1 направление…
По завершению цикла индустриализации на основе распространения передовых прогрессивных технологий в базовых отраслях и цикла создания ресурсосберегающей структуры российская экономика вступит в фазу постиндустриального развития. Произойдет сокращение доли первичных секторов (добывающих и перерабатывающих) материального производства, повысится роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, производственной инфраструктуры – оптовой и розничной торговли, связи, финансово-кредитной, страховой и налоговой деятельности. Постепенно будет увеличиваться органическое строение капитала и повышаться производительность сельского труда на основе роста его энерго- и фондовооруженности и, соответственно, снижаться доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте. Приближение к структуре экономики развитых стран неизбежно будет длительным и многоэтапным. В определенные периода вероятны отклонения от главных тенденций.
В ближайшие годы структурные изменения в российской экономике в основном затронут внутриотраслевые пропорции и в меньшей степени коснутся межотраслевых.
Процесс структурной перестройки экономики, как правило, продолжается длительное время и осуществляется поэтапно. На современном этапе структурные преобразования, прежде всего, направляются на восстановление нарушенного в предшествующие годы равновесия экономики и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах, услугах, рабочих местах.
2 направление…
Рыночный способ ведения хозяйства обеспечивает необходимую гибкость и мобильность структуры экономики, адекватное и своевременное реагирование ее на изменение запросов внутреннего и внешнего рынков. Однако в реальной действительности структурные преобразования экономики осуществляются при активном участии государства. Интересы общества объективно требуют государственного регулирования структурных сдвигов в экономике. Прежде всего, это вызвано стремлением уменьшить болезненность процесса структурной перестройки для общества. В ходе структурных преобразований экономики система избавляется от устаревших элементов, сохраняющиеся элементы подвергаются количественным и качественным изменениям, дополнительно формируются новые, не существовавшие прежде образования. Поскольку все ее элементы тесно взаимосвязаны между собой, возможны сбои в технологических цепочках, остановка производств, необходимых для нормального протекания хозяйственных процессов и жизнеобеспечения общества. Кроме того, часть высвобождающихся при ликвидации и сокращении действующих производств ресурсов может не найти применения в новой структуре. В результате возникает угроза ухудшения условий жизни многих людей. Решение задачи смягчить последствия изменений в структуре народного хозяйства традиционно возлагается на государство.
Другой задачей, решать которую призвано государство, является выбор и создание условий для реализации того варианта из множества альтернатив структурной реформы, который отвечает жизненным интересам наиболее широких слоев общества.
Третья задача государства – обеспечение оптимальных сроков реформирования. Продолжительность процесса структурных преобразований в целом, очередность и длительность отдельных этапов в значительной мере зависят от того, как будут использованы материальные, трудовые и финансовые ресурсы общества. Государство должно определить ключевые направления, в наибольшей степени отвечающие интересам страны, и создать условия для мобилизации ресурсов и их концентрации на этих направлениях.
Разработку правительством страны комплекса мероприятий в отношении отдельных элементов экономической системы общества с учетом их взаимовлияния и взаимодействия называют структурной политикой государства.
3 направление…
Структурная политика тесно связана с инвестиционной. Инвестиционная политика объединяет комплекс мер правительства, направленных на определение необходимого для структурных преобразований объема материальных, трудовых, научно-технических и финансовых ресурсов, их изыскание, привлечение и распределение по приоритетным направлениям. Учитывая высокую степень взаимозависимости между структурной и инвестиционной политикой, можно говорить о едином направлении в деятельности правительства – структурно-инвестиционной политике государства.
Государственная структурно-инвестиционная политика направлена на упорядочение структурных преобразований и их ресурсное обеспечение, координацию и масштабах страны всех внутренних и внешних потоков инвестиций – средств бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, сбережений населения, займов иностранных государств и частных компаний, частных иностранных инвестиций.
В основе структурно-инвестиционной политики лежит концепция, определяющая главные принципы, которым должны следовать власти при выработке решений, касающихся структурных преобразований и инвестиционной сферы. С учетом этих принципов, а также необходимых для их реализации условий разрабатывается среднесрочная программа правительства, в которой изложены основные положения, цели, стратегия и подходы к решению структурных проблем.
Структурные преобразования в значительной мере затрагивают интересы отдельных территорий. Важной задачей является предотвращение появления регионов с высоким уровнем структурной безработицы, возникновения массовой вынужденной миграции. Поэтому наряду с федеральной целевой программой необходимо разрабатывать региональные и местные инвестиционные программы. В целях согласования национально-государственных интересов с территориальными программы разных уровней, должны быть взаимоувязаны как на ближайший период, так и на более отдаленную перспективу.
Особого внимания требуют регионы с менее благоприятными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, осуществление структурных сдвигов в экономике которых требует более продолжительного периода времени и сопряжено с более существенными социальными издержками. Это, прежде всего, территории слабого освоения, районы с концентрацией депрессивных производств и аграрным перенаселением.
Главным принципом структурно-инвестиционной политики является выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций, выгод от участия страны в общемировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики. Ведущую роль при выработке приоритетов играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств экономики к числу приоритетных.
4 направление…
В настоящее время одной из важнейших социально-экономических целей в политике государства является экономический рост. Это связано с тем, что увеличение реального продукта общества ведет к повышению уровня жизни народа и минимизации издержек производства, облегчает решение многих внутренних и внешних проблем, стоящих перед страной, способствует развитию новых потребностей и повышению степени их удовлетворения.
На современном этапе перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации для экономического роста в высокоразвитых странах становятся характерными следующие моменты:
· превращение информации в один из ведущих факторов экономического роста;
· возрастание значения экологических аспектов экономического роста, переход к жесткому ресурсосбережению, малоотходным технологиям;
· изменение направленности экономического роста в сторону создания нематериальных форм богатства в виде разнообразных социальных услуг;
· повышение роли государства в регулировании экономического роста.
Сложившаяся к настоящему моменту в России экономическая ситуация позволяет предполагать три возможных варианта экономического роста:
1) рост с ориентацией на внешний рынок сырьевых ресурсов (например, нефти, газа);
2) рост на основе расширения емкости внутреннего рынка, увеличения производства высококачественной продукции, продукции для замещения импорта, простой и дешевой продукции массового потребления (это возможно лишь при глобализации экономики) и продукции высоких технологий;
3) смешанный вариант, сочетающий в различных пропорциях два предыдущих варианта.
Наиболее вероятным представляется смешанный вариант экономического роста с уклоном в сторону либо первого, либо второго вариантов.
Реализация наиболее перспективного варианта экономического роста требует формулирования конкретных долгосрочных целей и стратегических программ как на высших уровнях власти, так и на уровне отдельных крупных предприятий, банков, финансово-промышленных групп.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.
Дополнительная литература по теме:
1. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.
2. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2002.
3. Стерлин А.Н., Тумин И.В. Стратегическое планирование в США. – М.: «Наука», 1990.
ТЕМА 5: Стратегическое планирование развития страны.
ЦЕЛЬ: изучение стратегического анализа развития национальной экономики в целом и отдельных ее составляющих.
ЗАДАЧИ: изучить:
1. Стратегический анализ развития национальной экономики. Основные этапы проведения стратегического анализа: ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны; разработка прогнозов развития национальной экономики.
2. Концепция социально-экономического развития страны: главная цель формирования концепции, структура концепции, оценка стартового социально-экономического потенциала страны, стратегические цели развития страны, выбор стратегии развития страны (государственный стратегический план).
3. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона: региональная политика (институциональная, инвестиционная, финансовая социальная и т.п.).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,
· записи на доске,
· слово преподавателя.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:
1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.
2. Практическое задание №5.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.
2. После изучения темы: Основные этапы проведения стратегического анализа: ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны; разработка прогнозов развития национальной экономики.Концепция социально-экономического развития страны: главная цель формирования концепции, структура концепции, оценка стартового социально-экономического потенциала страны, стратегические цели развития страны, выбор стратегии развития страны (государственный стратегический план). Формирование стратегий управления по сферам национальной экономики: инновационная, инвестиционная, экологическая, социальная и др. стратегии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: разработать государственный стратегический план.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. В чем заключаются особенности проведения стратегического анализа развития национальной экономики?
2. Охарактеризуйте основные разделы концепции социально-экономического развития страны.
3. Какими показателями характеризуется стартовый социально-экономический потенциал страны?
4. В чем состоят основные цели социально-экономического развития страны?
5. Что представляет собой государственный стратегический план?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1. Практическое задание №5.