Основные школы стратегий

 

Школа стратегий Основная идея Представители Вклад в развитие стратегического планирования
Школа дизайна Формирование стратегии как процесс осмысления    
Школа планирования Формирование стратегии как формальный процесс    
Школа позиционирования Формирование стратегии как аналитический процесс    
Школа предпринимательства Формирование стратегии как процесс предвидения    
Школа познания Формирование стратегии как ментальный процесс    
Школа обучения Формирование стратегии как развивающийся процесс    
Школа власти Формирование стратегии как процесс ведения переговоров    
Школа культуры Формирование стратегии как коллективный процесс    
Школа внешней среды Формирование стратегии как реактивный процесс    
Школа конфигурации Формирование стратегии как процесс трансформации    

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

2. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

3. Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

4. Основы стратегического планирования: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Знание, 1998.

 

ТЕМА 2: Этапы стратегического планирования. Система стратегических планов и программ

ЦЕЛЬ: изучение трех этапов стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Этапы разработки стратегического плана: стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.

2. Модели формирования стратегического плана: модель Гарвардской группы, модель Ансоффа, модель Стейнера, обобщенная модель.

3. Процесс формирования стратегического плана на макроэкономическом уровне. Этапы государственного стратегического плана.

4. Особенности разработки стратегического плана на микроэкономическом уровне.

5. Процедуры стратегического программирования и проектирования как часть процесса стратегического планирования.

6. Классификация стратегических программ по различным признакам.

7. Структура стратегических программ.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Практическое задание №2. Составить классификацию стратегических программ по различным признакам.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: сформировать стратегический план на макроэкономическом уровне и на микроэкономическом уровне.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризовать основные этапы разработки стратегического плана.

2. Представить обобщенную модель стратегического плана или составить собственную модель.

3. Что представляет собой процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана?

4. Что представляет собой процесс обоснования и разработки стратегического плана организации?

5. Что представляют собой процессы стратегического программирования и проектирования?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Практическое задание №2. Составить классификацию стратегических программ по различным признакам.

Классификационные признаки Классы программ Примечания

1. Отношение программных проблем к целям социально-экономического развития

2. Характер проблем, реализуемых в программах

   
   
   
   

3. Отношение к стране

   
   

4. Временной горизонт

   
   
   
   
     

5. Уровень значимости результатов

6. Форма представления конечных результатов

7. Характер объекта программных мероприятий

   
   
   

8. Отношение объекта программы к административно-территориальному делению страны

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Мельничук Д. Методологические аспекты подготовки корпоративного стратегического плана. // Маркетинг. Выпуск № 6, 2000.

2. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

 

 

ТЕМА 3: Методическое и информационное обеспечение стратегического планирования.

ЦЕЛЬ: изучение методического и информационного обеспечения стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Основные методические подходы к проведению стратегического анализа: PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ.

2. Процесс целеполагания (целеформирования): определение миссии и целей объекта планирования. Количественные и качественные характеристики цели: целевой ориентир, целевой индикатор, целевой норматив.

3. Стратегический выбор как третий этап стратегического планирования:

· формирование альтернативных вариантов стратегии;

· оценка альтернативных вариантов стратегии;

· выбор предпочтительного варианта стратегии.

4. Информационное обеспечение стратегического планирования.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Проведение контрольной работы №1 по пройденному материалу (темы 1-3)

3. Практическое задание №3.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Основные методические подходы к проведению стратегического анализа: PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ. Процесс целеполагания (целеформирования): определение миссии и целей объекта планирования. Количественные и качественные характеристики цели: целевой ориентир, целевой индикатор, целевой норматив. Стратегический выбор как третий этап стратегического планирования. Информационное обеспечение стратегического планирования.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: провести PEST-анализ, SWOT-анализ и SNW-анализ.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие методы используются в стратегическом анализе для оценки внешней окружающей среды? Ресурсного потенциала организации?

2. Какие общие характеристики необходимо принимать в расчет при построении полной иерархии целей объекта планирования?

3. Какие основные принципы используются в процессе формирования целей?

4. Какие основные принципы используются в процессе формирования стратегий?

5. Какие этапы составляют процесс стратегического выбора?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Проведение контрольной работы №1 по пройденному материалу (темы 1-3).

Задание 1. Выбрать наиболее точное определение из двух представленных вариантов:

1. Стратегическое планирование можно определить как:
а) специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из приоритетных функций управления на всех уровнях национальной экономики, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности их выполнения и проверки;
б) новую форму плановой деятельности, которая предусматривает разработку целей развития любого элемента национальной экономики на основе анализа развития самого элемента и внешней окружающей среды, формирование основных направлений достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения.
 
2. Государственное стратегическое планирование представляет собой:
а) особый вид планирования, состоящий в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей, задач и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечит их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся условиям макросреды;
б) особую форму плановой деятельности, отвечающую современным условиям и тенденциям развития экономики, в качестве которых можно назвать: многоукладность экономики, развитие научно-технического прогресса, усиление международной интеграции, интернационализация и глобализация экономики, рост числа ТНК, появление и развитие новых отраслей и видов деятельности в результате диверсификации экономики.
 
3. Важнейшими функциями государственного стратегического планирования можно назвать:
а) обоснование государственной экономической политики, обеспечение экономического роста, поддержание циклического равновесия в национальной экономике, обеспечение и поддержание макроэкономической конкурентоспособности и устойчивого развития национальной экономики;
б) обоснование и установление приоритетов и задач развития национальной экономики на планируемый период, планирование и управление крупными структурными изменениями и преобразованиями в рамках национальной экономики, осуществление сдвигов в структуре и объемах потребления внешних ресурсов, изменение характера юридических и финансовых отношений национальной экономики с внешней средой.
 
4. Разработка стратегического плана включает в себя три основных этапа:
а) анализ внешней окружающей среды и ресурсного потенциала объекта планирования, разработку базовой стратегии развития, разработку набора функциональных стратегий;
б) стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.
 
5. Преимуществами государственного стратегического планирования являются:
а) возможность подготовки к использованию будущих благоприятных условий; возможность более рационального распределения ресурсов; улучшение координации действий и контроля; увеличение возможности в обеспечении объекта планирования необходимой информацией;
б) возможность его совмещения и согласования с целями государственной структурной политики; отсутствие жесткой необходимости обеспечения материально-финансовой сбалансированности и оптимизации экономических процессов, что в современных условиях не представляется возможным.
 
6. Программирование имеет своей основной целью:
а) разработку проектов стратегических планов всех уровней и определение их временных горизонтов;
б) составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных, локальных (местных) проблем, а также проблем на уровне хозяйствующих субъектов.
 
7. В качестве основных источников информации для стратегического планирования используют:
а) статистическую, бухгалтерскую и другие формы отчетности, систему норм и нормативов, коэффициентов эффективности, соотношений, пропорций, накопленный опыт, основанный на знании закономерностей протекания и развития исследуемых явлений, процессов, событий;
б) федеральные, республиканские, местные, отраслевые нормативы, а также нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующими субъектами.
 
8. Стратегические программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:
а) проект управленческого решения по реализации стратегии и политики соответствующих субъектов управления;
б) основную цель, совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых они реализуются, расчет прямых и косвенных затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов, распределение заданий по срокам и исполнителям.

 

 

Задание 2. Дать развернутые ответы на вопросы (в письменной форме) в соответствии с выбранным вариантом.

 

Вариант 1

1. Развитие стратегического планирования как новой формы плановой деятельности

2. Основные этапы стратегического планирования

Вариант 2

1. Предмет, объект, цели и задачи стратегического планирования

2. Стратегический анализ как один из этапов стратегического планирования

Вариант 3

1. Особенности стратегического планирования

2. Целеполагание как один из этапов стратегического планирования

 

Вариант 4

1. Необходимость и возможность государственного стратегического планирования

2. Стратегический выбор как один из этапов стратегического планирования

Вариант 5

1. Цели, функции, содержание государственного стратегического планирования

2. Основные подходы к формулированию миссии объекта планирования

Вариант 6

1. Стратегическое прогнозирование как процедура стратегического планирования

2. Принципы формирования целей развития объекта планирования

Вариант 7

1. Основные источники информации для разработки стратегического плана

2. Классификация стратегических программ

Вариант 8

1. Стратегическое программирование как процедура стратегического планирования

2. Основные методы анализа внешней окружающей среды

Вариант 9

1. Методические подходы к процессу стратегического анализа

2. Стратегическое проектирование как процедура стратегического планирования

 

Вариант 10

1. Стратегическое планирование как наука

2. Методические подходы к процессу целеполагания

 

Вариант 11

1. Стратегическое планирование как специфическая форма плановой деятельности

2. Методические подходы к процессу стратегического выбора

Вариант 12

1. Классификация прогнозов

2. Основные методы анализа ресурсного потенциала объекта планирования

Вариант 13

1. Основные различия между миссией и целями объекта планирования

2. Современные подходы к формированию контура стратегического плана

 

2. Практическое задание №3.

Задача №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: