Автоматизированные рабочие места

Лекция №14 – Интеллектуальная доминанта

Интеллектуальная доминанта

Здесь:

Интеллект (лат.intelkectus– латинский перевод др.-греч. понятия
“nus”)– мысль, ум, разум.

Интеллектуальная – способная мыслить, понимать, размышлять.

Информационно-технологическая доминанта, рассмотренная выше, создаётся человеком и для человека. Парадоксальным образом человек, создавая что-то сам для себя, образует петлю [1 ], которая, размножаясь, превращается в ячейки, порождающие сетки, которые, наконец, сливаются, в сеть, становящейся паутиной, пленяющей (сильнее, порабощающей) человека (в широком смысле – людей и, более того, человечество). Метафора, близкая к действительности.

Паутина – это феномен, окутывающий (распространяющийся вширь) и пронизывающий пространство и всё его содержимое (проникающий внутрь). Процесс развивается по линии: бинарный – дуальный – экзистенциональный.

Здесь:

Бинарный (лат. binaries – двойной) – двухкомпонентный, состоящий из двух частей, соподчинённых одна другой.

Дуальный (лат. dualis - двойственный) – двуначальный, признающий равноправие двух начал: духа и материи, идеального и материального, субъективного и объективного, виртуального и реального, одной и другой частей целого.

Экзистенциональный (лат. exsistentia - существование) – существование как нерасчленённая целостность двух начал: духа и материи, идеального и материального, субъективного и объективного, виртуального и реального, одной и другой частей целого.

Сначала возникли человеко-машинные системы, воплощающие бинарные отношения, при которых машина при человеке, т.е. подчинённая ему, выполняет чисто утилитарные функции (лат. utilitas– польза, выгода). В человеко-машинной системе человек и машина в известном смысле рассматривались и изучались независимо друг от друга.

 Затем появились автоматизированные системы, в которых автоматическая и человеческая подсистемы приобрели в известном смысле самостоятельность, т.е. могли выполнять свои функции независимо друг от друга, отвечающие дуальному характеру отношений.

 Наконец, настало время обоюдного центростремительного с ускорением приближения машины к человеку, с одной стороны, и человека к машине, - с другой, с неизбежным взаимопроникновением одного в другое и образованием симбиоза с экзистенциональным видом отношений в нём человека и машины. Развитие идёт по двум линиям: разработка искусственного интеллекта (назовём это условно созданием киберчеловека) и разработка искусственных органов для человека, и имплантация (вживление) в него технических устройств – чипов (создание человекокибера). Когда-то в перспективе может образоваться компания “человекокибер - киберчеловек” с сейчас труднопредсказуемыми последствиями. Здесь:

Симбиоз (греч. symbiosis - сожительство) – форма тесного существования двух организмов разных видов или объектов разной природы.

Кибер (англ. cyber) – слово-приставка, означающее связь с компьютером.

Заметим, что интеллект имеет, по крайней мере, две формы проявления. Во-первых, что-то созданное человеком и отчуждённое от него, ставшее достоянием кого-то другого, является носителем интеллекта его создателя (назовём это пассивным интеллектом). Во-вторых, кто-то, т.е. человек, пользующийся чем-то и, тем более, находящийся с ним в экзистенциональных отношениях, проявляет непосредственно свой интеллект (активный интеллект).

Таким образом, информационно-технологическая доминанта является носителем интеллекта её разработчиков (пассивного интеллекта), а пользователи, включённые в доминанту, привносят в неё свой активный интеллект непосредственно. Но разработчик чего-то, в свою очередь, является пользователем информации от источника, с которым он находится в соответствующих отношениях. Проявляется эффект петли, отмеченный выше, и тогда в общем случае:

Интеллектуальная доминанта – это пользователи, включённые в информационно-технологическую доминанту на условиях бинарности, дуальности или экзистенциональности.

Если пользователями являются разработчики автоматизированных информационных систем как центрального звена АСОИУ, то сфера их профессиональной деятельности может быть очерчена базовой функционально-структурной моделью архитектуры АСОИУ, рассматриваемой далее отдельно. Но, независимо от сферы профессиональной деятельности, трудовая активность пользователей должна быть скоординирована и направлена на достижение общих целей. Это может быть достигнуто ограничениями возможных действий и взаимодействий пользователей пределами определённой организационной структуры (оргструктуры). Поведение пользователей в условиях организации может быть описано базовой моделью поведения пользователя архитектуры АСОИУ, рассматриваемой далее отдельно.

Для эффективной трудовой деятельности пользователей они должны быть обеспечены персональными автоматизированными рабочими местами (АРМ) и для коллегиального обсуждения проблемных ситуаций должно иметься коллективное рабочее место – ситуационный центр (СЦ). При этом комфортабельные условия жизнедеятельности пользователей и функционирования техники обеспечиваются инженерно-строительным комплексом (ИСК) архитектуры АСОИУ.

Структура, автоматизированное рабочее место, ситуационный центр и инженерно-строительный комплекс интеллектуальной доминанты рассматриваются здесь далее. Но прежде ещё о пользователях.

 


Пользователи

Любой человек постоянно нуждается в источнике информации и её приобретении и несть им числа и имя им легион. За короткое время информатизация на основе массового внедрения средств вычислительной техники создала виртуальное пространство, в котором нет дистанционного разрыва источник - потребитель информации, обеспечив информационный обмен между источниками и потребителями в режиме реального времени (режим on-line), в общем случае, инвариантно к их фактическому местонахождению.

Феномен информационной зависимости позволяет идентифицировать каждого человека как пользователя информации (в том числе, и как пользователя автоматизированной информационной системы, которая является источником информации), соотнеся ему формально понятие “пользователь”, что и было сделано выше. Там же определены классы пользователей:

Лица, принимающие решения, - ЛПР,

Лица, готовящие решения, - ЛГР,

Лица, участвующие в принятии коллегиальных решений, - КЛГ,

Лица, обслуживающие принятие коллегиальных решений - реализующие сценарий, - ЛРС,

Лица, исполняющие решения, - ЛИР,

Лица, готовящие информацию, - ЛГИ,

Лица, выполняющие повседневную работу, - ЛВР,

Лица, пользующиеся информационными услугами, - ЛПИ,

Лица, обеспечивающие функционирование системы, ЛОФ,

Лица, осуществившие создание системы и внедрение её в эксплуатацию, - ЛОВ.

Каждый из выделенных классов является функционалом.

Здесь:

Функционал (лат. function – исполнение) – множество функций, исполняемых кем-то, или реализуемых чем-то (например, компьютером).

Конкретный человек может выполнять один из этих функционалов или несколько, в том числе, и все. Кратко охарактеризуем каждый функционал, имея в виду, что функционалы находятся в связях и отношениях, задаваемых информационно-технологической доминантой и, конкретно, присутствующей в ней дихотомией “управляющий орган (или объект)- объект управления)”.

Лицо, принимающее решение. Это – пользователь, наделённый полномочиями единолично принимать окончательные управленческие решения и отвечать за последствия их реализации. Он является единственным лицом любой организации, правомерно имеющим такие полномочия. Это может быть Президент страны, глава корпорации, индивидуальный предприниматель, т.е. первое лицо организации. Во многих случаях, кроме обыденных, принятие управленческого решения является выбором из множества альтернатив, предлагаемых лицами, готовящими решения.

Здесь:

Организация (франц. organization, от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – упорядоченность и согласованность частей целого.

Организация, прежде всего, но не всегда, представляется коллективом, в котором люди совместными усилиями достигают общие цели (цели организации).

Альтернатива (франц. alternative, от лат. alter– один из двух) – необходимость выбора одного из двух или многих чего-то (решений, направлений, вариантов и т.п.).

Лицо, готовящее решение. Это – пользователь, который в пределах личной компетенции формулирует для ЛПР предложения по конкретному управленческому решению. Он является не единственным ЛГР, что позволяет рассматривать и аргументировать будущее управленческое решение с различных точек зрения и предлагать два или более конкурирующих вариантов, которые образуют для ЛПР множество альтернатив выбора.

Здесь:

Компетенция (лат. compete – соответствую, подхожу) – знания, умения и опыт кого-то в конкретной области.

К лицам, готовящим решения, следует отнести сотрудников, например, Администрации Президента. То же самое имеет место при первых лицах других организаций или объектов.

В сложных случаях, когда возникают проблемные ситуации, для выработки управленческого решения привлекается коллегия – КЛГ.

Коллегия. Это – ситуативный, т.е. обусловленный текущей ситуацией, коллективный пользователь, состоящий из высокопрофессиональных специалистов в узкой области знаний – экспертов.

Здесь:

Эксперт (франц. expertiseот лат. expertus–опытный) – человек, обладающий уникальными, только ему присущими, познаниями в каком-либо конкретном вопросе.

Формы и способы формирования коллегии разнообразны, но для совместной работы экспертов им необходимо предоставлять нужную информацию как на средства отображения индивидуального, так и на средства отображения коллективного пользования. Эта информация предварительно структурируется в соответствии со сценарием, отражающем специфику проблемной ситуации. Сценарий предписывает последовательность вывода информации на средства отображения в темпе её использования коллегией. Вывод информации для коллегии осуществляет лицо, обслуживающее выработку коллегиальных решений, - лицо, реализующее сценарий (ЛРС).

Лицо, обслуживающие принятие коллегиальных решений (реализующее сценарий -ЛРС). Это – пользователь, ответственный за разработку сценария, соответствующего проблемной ситуации, и его реализацию с возможной коррекцией в процессе выработки альтернатив коллегиального управленческого решения.

ЛПР, ЛГР, КЛГ и ЛРС принадлежат управляющему органу.

Принятые управленческие решения персонифицированы, т.е. предназначены для реализации конкретными лицами, исполняющими решения.

Лицо, исполняющее решение. Это – пользователь на объекте управления, который обязан реализовать принятое управленческое решение.

Лицом, исполняющим решение, на объекте управления является его первое лицо, т.е. руководитель и его аппарат (заместители, помощники и т.д.).

Любое управленческое решение в той или иной степени связано с переводом объекта управления из текущего состояния в требуемое. Информация о прошлом, текущем и будущем состоянии объекта не всегда, точнее, во многих случаях не может формироваться автоматически без участия человека – лица, готовящего информацию – ЛГИ, который является гарантом её правомерности и достоверности.

Лицо, готовящее информацию. Это – пользователь, который обязан в пределах предоставленных ему полномочий готовить в установленном виде информацию о состоянии объекта управления и передавать её в информационно- технологическую доминанту.

Функционирование объекта управления, а также в равной степени и управляющего органа сопровождается решением множества текущих задач, касающихся финансов, снабжения, социального обеспечения, юридических аспектов, кадров, подготовки и переподготовки персонала, модернизации, развития и т.п., которые являются рутинными, т.е. решаемыми одними и теми же известными способами, но для различных исходных данных. Эти задачи решаются специалистами, относящимся к лицам, выполняющим повседневную работу, - ЛВР.

Лицо, выполняющее повседневную работу. Это – пользователь, обязанный в пределах своей компетенции решать рутинные задачи в обеспечение функционирования объекта или органа.

Функционирование объекта управления и управляющего органа как целого, т.е. системы в широком смысле - АСОИУ, протекает в условиях активного информационного взаимодействия с окружающей средой, когда система приобретает из среды доступную и необходимую для себя информацию и выдаёт в среду в допустимых пределах свою информацию, нужную для лиц, пользующихся информационными услугами системы.

Лицо, пользующееся информационными услугами. Это – сторонний, т.е. за пределами системы, пользователь, которому доступны информационные услуги системы.

Функционирование автоматизированной системы обработки информации и управления сопровождается воздействием на неё множества внутренних и внешних возмущающих воздействий, большая часть которых не контролируема и не предсказуема, кроме того, некоторые из них имеют преднамеренный целенаправленный разрушающий характер. Это представляет работоспособности системы серьёзную угрозу, которую способны нейтрализовать лица, обеспечивающие её функционирование -ЛОФ.

Лицо, обеспечивающее функционирование. Это – пользователь, который обязан в пределах свой зоны ответственности обеспечить работоспособность системы.

Лицо, обеспечившее создание системы и внедрение её в эксплуатацию. Это – Главный конструктор системы и в его лице многочисленный коллектив разработчиков.

Заметим, что автоматизированная информационная система как центральное звено автоматизированной системы обработки информации и управления для пользователей классов ЛПР, ЛГР, ЛИР, ЛГИ, КЛГ, ЛОР, ЛВР, ЛПИ является орудием труда, для пользователей классов ЛОФ и ЛОВ – это предмет труда.

Пользователь – это натуральный живой человек, являющийся воплощением и носителем естественного интеллекта, который определяет образ действия человека и в нём же проявляется. Следует отметить, что потенциальные пользователи, как интеллектуальная элита рассматриваемой доминанты, если воспользоваться теорией поколений [ ], относятся, частично, к поколению X (родившихся в 1963 – 1983 гг.) и, в большей части, к поколению Y (родившихся в 1983 – 2003 гг.).

Поколение X отличают фундаментальность образования, стремление к знаниям, прагматизм и техническая основательность.

 Поколению Y присуще:

разностороннее образование, нередко, подкреплённое к 23 годам несколькими дипломами,

лабильность, динамичность и адаптивность к изменяющимся условиям,

свободное владение девайсами, Интернетом, активное пользование медиаресурсами, интерес к IT-технологиям,

стремление иметь интересную работу с гибким графиком пребывания в офисе и хорошую зарплату, а также достаточно свободного времени,

приверженность к комфорту, удобству и эстетике в отношении себя и вокруг.

С учётом этих особенностей потенциальных пользователей их совместная работа каждого на своём рабочем месте должна быть скоординирована и целенаправлена на достижение общих целей и это обеспечивается с помощью структуры, суть которой состоит в следующем.

 

Структуры

В общем случае:

Структура (лат. structura – строение, расположение, порядок) – упорядоченное множество элементов и связей между ними.

Элементы и связи могут быть двух видов – физические и логические в различных сочетаниях. Если элементы и связи имеют физическую природу, то структура становится структурной схемой:

Структурная схема –это графическая модель, описывающая упорядоченное множество конструктивных элементов системы и физических связей между ними.

Если элементы и связи имеют логическую природу, то структура становится функциональной схемой:

Функциональная схема – это графическая модель, описывающая упорядоченное множество функций, реализуемых системой, и логических связей между ними.

Наконец, множество элементов может представлять группа людей. Тогда структура преобразуется в организацию:

Организация (франц. organizationот позднелат. organize–сообщаю стройный вид, устраиваю) – объединение людей, действующих целенаправленно, т.е. коллективно.

Во многих других случаях организация рассматривается как система, обладающая внутренней структурой, содержащей элементы различной физической природы и многообразные связи: физические, технологические, экономические, правовые и, в том числе, человеческие взаимодействия. В таких случаях структура и организация в широком смысле как понятия являются синонимами.

Особенностью коллектива, как самостоятельной организации или составной части организации в расширенном толковании, является то, что входящие в него люди находятся между собой в определённых отношениях, основой которых является моральная соподчинённость, простирающаяся от полной независимости до предельной покорности.

Здесь:

Мораль (лат. moralis– нравственный) – способ регулирования действий человека с помощью норм (что можно и нужно) и правил (что при этом следует соблюдать).

Целенаправленная деятельность коллектива обеспечивается его организационной структурой или, короче, оргструктурой. Заметим, что коллектив может меняться частично или полностью, а оргструктура – при этом оставаться неизменной. Тогда:

Оргструктура –это графическая модель, описывающая распределение норм и правил внутри организации, обязательных для её членов (реальных для существующей и потенциальных для создаваемой организации).

Организацию в расширенном толковании представим инфограммой, приведённой на рис. 8.6.2.1.

Здесь:

Инфограмма (лат. information – разъяснение, изложение + греч. gramma– черта, буква, написание, часть сложного слова, означающая графическое изображение) – графическое представление информации о чём-либо для максимально быстрого усвоения его смысла.

Из инфограммы на рис. 8.6.2.1 следует, что оргструктура является центральным элементом организации, интегрирующим в ней в условиях окружающей среды в целое производство, ресурсы, финансы, потребителей и производителей. В отличие от организации, которая по определению и, по существу, должна быть стабильным образованием, окружающая среда фактически характеризуется динамичностью и слабой предсказуемостью и может резко и кардинально меняться.

 

 

Рис. 8.6.2.1. Инфограмма организации

 

 

Поэтому необходимым условием жизнестойкости и эффективности организации является чувствительность её оргструктуры к внешней среде с тем, чтобы своевременно адаптироваться к изменившимся условиям функционирования организации. Отсюда следует принципиальная уникальность реальных оргструктур и интегрированных ими организаций. Тем не менее, их основу образуют типовые организационные структуры, к которым можно отнести, в частности, следующие наиболее известные оргструктуры []:

линейные,

функциональные,

линейно-функциональные,

линейно-функциональные штабные,

матричные,

дивизиональные,

сетевые.

Кратко охарактеризуем эти оргструктуры.

Линейная оргструктура. Графическая модель линейной оргструктуры представлена на рис. 8.6.2.2. Это простейший вид оргструктуры, придуманный человеком ещё в древние времена и применяемый до сих пор. Основные принципы линейной организации управления – это централизация власти и единоначалие. Каждое звено оргструктуры предназначено для единоличного руководителя, наделённого всем объёмом полномочий по отношению к руководителям подчинённых ему звеньев. Распоряжения в этом случае передаются сверху вниз, последовательно от уровня к уровню. У каждого работника есть только один начальник, но у каждого руководителя (начальника) – несколько подчинённых. Официально разрешенных горизонтальных связей в данной оргструктуре не существует.

Основные достоинства линейной оргструктуры – простота реализации на практике и однозначная личная ответственность каждого руководителя в пределах его компетенции.

Здесь:

Компетенция (лат. kompetentia– принадлежность по праву) – круг полномочий или познаний и умений кого- то.

Недостатком линейной оргструктуры является её плохая адаптация (приспособляемость) к постоянно и непредсказуемо меняющейся внешней среды, а также высокие требования к квалификации руководителей и особенно её верхнего звена. Это следует считать первопричиной перехода к функциональной и другим организационным структурам.

Функциональная оргструктура. Графическая модель функциональной оргструктуры представлена на рис. 8.6.2.3. Здесь выделяются функциональные звенья (снабжения, производства, финансирования, сбыта и т.п.). Это позволяет использовать высококвалифицированных узкого профиля специалистов, ори-

 

Рис. 8.6.2.2. Линейная оргструктура управления

Обозначения:

– звено оргструктуры или оргячейки

– вертикальные связи (отношения)

 

 

Рис. 8.6.2.3. Функциональная оргструктура управления

Обозначения:

– звено оргструктуры или оргячейки

– вертикальные связи (отношения)

 

 

ентированных на соответствующую конкретную функцию, что является необходимым условием принятия качественного управленческого решения в её пределах. Выполнение решений функционального звена является обязательным для подчиненных звеньев.

Основное достоинство функциональной оргструктуры – отсутствие критической потребности в высококвалифицированных специалистах широкого профиля, недостаток – вследствие нарушения линейности подчинения (подчинённость данного звена нескольким звеньям вышестоящего уровня) возникает конфликт интересов. Этот недостаток удаётся ослабить в линейно - функциональной оргструктуре.

Линейно-функциональная оргструктура. Графическая модель линейно- функциональной оргструктуры представлена на рис. 8.6.2.4. Эта оргструктура обеспечивает горизонтальное разделение функциональных звеньев на всех уровнях, сохраняя в целом линейность соподчинения. Интеграция управленческих решений, соответствующих линейным вертикалям оргструктуры, происходит на верхнем уровне в звене руководителя организации.

Линейно-функциональная оргструктура обеспечила качественно новое разделение труда в управлении и более эффективные управленческие решения. Но при решении проблемных задач, обусловленных нестабильностью внешней среды, данная оргструктура становится не эффективной, так как мало приспособлена к стратегическому планированию. Для преодоления этой неприятности появились линейно-функциональные штабные структуры.

Линейно-функциональная штабная оргструктура. Графическая модель линейно-функциональной штабной оргструктуры приведена на рис. 8.6.2.5. Эта оргструктура включает специализированное звено – штаб и его звенья – секции, которые не наделены правами принятия решений и руководства, но помогают соответствую-

щему руководителю в выполнении функций и решении задач, прежде всего, функций и задач стратегического планирования и анализа. Основная цель стратегического планирования и анализа – создание потенциала для выживания организации в условиях изменяющейся внешней среды, порождающей неопределённости. Эта оргструктура обеспечивает возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

Основным недостатком линейно-функциональной штабной оргструктуры является недостаточно чёткое распределение ответственности, так как лица, вырабатывающие решения, не участвуют в их реализации, а также чрезмерная централизация управления, сосредотачивающаяся на верхнем звене оргструктуры.

В известной мере этот недостаток преодолевает матричная оргструктура.

Матричная оргструктура. Графическая модель матричной оргструктуры представлена на рис. 8.6.2.6. Главной особенностью матричной оргструктуры является наличие горизонтальных связей и множественная подчинённость, чаще всего двойная, как в данном случае на рисунке, - руководителю функционального звена и руководителю проекта. Матричной оргструктуре присуща децентрализация управлен-

 

 

Рис. 8.6.2.4. Линейно-функциональная оргструктура управления

Обозначения:

 – звено оргструктуры или оргячейки

 – вертикальные связи (отношения)

 

Рис.8.6.2.5. Линейно-функциональная штабная оргструктура управления

Обозначения:

 – звено оргструктуры или оргячейки

 – вертикальные связи (отношения)

 


 

Рис. 8.6.2.6. Матричная оргструктура управления

                    Обозначения: – звено оргструктуры или оргячейки

– вертикальные связи (отношения)

– горизонтальные связи (отношения)

                                             НИОКР – научно-исследовательская и опытно-                         конструкторская работа


 

ческих функций и снижение нагрузки и повышенных профессиональных требований к руководителям верхних уровней оргструктуры. Матричная оргструктура обладает большей гибкостью по сравнению с предыдущими оргструктурами и лучшей адаптацией к изменениям внешней среды (легче заменить проекты или продукты на другие и перестроить функциональные звенья).

Основной недостаток матричной оргструктуры таится в возможностях острых противоречий между сторонами матрицы (руководителями проектов - продуктов и функциональными руководителями), а также нарушении принципа единоначалия. И то и другое в значительной степени связано с индивидуальными качествами руководителей и культурой, и искусством человеческих отношений.

Эти недостатки в меру удаётся преодолеть в дивизиональной оргструктуре, сохранив при этом гибкость и адаптируемость её к непредсказуемости окружающей (внешней) среды.

Дивизиональная оргструктура. Дивизиональная (фр. division– деление, разделение) оргструктура интегрирует несколько дивизионов (автономных звеньев – подразделений), выделенных:

либо по виду выпускаемой продукции (например, электроника, одежда, канцелярские товары и т.п.),

либо по региональному признаку (выпуск одной и той же продукции в разных регионах),

 либо по классам потребителей (армия, молодёжь, VIP– покупатели и т.п.).

Графическая модель дивизиональной оргструктуры представлена на рис. 8.6.2.7. Здесь дивизионы имеют полную оперативно-производственную самостоятельность и несут в полном объёме ответственность за эффективность своей деятельности. Преимуществом дивизиональной оргструктуры является оперативное реагирование на изменения, возникающие во внешней среде.

Основной недостаток дивизиональной оргструктуры проявляется в трудностях, связанных с согласованием интересов дивизионов, которые не настолько часты и остры, как в матричной оргструктуре.

Объединение линейной и функциональной оргструктур в единую линейно-функциональную оргструктуру можно рассматривать, в частности, как прецедент, обусловивший слияние матричной и дивизиональной оргструктур и образования на этой основе сетевой оргструктуры.

Здесь:

Прецедент (лат. praccedens (praccedenis) – идущий впереди, предшествующий) – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Сетевая оргструктура. Графическая модель сетевой оргструктуры представлена на рис. 8.6.2.8. Будучи гибридной, сетевая оргструктура наследует

 

Рис. 8.6.2.7. Дивизионная оргструктура управления

Обозначения:

        ЛСТ – линейная оргструктура

        ФСТ – функциональная структура

        ЛФС – линейно-функциональная оргструктура

 

Рис. 8.6.2.8. Сетевая оргструктура управления

 

 

преимущества исходных оргструктур: гибкость и адаптивность, присущие дивизиональной оргструктуре, и централизованное функциональное руководство, характерное для матричной оргструктуры.

Обязательные условия сети – это централизованное общее руководство, осуществляемое верхним звеном, и централизованные функциональные звенья по ключевым направлениям деятельности, распоряжения которых обязательны для всех дивизионов. Отсюда следует единый сетевой стиль, общий для сети бренд, одни и те же поставщики, один и тот же ассортимент продукции (товаров или услуг) и т.п., но в то же время в определённом смысле самостоятельность, позволяющая каждому дивизиону адаптироваться к своему окружению.

Наиболее эффективны территориально распределённые сетевые оргструктуры с единым стилем и брендом, что обеспечивает её узнаваемость не зависимо от того, где находятся её дивизионы.

Рассмотренные оргструктуры наиболее известны и распространены, но далеко не исчерпывают всего разнообразия существующих и известных организационных структур. К тому же оргструктуры реальных организаций, как правило, являются комбинацией типовых структур. При этом каждая комбинация учитывает особенности, вытекающие из уникальности организации и её окружающей среды.

Однако, при всём при этом, не зависимо от того, является ли оргструктура типовой или реальной, общим для них является то, что в той или иной степени, но, как правило, до сих пор значительной, они активно используют административный контроль и осуществляют посредством него администрирование в организации. Это – во-первых.

Во-вторых, всем рассмотренным типовым и соответствующим им гипотетическим реальным организациям в той или иной степени присуща иерархия.

Здесь:

Контроль (фр. controle) – проверка, наблюдение соответствия чего-либо чему-либо.

Административный (от лат. administratio –управлять, заведовать) - исполнимый формально, т.е. по форме, официально, по жёстко установленным правилам.

Администрирование (лат. administratio –управлять, заведовать) - управление формально, т.е. по форме, посредством приказов, команд, в общем, властных полномочий или, короче, власти.

Здесь:

Власть – способ управления поведением человека и людей волевыми усилиями без физического насилия (с помощью приказа, команды, порицания, поощрения, авторитета и т.п.).

Административный контроль – наблюдение соответствие чего-либо чему-либо по жестко установленным правилам.

Иерархия (греч. hierarchia ≤ hieros– священный + arche- власть) - расположение частей целого в порядке от высшего к низшему с соблюдением подчинения.

Администрирование и иерархия, возведённые в абсолют, порождают бюрократизм, под которым будем понимать следующее:

Бюрократизм или бюрократия (фр. bereau– коллегиальный орган (бюро, канцелярия) для выполнения какой-либо работы, чаще, руководящей + греч. kratos– власть, господство) – в любых условиях и при разных обстоятельствах сосредоточение (централизация) власти в руках меньшинства и её исключительное распределение между членами меньшинства.

Бюрократизм в полной мере присущ и является становым хребтом любой линейной оргструктуре, которую в силу этого принято называть иерархической или бюрократической оргструктурой. В меньшей, но, тем не менее, значительной степени, бюрократизм присущ и другим рассмотренным выше типовым оргструктурам. Бюрократизм нейтрализует свободу и личную инициативу, расширение круга обязанностей и ответственности любого человека, включенного в ту или иную из традиционных организационную оргструктуру, и это ухудшает её функционирование и, тем более, в турбулентных условиях внешней среды, сложность которой нарастает.

Этот фактор является решающим для интенсивного поиска если не оптимальных, то хотя бы рациональных, по сравнению с традиционными, оргструктур, адекватных современным условиям. Сейчас вектор поиска ориентирован на противопоставлении бюрократии эдхократии.

Здесь:

Эдхократия (адхократия) (лат. anhoc– для данного случая, к этому + греч. kratos– власть, господство) – рассосредоточение (децентрализация) власти между многими и её применение с учётом складывающихся условий и конкретных обстоятельств.

Эдхократия ориентирована на власть, основанную на свободном творчестве, компетенции и добровольном сотрудничестве, а не на позиции в иерархии, что характерно для бюрократии. Объективность отхода от бюрократии и приближения к эдхократии обусловлена реальностью общественного развития по вектору“ … - индустриализация – информатизация – концептуализация - …”, рассмотренному выше, и трансформацией традиционной социально - технологической среды жизнедеятельности человека в современную интеллектуальную информационно-технологическую среду, являющуюся здесь предметом рассмотрения.

Эдхократические задатки присутствуют в современных матричных, дивизиональных и сетевых оргструктурах. Поэтому уже сейчас их именуют эдхократическими оргструктурами (или органическими, или адаптивными). И эта тенденция набирает силу – рассматриваются интеллектуальные оргструктуры (переход от административного контроля к прямой ответственности исполнителей) [ ] и другие [ ].

Эдхократическая децентрализация направлена на создание мелких и непостоянных оргструктур с неформальным поведением и узкой специализацией [ ]. Глубина децентрализации может быть различной. С её увеличением центростремительные свойства оргструктуры ослабевают, превращая её сначала в формат для возможного общения взаимно заинтересованных лиц, а далее, делая их независимыми друг от друга.

Здесь:

Формат (франц. formatот лат. forma – вид, наружность) – что-то без четких формальных связей и отношений, распределяющих внутри права, обязанности, ответственность и т.п.

Иначе:

Формат – противоположность или антипод организации.

Но человек в интеллектуальной информационно – технологической среде сам по себе является эдхократом, наделённым полнотой власти над собой и полномочиями распоряжаться ею по своему усмотрению. Это, в частности, способствует естественному самоорганизующимся образом без принуждения формированию комьюнити, т.е.

Комьюнити (англ. community – сообщество) –сообщество или группа людей со схожими интересами, добровольно и инициативно общающихся между собой в виртуальном пространстве опосредованно через интернет.

Интерес – это предвестник цели.

И тогда комьюнити, как сообщество людей, увлечённых общей целью, — это мощное средство для её достижения и, особенно, в идущем на смену информационному концептуальном обществе, где основное место уготовано человеческому таланту.

В обозримой перспективе изменится и рабочее (офисное) пространство оргструктуры. Из индустриального понимания конторы, где служащие трудятся в рабочие часы, с кабинетами начальников и открытой рабочей площадкой для сотрудников (опен спейсом), офис превратится в арендованное место (своего рода коворкинг) для совместной работы разных специалистов на время обсуждения полученных результатов, обмена мнениями по сложным вопросам и направлениям дальнейшей работы.

Здесь:

Коворкинг (англ. co-working – совместная работа)– совместная работа фрилансеров в едином месте на добровольных началах.

Фрилансер (англ. freelancer – свободный работник) – специалист с творческими наклонностями, способный самостоятельно выполнять работу в комфортных условиях, свободных от официальных требований (фиксированный режим работы и отдыха, корпоративный стандарт, канцелярские условия и т.п.).

Опен спейс (англ. openspace– открытая площадка, свободная планировка) –офисная площадка с рабочими местами, разделенными легкими перегородками, вместо кабинетно - коридорного типа.

Таким образом, организационная структура имеет широкий диапазон возможных реализаций: от жестко бюрократической линейной до крайне свободной, лишенной какого-либо администрирования и построенной на добровольном творческом отношении к труду, стимулируемому конечным результатом. Однако, ни одна типовая оргструктура в чистом виде не применяется и реальная оргструктура – это сочетание нескольких типов, адекватное уникальности конкретной организации в неповторимых условиях её внешнего окружения. И главное – любая реальная оргструктура упорядочивает управленческий персонал, численность которого порой бывает внушительной, соотнося каждого управленца определённой ячейке оргструктуры, наделённой функциями, задачами, ответственностью, обязанностями и правами, тем самым обеспечивая слаженную коллективную деятельность по достижению общих целей организации.

Тем не менее, при всём многообразии и неповторимости реальных оргструктур общим для них является то, что любая оргструктура должна обеспечить каждого управленца рабочим местом, позволяющим эффективно использовать современные информационные технологии, или, иначе, автоматизированным рабочим местом. Оказавшись на автоматизированном рабочем месте, управленец становится пользователем информации, принадлежащим одному (или попеременно нескольким) из ранее выделенных классов пользователей.

Рассмотрим далее подробнее автоматизированные рабочие места пользователя.

 



Автоматизированные рабочие места

Будем следовать определению понятия “автоматизированное рабочее место”, данному ранее. С учётом разнообразия оргструктур, рассмотренного выше, сосредоточим внимание на двух крайностях: оргструктуре бюрократической и оргструктуре эдхократической. В случае бюрократической оргструктуры пользователь жестко привязан к рабочему месту, во втором случае, когда оргструктура эдхократическая, - местоположение пользователя, в общем случае, произвольно. Соответственно этому будем рассматривать два варианта автоматизированного рабочего места. Первый - автоматизированное рабочее место стабильное, т.е. в границах оргструктуры, (оно может быть стационарным, т.е. не подвижным в пространстве, или мобильным) – АРМ-СС или АРМ-СМ. Второй вариант - это автоматизированное рабочее место носимое – АРМ – Н, т.е. принадлежащее пользователю, как, например, носимая им одежда, бумажник с документами и деньгами, телефон и т.п.

Автоматизированные рабочие места типа СС и СМ означают работу в офисе. Однако благодаря смартфонам и огромному количеству различных, зачастую крошечных устройств из арсенала бурно развивающихся носимых технологий (англ. wearabletechnologies–WT), становится возможным делать то же самое, что на АРМ-СС (СМ) в офисе, но везде с помощью автоматизированного рабочего места типа Н.

Любое реальное рабочее место, в том числе и автоматизированное, является персонифицированным, т.е. принадлежащим конкретному пользователю в данной организации, и не только, а также, в общем случае, любому независимому лицу. Это означает, что, с одной стороны, функционал рабочего места, т.е. набор функций, реализуемых на нём, должен соответствовать решаемым задачам. Эти задачи задаются определённой ячейкой организационной структуры, которые должны решаться на ней с помощью данного автоматизированного рабочего места. С другой стороны, - дизайнерские решения, воплощённые в автоматизированном рабочем месте, должны гармонировать с представлениями и ощущениями конкретного человека - пользователя, находящегося на рабочем месте.

Здесь в общем случае:

Дизайн (англ. design– проектировать, чертить или план, рисунок, т.е., — это можно понимать и как процесс, и как полученный результат) – что-то, созданное с учётом его функциональности, удобства и красоты для кого-то.

Это определение, возможно, неожиданно, потому нуждается в разъяснении. Тут “что-то” является собирательным понятием, включающим многое: автомобили, одежду, ткани, может быть жилища или производственные здания и т.д., и, наконец, информационные технологии, фокусирующиеся на автоматизированных рабочих местах пользователей. Дизайн в смысле приведённого определения, поскольку содержит в себе красоту, является не промышленным продуктом (или научным результатом), а произведением искусства или творением художника – дизайнера и поэтому именно художественные ассоциации в сознании человека сопровождают слово “дизайн” как лексическую единицу. Следовательно, в контексте предложенного определения слово “дизайн” является лексемой, одновременно означающей и объект (предмет), например, автомобиль, и его свойство – удобный, красивый. В силу сказанного будем считать правомерным употребление словосочетание “дизайн чего-то”, например, дизайн автомобиля, или дизайн автоматизированного рабочего места.

Здесь:

Лексема (гр. lexis– слово, выражение, оборот речи) – единица словаря языка: в одну лексему объединяются разные формы одного слова (ед. число, множ. число, различные падежи) и разные смысловые варианты слова, зависящие от контекста, в котором оно употребляется.

Лексика (гр. lexikos - словесный) – совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или совокупность слов, употребляющихся в какой-либо деятельности.

Далее, автоматизированное рабочее место является ёмким понятием, в том смысле, что может быть охарактеризовано с различных точек зрения: интерьера, мебели, планировки, освещения, техники и, наконец, информации, с которой работает пользователь (формально – информационного интернет-пространства или коротко – веб (web)).

Здесь:

Интерьер (фр. interieur- внутренний) – оформление внутреннего помещения здания (строения).

Соответственно этому можно выделить различные дисциплины дизайна: дизайн интерьера, дизайн мебели, дизайн планировки, дизайн техники – это составляющие дизайна реального пространства на рабочем месте, и веб-дизайн – это дизайн виртуального информационного пространства, фокусирующегося на экране монитора. Дизайн реального пространства статичен, виртуального пространства – динамичен и важно, чтобы они, сливаясь, формировали единое целое, адекватное ментальным характеристикам пользователя [? ].

Здесь:

Ментальный (от лат. mentis – душа, дух, ум) – присущий человеку (например, как видит, воспринимает, запоминает, слушает, реагирует и т.п.).

Названные дисциплины дизайна имеет свою историю, и представляются сформировавшимися стилями, например, такими как:

минимализм (стилю присуща свобода, грамотная планировка, ограниченное количество аксессуаров),

кантри (функциональность, изысканная простота и естественность),

винтаж (элегантность везде и во всём),

модерн (неожиданность решения),

арт-модель (предметы носят скорее декоративный, нежели функциональный характер) и многих других.

Каждая из дисциплин дизайна важна сама по себе. Однако наиболее ценны они в совокупности, потому что, дополняя друг друга, они только в сочетании могут обеспечить совершенную гармонию рабочей ауры для пользователя на его автоматизированном рабочем месте. Но пользователи не во всём похожи друг на друга и, тем более, могут быть совсем не похожи один на другого. Поэтому дизайн автоматизированного рабочего места в разумных пределах должен обеспечивать возможность учёта личных вкусов и предпочтений конкретного пользователя и, прежде всего, тогда, когда на данном рабочем месте пользователи сменяют друг друга в соответствии с рабочим графиком, либо кардинально в силу непредвиденных обстоятельств: например, увольнении или приёме на работу нового сотрудника.

Дизайн сродни искусству, фактически, на самом деле, это так и есть. Следовательно, автор дизайна - дизайнер должен владеть, по крайней мере, художественными навыками, лучше, быть талантливым, и знать и понимать ментальные особенности человека – будущего пользователя автоматизированного рабочего места. Конкретное содержание стиля, в том числе и любого из тех, что приведены выше, может быть только авторским и это всегда уникально и неожиданно, иногда до такой степени, что становится шедевром.

Здесь:

Шедевр (франц. chef-d , oeuvre) –высшее достижение искусства, мастерства.

Не все дизайнеры стали великими мастерами, но именно авторские творческие концепции великих из них сформировали основы дизайнерской проектной культуры. До сих пор живы традиции, заложенные Джоном Рёскиным, Уильямом Моррисом, Чарльзом Макинтошем, Петером Беренсем, Раймондом Лоуи и др. Не безынтересны работы Джони Айва – дизайнера продуктов корпорации Apple [1].

Функциональное наполнение автоматизированного рабочего места и вопросы реализации функций и соответствующих им задач решаются пользователем с помощью техники, программ и других составляющих рассмотренной информационно-технологической доминанты, и о них речь шла выше. ПО сути, АРМ является микроячейкой рассматриваемой интеллектуальной информационно-технологической среды, которая сама формируется и существует как множество автоматизированных рабочих мест и других сетевых узлов информационно-технологической инфраструктуры.

Автоматизированные рабочие места с их пользователями решают многие задачи, но непременно возникают проблемы, требующие для своего решения привлечения коллективного разума. В таких случаях необходим ситуационный центр, который следует рассмотреть подробнее.

 

Ситуационные центры

Примем определение:

Ситуационный центр – технический и информационно-аналитический центр коллективного пользования для обоснования, на основе мониторинга, контроля, экспертных суждений и моделирования предметных областей, принимаемых первыми лицами управленческих решений в текущих, плановых и кризисных ситуациях.

Здесь:

Ситуация (франц. situation) – реальная обстановка, характеризующаяся совокупностью явных и скрытых факторов и соответствующими им явлениями (то, что произошло) и процессами (то, что происходит).

Фактор (лат. factor– делающий, производящий) – первопричина чего-либо.

Мониторинг (англ. monitor- наблюдатель) – постоянное наблюдение за чем-либо.

Контроль (франц. contreroleот contre– против + role- список) – выявление отклонений фактических наблюдений чего-либо от требуемых.

Текущая ситуация – повседневная или привычная ситуация.

Плановая ситуация – гипотетическая или предполагаемая ситуация.

Кризисная ситуация – неожиданная или непредсказуемая ситуация.

Центр (лат. centrum от гр. kentron – острие, средоточие) – физическое пространство для техники и места осуществления какой-либо деятельности (деятельностей).

Место осуществления деятельности принято называть по-разному: комната, кабинет, зал и т.п.

Из приведённых определений следует заключить, что в общем случае ситуационный центр покоится на трёх столпах:

техника,

пользователи,

инфо-аналитика, т.е. информация и программы её обработки в соответствии с решаемыми задачами.

Ситуационный центр, по аналогии с автоматизированным рабочим местом пользователя, является, но в данном случае уже более сложной, локальной ячейкой интеллектуальной информационно-технологической среды. Также ситуационный центр может быть стационарным, как чаще всего и бывает, и мобильным, если расположен на подвижной платформе или оперативно развёртывается по необходимости в нужном месте.

Заметим, что один из первых ситуационных центров в России был создан в 90-е годы прошлого столетия для Президента РФ. Его структурная схема приведена на рис. 8.6.2.9. Она даёт представление о номенклатуре технических средств ситуационного центра и их связей. В известном смысле эту структурную схему следует рассматривать канонической, поскольку она является логической основой любого ситуационного центра. Но реализуется эта схема по-разному. Это зависит от времени реализации схемы (сегодня, вчера или завтра) и соответствующих времени фактически существующих и доступных конкретных типов технических и программных средств, целей и задач создания центра, статуса и предпочтений заказчика, квалификации разработчиков и т.п.

Оборудование ситуационного центра включает просветные экраны, видеокамеры документирования, электронную доску, видео презентационный стенд, аудиосистему, средства конференцсвязи и дублирующие колонки АРМ режиссера.

Режиссёрская (АРМ режиссёра) оснащена панелью управления, станциями отображения, телевизионной аппаратурой, видеомагнитофонами, управляющим и коммутационным оборудованием. Телевизионный комплекс обеспечивает ситуационный центр видео-аудио информацией с проводимых мероприятий или чрезвычайных ситуаций.

В комнате подготовки видеодокладов установлены графические станции, студия нелинейного монтажа, АРМ подготовки презентаций, АРМ администратора ЛВС, ленточная библиотека, сервер архива, магнитоленточная библиотека.

В проектной расположены видеопроекторы, обеспечивающие изображения на просветных экранах.

Информация может поступать в ситуационный центр как от стационарных оконечных пунктов, так и от мобильных информационно-аналитических центров, развёртываемых в районах кризисных ситуаций. Мобильные информационно-аналитические центры обеспечивают решение комплекса задач, предусматривающего получение информации о возникновении и ликвидации кризисных ситуаций, оценку состояния и возможностей системы жизнеобес-

 

 

 

 

печения населения, расчёт потерь в народном хозяйстве, оценку сил и средств, необходимых для ликвидации последствий кризисных ситуаций, доведения до исполнителей и контроль исполнения принятых решений.

 

Пользователями, входящими в состав ситуационного центра, являются специалисты, принадлежащие следующим классам пользователей: ЛПР, КЛГ, ЛГР, ЛВП, ЛРС, что является общим для многих ситуационных центров.

Ситуационный центр обладает возможностями интегрировать в единый процесс следующие функции:

мониторинг общественно-политической, социально-экономической, природно-экологической обстановки в стране,

выявление и анализ проблем и выработка вариантов соответствующих решений,

одновременная визуализации нескольких потоков информации с возможностью управления ими в синхронном и асинхронном режимах, 

подготовка лицу, принимающему решение (ЛПР), и лицам, привлекаемым для обсуждения и выработки вариантов возможного решения (КЛГ), проблемных докладов, в том числе, видеодокладов, на основе совместного использования разнообразной информации в различной форме:

аналоговой,

цифровой,

видео и телевидения,

графической,

текстовой,

табличной,

анимационной и др.

Проблематика видеодокладов весьма разнообразна и может касаться таких вопросов, как:

общественно-политическое состояние,

социально-экономическое развитие,

государственное строительство,

оборонная политика,

национальная безопасность,

управление страной в периоды кризисов, международных и внутренних конфликтов, чрезвычайных ситуаций и др.

Возможны следующие режимы функционирования ситуационного центра:

мониторинг проблем – информирование ЛПР о текущих событиях в стране и мире, выявление потенциально проблемных и критических ситуаций, а также информационно-справочного обслуживание по запросам пользователей;

планируемое рассмотрение проблем – представление ЛПР всесторонней по форме и содержанию информации по рассматриваемой проблеме или ситуации, а также аналитических материалов, анализ проблемы, выработка вариантов решений;

критические ситуации – ознакомление ЛПР с обстановкой на месте происшедшего, результатами анализ и возможными вариантами решений.

Обсуждение проблем в любом режиме функционирования ситуационного центра может осуществляться ограниченным составом пользователей в ситуационном зале, либо в расширенном составе участников в формате телеконференции с использованием конференцсвязи. В этом формате могли принимать участие до 10 внешних абонентов.

Решены практические вопросы комплексной защиты ситуационного центра как многопользовательской информационной системы с развитой инфраструктурой. Развёрнута автономная система теленаблюдения и обнаружения, включающая телекамеры, видеоадаптеры и коммуникационное оборудование. Использованы криптографические средства защиты информации, средства защиты информации от несанкционированного доступа, средства защиты информации от побочных электромагнитных излучений и наводок, организационно-режимные меры защиты информации. И всё это, как и предыдущее, является обязательным атрибутом любого ситуационного центра, но в своей уникальной практической реализации, адекватной конкретной предметной области.

Важнейшее значение имеет визуализация информации. Очевидно, что отображать на экране только таблицы с цифрами и цветные графики недостаточно. Необходимо дать образное представление ситуаций и решений, понятное и легко воспринимаемое руководителями. Сформулированные из данных или отражающие непосредственно выведенные на экран гипотезы решений, представленные как образы, должны отвечать профессиональным навыкам руководителя и соответствовать реализации его стратегии и тактики. И ещё: любой ситуационный центр по определению создаётся для управления в непредвидимых и неопределённых условиях и потому является объектом с развивающимися функциями и оперативная постановка, и решение новых задач – это его штатный процесс функционирования.

Естественным, очевидным и необходимым является условия для автоматизированных рабочих мест и ситуационных центров, благоприятные для жизнедеятельности пользователей и функционирования техники. Эти условия обеспечиваются инженерно-строительными комплексами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: