ГлаваII. Отчуждение в подростковом возрасте

Подростковый возраст – это период жизни человека от детства д юности в традиционной классификации (от 11-12 лет до 14-15 лет). /О. П. Солодилова «Возрастная психология»М: Проспект, 2004год/ Особенности подросткового возраста – одна из обширнейших тем психологии, социологии и биологии. Каждая научная дисциплина рассматривает этот феномен с особых для них позиций. Но есть и ключевое понятие для данного этапа развития человека: процесс изменения. В этом возрасте человек переживает как физические, так и духовные изменения: он по-другому начинает воспринимать окружающий вокруг него мир, общество.

Основными психологическими особенностями подросткового возраста являются:

- чувствительность к оценке посторонних своей внешности

- изменение приоритетов в общении – значимость сверстников. Освоение партнерских отношений с миром.

Освоение самостоятельности и автономности

Развитие рефлексии и самосознания

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстником, важная роль группы сверстников

Освоение более взрослых ролей

крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

На данном этапе взросления ребёнок по-новому осознаёт свои взаимоотношения с социумом. Особенно с ровесниками. От подростка требуют больше, чем от ребёнка, ожидают чего-то особенного. Поэтому в общении со сверстниками увеличивается риск быть непонятым, вступить в конфликт, быть непонятым.

Все эти особенности свидетельствуют о том, что при формировании личности психологически подросток очень хрупок и податлив на разные влияния внешнего окружения. Поэтому проблема отчуждения в подростковом возрасте наиболее важна в изучении: подобный процесс может отразиться на развитии личности как положительно, так и отрицательно.

В группу риска отчуждения могут попасть подростки, кого не поняли его сверстники, и он замкнулся в себе, при этом переживает в себе отрицательные эмоции, ведущие к дисгармонии развития личности.  

Риск отрицательных воздействий усиливается и от того, что даже если самому подростку комфортно находиться в изоляции (что нетипично для его возраста), то другие его сверстники в силу своего традиционного развития (стремления познать всё, в том числе окружающих его людей) захотят привлечь отчужденного подростка в свою группу общения. Хочет изолировавший того или нет. Подобное явление ведёт к конфликтным ситуациям. Чем младше подросток, тем сильнее их конфликтные процессы ведут к процессу отчуждения. Важно предотвратить подобное начало разрушения личности на столь ранних этапах развития.

Эмпирическая часть.

«Исследование отчуждения у подростков 13 – 15 лет».

2.1 постановка проблемы

Анализ литературы показал, что отчуждение является важным результатом, связанным с развитием человека в подростковом возрасте. Отчуждение может являться как процессом, так и результатом социального взаимодействия и индивидуального развития. В литературе существует односторонняя позиция, доказывающая, что процесс отчуждения исключительно отрицательное явление, при которой личность отвергается группой, что влечёт за собой дисгармонию личностного развития. В нашей работе мы бы хотели подчеркнуть, что отчуждение имеет позитивные и негативные аспекты для развития личности подростка.

Негативный аспект отчуждения связан с тем, что человек противопоставляется группе, отвергается группой, при этом может испытывать противоречивые чувства отторгнутости, ненужности, непонимания другими, находиться в изоляции и одиночестве, конфликте с другими людьми.

Позитивным аспектом является развитие индивидуальности подростка, осознание им неповторимости, особенности, самостоятельности. В состоянии отчуждения подросток может провести саморефлексию и осознать своё отношение к нормам, правилам группы, её ценностям.; особенности своего поведения, несогласованного с поведением в группе провести определённую работу над собой.

Отметим, что в подростковом возрасте сделать подобный анализ довольно сложно. Поэтому происходит он постепенно. Подросток на разных этапах взросления осознаёт своё положение в социуме по-разному: в раннем возрасте отчуждение для него мучительно, но с годами он может найти в нём позитивные стороны.

 

Цель исследования: выявление осознания отчуждения среди подростков средних и старших средних классов.

Задачи: Разработать интервью для опроса подростков; провести зондальное исследование – мини – интервью с учащимися 6, 8 и 9 классов. Проанализировать результаты.

Предмет: преставление подростков об отчуждении.

Объект: Межличностные отношения в группе подростков.

Гипотеза: Существует связь между замкнутостью, характером, одарённостью и отчуждением в подростковой группе.

  Испытуемые: подростки 6ого, 8ого и 9ого класса (1 человек 6ого, 1 чел. 8ого и группа из 7ми чел. 9ого класса)

 

2.2 Метод и процедура исследования.

В ходе создания реферата, я провела мини-интервью с целью понять, какого вида отчуждения встречаются в разных классах (возрастных категориях).

 

Вопросы интервью:

1) Есть ли у Вас в классе люди, не стремящиеся общаться? Если да, то по каким причинам?

2) Как давно эти люди находятся вне основного общения?

3) Что послужило причиной или поводом отчуждений этих людей?

4) Оказывались ли Вы в подобной ситуации (отчуждении)? Почему?

5) Как Вы думаете, процесс отчуждения влечёт за собой позитивные или негативные последствия?

 

Интервью занимало примерно 30-45мин., проводилось после уроков и фиксировалось в виде высказываний испытываемых. Часто интервью перетекало в свободную беседу и рассказы испытываемых о конфликтах в классе и отдельных участников конфликта.

 

2.3 Результаты зондированного исследования.

В шестом классе проблема отчуждения является следствием конфликта между двумя одноклассниками, группой и одноклассником или двумя группами. Это объясняется тем, что создавшийся в классе коллектив переживает ещё период знакомства: дети по-разному оценивают и воспринимают друг друга чуть ли не каждую неделю. Если человек и отчуждается от общего социума класса, то не на долгий срок. «Группа отчуждённых» постоянно меняется.

 

Совсем другая картина отношений наблюдается в 8 и 9 классах: уже сформировавшийся там коллектив если и имеет в классе отчуждённых субъектов, то вполне постоянных. Причины для подобного отчуждения самые разные.

 

Начнём с того, что при обсуждении отчуждении подростки сразу начинают говорить о тех своих одноклассниках, с которыми класс (или он сам) не давно (месяц - полгода) конфликтовал, а теперь прекратил общение, как следствие ссоры; и лишь потом, после подробного описания произошедшего конфликта, вспоминают, что у них в классе есть люди, не общающиеся с классом чуть ли не с самого начала совместного обучения. Учащиеся как 8ых, так и 9ых классах обычно говорят про таких людей «аутсайдеры». Эти подростки являются чистым примером добровольного отчуждения. Они сами огородили себя от общения с социумом и отсутствие попыток начать общение, является одним из доказательств того, что они самодостаточны и комфортно чувствуют себя без социума.

 

Вторыми в группу риска попадают подростки, пытающиеся «пойти против течения» всего класса, вступая в разнохарактерные конфликты с большей и активной частью класса, в данном случае, 8ого. Иногда эти подростки просто вызывающе себя ведут или, как это наблюдается в 9ом классе, вели себя последнее время. Во всех приведённых выше случаях следствием было отчуждение данных лиц от основного коллектива. На желание конфликтовать дети 8ого класса ответили игнорированием. Группа 9ого класса перед игнорированием всё же пошла на конфликт с целью объяснить, что поведение потенциальных отчуждённых неприимственно для окружающих. В данной ситуации подростки в основном тяжело переживают подобный процесс, ведь все их действия в основном мотивированны желанием быть лидерами класса. Некоторым это даже удавалось в младших классах, а причиной нынешнего отчуждения их от группы, является непонимание того, что система ценностей в классе уже переосмыслена.

Некоторые учащиеся 9ого класса при разговоре об «аутсайдерах» высказали своё предположение, что возможно, отчуждившие себя сами подростки хотели бы общаться с классом, но не начинают это общение из-за страха быть отвергнутым уже классом, а не им; а так же ряду внутренних причин.

 

При разговорах о конфликтах косвенно можно понять, что в классах существуют лидеры, которые, несомненно, принимаются классом, но которые сами себя внутренне отделяют от классного социума. Мне представляется данный вид отчуждения самым сложным и неоднозначным, требующим отдельного, более глубокого изучения.

Выводы.

Теоретические выводы:

• Под отчуждением мы понимаем как процесс, так и результат социального взаимодействия и индивидуального развития.

• В подростковом возрасте отчуждение является очень значимым переживанием.

• Негативными аспектами отчуждения является нарушение естественного общения со сверстниками (одноклассниками), как следствие, замкнутость в себе, дисгармония в развитии индивидуальности, сильные депрессии, негативные душевные переживания.

• Позитивными факторами – осознание исключительности собственной личности, саморефлексия, как следствие, переосмысление своей системы ценностей и коллективной системы ценностей, обнаружение новых личностных качеств в себе.

• Все внутренние процессы, протекающие во время отчуждения, сложны. Из этого следует, что процесс отчуждения протекает медленно, поэтапно внутри человека, а исход его непредсказуем.

Эмпирические выводы:

• Сравнение старших и младших подростков подтверждает, что отчуждение – довольно значимый процесс в подростковой жизни. Все опрошенные подтвердили, что в своём классе сталкивались с подобной проблемой.

• Отчуждение - обратимый процесс. В зависимости от последовательного взаимодействия с социумом, отчуждённый подросток может вернуться в группу. Чем младше класс, тем быстрей этот процесс обратим.

• В большинстве случаев отчуждение является последствием конфликта между группой людей и впоследствии отчуждённым подростком.

• В классах существуют подростки, находящиеся в постоянной изоляции со своей потенциальной группой общения (одноклассниками).

• Чем старше класс, тем больше позитивных сторон он находит в процессе отчуждения.

 

Заключение.

В работе над рефератом были проведены анализ и обработка теоретического материала о явлении отчуждения и особенностях подросткового возраста.

Составлен терминологический словарь, в котором даны определения часто используемых, ключевых в реферате терминов.

Было разработано, проведено и обработано зондальное исследование в форме мини-интервью.

Подведя итоги работы и сделав обобщение результатов зондального исследования, можно сказать, что:

Отчуждение личности - социально-психологический феномен, заключающийся в невключенности личности в систему отношений социальной группы, детерминированный совокупностью социальных, социально- психологических и индивидуально- психологических факторов, сопровождаемый чувствами одиночества и изоляции.

Отчуждение, в зависимости от возраста подростка, является как конструктивным, так и деструктивным процессом.

Психологическими факторами отчуждения чаще всего являются конфликтные ситуации со сверстниками, желание самоизоляции и внутреннее противопоставление субъекта обществу.

Отчужденные подростки устанавливают следующие стили взаимоотношений со сверстниками: недоверчиво-скептический, покорно-застенчивый и зависимо-послушный.

Проведённое зондальное исследование подтвердило гипотезу.

Список литературы

1. Глоссарий.ру(Словарь по общественным наукам)/ http://www.glossary.ru/ -ссылка действительна на 12.04.20011

2. Дубровина И.В. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд.- СПб: Питер, 2006.

3. Клиническая психология. Словарь http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая психология -ссылка действительна на 12.04.20011

4. Кон. И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989

5. Кон. И.С. Психология старшеклассника- М.: Просвещение, 1980

6. Маркс Карл Гендрих Экономико-философские рукописи 1844 года –М: Академический Проект 2010

7. Общая психология, словарь/ http://slovari.yandex.ru/~книги/Общая психология/ -ссылка действительна на 12.04.20011

8. Райс Ф. Подростковый и юношеский возраст – СПб: Питер. Год издания: 2010.

9. Силяева А.А. Структурно-функциональная модель отчуждения подростков М.: Изд-во МГОУ 2005

10. Силяева А.А. Отчуждение как социально- психологический феномен /А.А. Силяева// Ученые записки Российского государственного социального университета. Психология социальности.- Москва, Изд-во РГСУ, 2006.

11. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М: Проспект, 2004.

12. Социальная психология. Словарь http://dic.academic.ru -ссылка действительна на 12.04.20011

13. Фромм Эрих Человек одинок -М.: «Иностранная литература», 1966, №1. - С.230-233.

 

 

Приложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: