления
Фактор Автономные техники Зависимые техники tэмп
А 8,17 7,33 1,79
В 3,63 3,20 1,19
С 7,87 7,03 1,77
Е 6,40 6,00 0,78
F 5,43 5,60 0,35
G 7,53 7,23 0,59
Н 7,50 6,70 1,64
I 6,37 6,07 0,55
L 5,33 5,63 0,69
M 5,10 6,23 2,52*
N 5,30 5,40 0,25
O 6,60 6,87 0,52
Q1 6,57 6,47 0,2
Q2 5,07 5,13 0,13
Q3 6,50 5,90 1,49
Q4 4,87 5,60 1,44

Примечание: * - р = 0,05.

Сравнение особенностей личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляции начнем с сопоставления средних между выборками студентов, имеющих технический тип мышления (данные расчетов представлены в таблице 1).Согласно таблицы 1, статистически значимые различия выявлены по шкале «M» (богемность – практичность) между выборкой студентов технического типа мышления с автономным типом субъектной регуляции и выборкой студентов технического типа мышления с зависимым типом субъектной регуляции (р = 0,05).Это показывает то, что «студенты-техники» с зависимым типом регуляции в большей степени углубленные в себя, больше развито воображение, интересуются искусством, теорией и смыслом жизни. Студенты «автономные-техники» в большей мере интересуются фактами, обусловленные обстоятельствами, у них преимущественно живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех. Они более реалистичны, надежны, и ориентированы на внешнюю реальность. Далее рассмотрим особенности личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляции в выборках студентов, имеющих гуманитарный тип мышления. Данные математических расчетов представлены в таблице 2.Согласно данным таблицы 2, статистически значимые различия (р = 0,001) обнаружены по шкале «Н» (смелость – застенчивость). Это показывает то, что «студенты-гуманитарии» с автономным типом регуляции в большей степени чувствуют себя уверенно в общении с людьми, легко заводят новые знакомства, при этом для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени характерны нерешительность и уход в себя. Также получены значимые различия (р = 0,05) между данными выборками по шкале «M» (богемность – практичность). Это свидетельствует о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени характерны уход в себя, беспомощность в практических делах. Студенты с автономным типом регуляции чаще интересуются фактами, у них преимущественно живая реакция на практические вопросы, интересы направлены на непосредственный успех. Они более реалистичны, надежны, и ориентированы на внешнюю реальность. Таблица 2 Показатели по шкалам методики «16-факторный личностный опросник» студентов, имеющих гуманитарный тип мышления
Фактор Автономные гуманитарии Зависимые гуманитарии tэмп
А 7,10 7,83 1,43
В 4,03 4,30 0,63
С 7,30 6,60 1,44
Е 7,43 5,17 3,9
F 5,93 5,97 0,06
G 7,37 7,50 0,24
Н 8,67 6,37 3,91***
I 7,07 7,50 0,83
L 5,97 5,07 2,2
M 5,67 6,67 2,06*
N 5,20 5,33 0,27
O 5,80 8,97 4,63***
Q1 7,40 6,00 2,25*
Q2 5,00 5,10 0,19
Q3 6,37 5,77 1,22
Q4 4,83 6,33 2,91**

Примечание: * - р = 0,05; **р = 0,01; ***р = 0,001

 

Статистически значимые различия (р = 0,001) между данными выборками по шкале «О» (склонность к чувству вины – спокойная самоуверенность) свидетельствуют о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей мере свойственна склонность к чувству вины, т.е. они боязливы, неуверенный, тревожны, озабоченный, депрессивный, легко впадают в растерянность. Между тем, для «студентов-гуманитариев» с автономным типом регуляции характерна спокойная самоуверенность, т.е. они спокойны, умеют «позабавится», нечувствительны к мнению о себе.

Также получены значимые различия (р = 0,05) между данными выборками по шкале «Q1» (радикализм – консерватизм). Здесь можно сделать вывод о том, что «студенты-гуманитарии» с зависимым типом регуляции более консервативны в своих взглядах, т.е. они стремятся к поддержке установленных понятий, норм, принципов и традиций. При этом «студенты-гуманитарии» с автономным типом регуляции более склонны к радикальным изменениям своих взглядов, склонны к экспериментированию и нововведениям. Статистически значимые различия (р = 0,01) между данными выборками по шкале «Q4» (внутренняя напряженность) говорят о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени свойственна внутренняя напряженность.

Далее рассмотрим особенности личностных качеств субъектов в выборках студентов, имеющим технический и гуманитарный тип мышления с зависимым типом субъектной регуляции. Данные математических расчетов представлены в таблице 3.

Согласно данным таблицы 3, статистически значимые различия (р = 0,05) выявлены по шкале «В» (развитое мышление – ограниченное мышление). Это показывает то, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени типичны сообразительность, умение анализировать ситуации, способность к осмысленным заключениям. Также получены значимые различия (р = 0,05) по шкале «I» (чувственность – твердость). Это свидетельствует о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом субъективной регуляции в большей степени характерны нетерпимость, зависимость от других, богатая фантазия, мечтательность. А для «студентов – техников» с зависимым типом регуляции более свойственны реалистичность взглядов, самостоятельность, самоуверенность, скептицизм.


Таблица 3 Показатели по шкалам методики «16-факторный личностный опросник» студентов, с зависимым типом субъектной регуляции
Фактор Зависимые гуманитарии Зависимые техники tэмп
А 7,83 7,33 1,15
В 4,30 3,20 2,9*
С 6,60 7,03 0,9
Е 5,17 6,00 1,7
F 5,97 5,60 0,72
G 7,50 7,23 0,48
Н 6,37 6,70 0,61
I 7,50 6,07 2,91*
L 5,07 5,63 1,28
M 6,67 6,23 0,9
N 5,33 5,40 0,13
O 8,97 6,87 3,82**
Q1 6,00 6,47 0,92
Q2 5,10 5,13 0,07
Q3 5,77 5,90 0,3
Q4 6,33 5,60 1,43

Примечание: * - р = 0,05; **р = 0,01.

Статистически значимые различия (р = 0,01) между данными выборками по шкале «О» (склонность к чувству вины – спокойная самоуверенность) доказывают то, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей мере свойственна склонность к чувству вины, т.е. они боязливы, неуверенны, тревожны, озабоченный, депрессивный, легко впадают в растерянность. Далее рассмотрим особенности личностных качеств субъектов в выборках студентов, имеющим технический и гуманитарный тип мышления с автономным типом субъектной регуляции.
Таблица 4 Показатели по шкалам методики «16-факторный личностный опросник» студентов, с автономным типом субъектной регуляции
Фактор Автономные гуманитарии Автономные техники tэмп
А 7,10 8,17 1,98
В 4,03 3,63 0,97
С 7,30 7,87 1,2
Е 7,43 6,40 1,72
F 5,93 5,43 0,95
G 7,37 7,53 0,32
Н 8,67 7,50 2,2*
I 7,07 6,37 1,23
L 5,97 5,33 1,57
M 5,67 5,10 1,26
N 5,20 5,30 0,25
O 5,80 6,60 1,22
Q1 7,40 6,57 1,36
Q2 5,00 5,07 0,12
Q3 6,37 6,50 0,29
Q4 4,83 4,87 0,07

Примечание: * - р = 0,05.

 

Согласно данным таблицы 4, статистически значимые различия (р = 0,05) выявлены по шкале «Н» (смелость-застенчивость). Это подтверждает то, что «студенты-гуманитарии» с автономным типом регуляции в большей степени чувствуют себя уверенно в общении с людьми, легко заводят новые знакомства, при этом для «студентов-техников» с автономным типом регуляции в большей мере присущи застенчивость, нерешительность и уход в себя.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют статистически значимые различия некоторых черт личности у субъектов с различными типами мышления и различными типами субъектной регуляции. Результаты свидетельствуют, что «зависимые техники» и «зависимые гуманитарии» в большей степени углубленны в себя, интересуются смыслом жизни, беспомощны в практических делах. При этом студенты «автономные-техники» и «автономные гуманитарии» в большей мере интересуются фактами, обусловленные обстоятельствами, у них преимущественно живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: