Терминологический словарь

1.Индивидуальность.

Слово «индивидуальность» очень часто используется людьми в повседневной жизни. Произнося этот термин, люди чаще всего подразумевают под ним определённую совокупность личностных качеств человека с его образом действий и мыслей. С точки зрения обществознания, индивидуальность - неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой. / Глоссарий.ру(Словарь по общественным наукам)/
 В психологии этот термин имеет следующее значение: «индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств персептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.»/ А.Г. Асмолов (Общая психология, словарь)./

2.Отчуждение.

 

Отчуждение, как само явление, включает в себя обширную область понятий. Процесс отчуждения личности формировался в научном сознании постепенно. В Марксиской теории отчуждения Карл Марк формулирует этот процесс, как потерю смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма./ Карл Маркс «Экономико-философские рукописи 1844 года»/ Идею Маркса поддерживает Эрих Фромм: «отчуждение– вот участь отдельного человека при капитализме»/ Эрих Фромм «Человек одинок»/

В психоанализе и психологии понятие "отчуждение", по-видимому, было впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ей культуры./ В. И. Овчаренко (Клиническая психология. Словарь) /

Отчуждение (в социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр./ В.В. Абраменкова (Социальная психология. Словарь) /.

3. Изоляция.

 

Изоляция, как частный случай отчуждения, в психологии формулируется следующим образом: изоляция - исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы, или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов, при психических заболеваниях). В подобных условиях проявляются побочные следствия изоляции в виде возникновения состояний дремоты, апатии, раздражительности, происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению - и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии - или галлюцинации./Психологический словарь/.

В обществознании изоляция рассматривается, как обособление, уединение индивидов или социальных групп. Так же изоляция характеризуется минимумом социальных контактов и максимумом социальной дистанции по отношению к остальным членам общества. Изоляция может привести к нарушениям нормальной психической жизни. / Глоссарий.ру(Словарь по общественным наукам)/

4. Сепарация или индивидуация.

 

В обществознании сепарация рассматривается как процесс формирования человека как самостоятельного индивида, осознающего целостность своей личности и свое отличие от других людей. / Глоссарий.ру(Словарь по общественным наукам)/

Аналитическая психология использует этот термин в значении особой интеграции содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое./ М.Г. Ярошевский(Общая психология. Соварь) /.

 

5.Конфликт.

В подростковом возрасте проблема отчуждения часто является следствием конфликта. Конфликтом в целом называют столкновение или борьба. Враждебное отношение. Обществоведческая дисциплина сужает это понятие. «Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. При анализе конфликта выделяют:
- субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия;
- объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта;
- инцидент - причина столкновения интересов.» / Глоссарий.ру(Словарь по общественным наукам)/

 

6. Подросток.

Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией, стремится больше узнать о противоположном поле. Так и возникают отношения между подростками и общение подростков. /Википедия – свободная энциклопедия/

 

7. Рефлексия.

В психологии этот термин включает в себя следующее понятие: рефлексия [лат. reflexio — обращение назад] — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании./ М.Г. Ярошевский (Общая психология. Словарь) /

В общественных дисциплинах рефлексия рассматривается, как анализ собственного психического состояния; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Различают элементарную, научную и философскую рефлексии.

/ Глоссарий.ру(Словарь по общественным наукам)/

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: