В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и поставленным в нем задачам дознаватель, орган дознания обязаны принимать и проверять заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, событиях, угрожающих личной или общественной безопасности и своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. К таким мерам следует относить: возбуждение уголовных дел, производство дознания, производство неотложных следственных действий.
Деятельность в стадии возбуждения уголовного дела имеет процессуальные основы, а установление сведений о наличии оснований к возбуждению уголовного дела или отказу в этом имеет черты доказывания в уголовно-процессуальном значении этого понятия. Порядку приема заявлений и сообщений о преступлениях, их рассмотрению и решению вопроса о возбуждении уголовного дела посвящена Глава 19 УПК РФ.
Процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголовно-процессуальном законе, обозначена юридическим понятием "рассмотрение сообщения о преступлении"[28].
Задачами прокурорского надзора на этом этапе являются: выявление, устранение и предупреждение случаев укрытия преступлений от учета, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокуроры обязаны проверять исполнение федерального закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях урегулирован ведомственными нормативными актами. Так, в органах внутренних дел, например, действует утвержденная Приказом МВД РФ № 985 от 01.12.2005 г. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях.
Для прокурора главное – проследить за тем, чтобы все поступающие в органы дознания сообщения о преступлениях, являющихся поводом к возбуждению уголовного дела в соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК РФ, принимались органами дознания и разрешались в порядке, установленном главой 20 УПК РФ. Обязанность приема заявлений и сообщений о преступлениях органами дознания прямо предусмотрена ст. 141 УПК РФ.
В надзорной деятельности прокурор на этой стадии уголовного процесса ориентируется на осуществление надзора, исходя из трех этапов работы с заявлениями, сообщениями о преступлениях:
1. при приеме и регистрации;
2. при рассмотрении;
3. при принятии решения по вопросу о возбуждении уголовного дела.
Прокурорский надзор необходим в равной мере на всех трех этапах названой стадии уголовного процесса. Если не принято на рассмотрение или укрыто от регистрации заявление или сообщение о преступлении, то тем самым упускается возможность эффективного начала предусмотренной законом деятельности по предварительному расследованию совершенного преступления и осуществлению прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими ОРД и дознание[29].
Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных в законе решения, такого как возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении дела или передача заявления и сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.
Заявителю согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ выдается документ о принятии заявления с указанием лица, принявшего заявление, даты и времени его принятия.
Таким образом, прокуроры получили дополнительные средства для обеспечения выполнения требований закона о приеме всех заявлений, сообщений о преступлениях.
Такую же положительную оценку необходимо дать и закрепленному в ч. 5 ст. 144 УПК РФ положению о том, что необоснованный отказ в приеме заявлений и сообщений о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд. Соблюдение требований закона о порядке приема, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о преступлениях во многом определяется уровнем прокурорского надзора за исполнением законов органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, рассматривающими и разрешающими заявления и сообщения о преступлениях. В обязанности прокуроров входит не только проверка соблюдения порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, но и принятие соответствующих мер по устранению этих нарушений. Прокурорский надзор должен быть направлен на обеспечение соблюдения прав граждан при получении от них объяснений, истребовании документов, осмотре места происшествия, а также на обеспечение соблюдения требований закона о полноте и сроках рассмотрения заявлений и сообщений[30].
Для законного, обоснованного и своевременного возбуждения уголовного дела необходимо учитывать достоверность и убедительность поводов к возбуждению дела, а также достоверность фактических данных, указывающих на признаки преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Если заявление, сообщение является не только поводом, но содержит информации об очевидных признаках преступления, то уголовное дело должно быть возбуждено немедленно. Такая ситуация может возникнуть не только когда лицо застигнуто при совершении или непосредственно после совершения преступления, но и в других случаях, когда в поводах содержатся очевидные признаки преступления.
Оперативность принятого решения о возбуждении уголовного дела дает возможность проводить такие неотложные следственные действия, как освидетельствование подозреваемых, обыски, выемки, допрос очевидцев преступления и других свидетелей.
Срок до трех суток для решения вопросов о возбуждении уголовного дела предусмотрен для случаев, когда нужно собрать сведения путем установления граждан, которым известны обстоятельства совершенного деяния, получения от них объяснений, истребование документов и т.п., т.е. для установления достаточных данных, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ срок принятия решения по заявлению и сообщению о преступлении может быть продлен до 10 суток начальником органа дознания по ходатайству дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступлений, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, и предупреждения случаев привлечения к уголовной ответственности невиновных.
Долг прокурора – требовать безотлагательного возбуждения уголовного дела, как только для этого будет достаточно оснований, не ожидая окончания трехсуточного срока[31].
Нарушение закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений вводит общественность в заблуждение относительно состояния правопорядка и законности, не позволяет государственным органам знать истинное состояние преступности, ее динамику и структуру, что, в конечном счете, не позволяет правильно определить направление борьбы с преступностью[32].
В организации прокурорского надзора за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и готовящихся преступлениях необходимо учитывать, что правоохранительными органами допускаются серьезные нарушения законности. Нередко жертвам преступлений оказывают в приеме заявлений, сообщений о преступлениях, а принятые – не регистрируются и не рассматриваются.
В практике прокурорского надзора нередко фиксируются случаи, когда уголовно-наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки; при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок. Все это создает предпосылки для укрытия преступлений от учета, искажения реального положения дел с преступностью и наносит значительный вред делу борьбы с преступностью, подрывает авторитет правоохранительных органов и доверие граждан к государству. В результате непринятия мер к своевременному раскрытию преступлений многие преступники остаются безнаказанными.
В целях недопущения подобной противогосударственной деятельности по сокрытию преступлений Генеральная прокуратура Российской Федерации в своих организационно-распорядительных документах доводит до подчиненных прокуроров следующие требования, необходимые к безусловному исполнению[33]:
1) систематически (не реже одного раза в месяц) проводить проверки соблюдения законности регистрационной дисциплины в органах внутренних дел, таможенных органах, органах Федеральной службы безопасности, а также в органах дознания в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях с обязательным документальным оформлением результатов с учетом конкретных обстоятельств;
2) остро и бескомпромиссно реагировать на выявленные нарушения законности, ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивающих надлежащий контроль за законным и своевременным реагированием на заявления и сообщения о преступлениях;
3) при установлении фактов служебного подлога и других преступлении против интересов государственной службы выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.
Перед прокурорами, осуществляющими такие проверки, стоят задачи:
1) проверить полноту, правильность учета и регистрации поступивших в правоохранительные органы заявлений и сообщений о преступлениях;
2) проверить соблюдение сроков регистрации сообщений и заявлений, рассмотрения их в порядке ст. 144 УПК РФ;
3) проверить законность и обоснованность принятого решения по материалу, а также установить, уведомлены ли соответствующие лица о принятом решении по их заявлениям и сообщениям;
4) выявить нарушения закона о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений путем непосредственного ознакомления с заявлениями, материалами, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела;
5) сопоставить по одним и тем же фактам записи в документации ОВД и других правоохранительных органах, в первую очередь в «Книге учета заявлений, сообщений о преступлениях» с другими документами и нарядами;
6) получить из учреждений, организаций и предприятий информацию о преступных проявлениях за определенный период и провести сопоставление ее с учетной документацией ОВД, других правоохранительных органов.
Подробнее необходимо остановиться на методиках выявления нарушений закона о порядке приема, регистрации, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Изучению подлежат не только заявления (сообщения), но и материалы, находящиеся на опорных пунктах ОВД и отделах вневедомственной охраны, с целью выявления, все ли заявления (сообщения), переданные дежурному ОВД, были зарегистрированы. Все имеющиеся заявления, сообщения с признаками преступлений прокурор сверяет с записями в «Книге учета сообщений о преступлениях» и в «Журнале учета иной информации о правонарушениях», поступившие в орган внутренних дел по телефону, телеграфу, радио, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях. В этом случае он проверяет их регистрацию в ОВД.
Изучая заявления (сообщения), находящиеся у должностных лиц ОВД прокурор выясняет:
1) имеется ли штамп на заявлении, правильно ли выполнены его реквизиты (соответствует ли указанный в нем регистрационный номер порядковому номеру записи в «Книге учета сообщений о преступлениях», времени регистрации) и выполнены ли они тем дежурным, фамилия, имя, отчество которого указаны в штампе;
2) усматриваются ли в содержании самого заявления признаки преступления;
3) соблюден ли установленный законом срок разрешения заявлений;
4) требовалось ли производство проверки заявлений (сообщений), и если да, то какой минимальный перечень проверочных действий необходимо было выполнить для установления признаков преступления;
5) выдан ли заявителю талон-уведомление, если заявление дежурному передано лично.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ч. 4 ст. 148 предусмотрел обязанность дознавателя в течение 24 часов направлять прокурору копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом заявителю должно быть разъяснено право обжаловать данное постановление (ст. 123 УПК РФ)[34].
Изучение материала об отказе в возбуждении уголовного дела следует начинать с ознакомления с постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Прокурор проверяет, не проводились ли по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела следственные действия (кроме осмотра места происшествия), сообщены ли результаты проверки принятого решения заинтересованным лицам. Особое внимание должно быть уделено полноте проверки законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность принятого решения по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания к отказу возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также на соответствие этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах[35].
Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями о производстве дознания (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Важно иметь ввиду, что регистрация заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в соответствии с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденным совместным приказом Генерального прокурора РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/353/399 «О едином учете преступлений», производится в Книге регистрации сообщений, которая ведется в соответствующем правоохранительном органе на основании ведомственного нормативно-правового акта.
Сопоставление записей по одному и тому же факту в вышеуказанной учетной документации позволяет прокурору выявить различного рода нарушения учетной регистрационной дисциплины.
По выявленным в ОВД и других правоохранительных органах нарушениям закона при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор должен:
- обязать начальника ОВД или соответствующего руководителя правоохранительного органа зарегистрировать в «Книге учета сообщений о преступлениях» все заявления и сообщения с признаками преступления, не прошедшие регистрацию и учет в установленном законом порядке;
- вынести по заявлениям о преступлениях мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- принять меры к устранению нарушений закона и привлечению ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. С этой целью он: а) при наличии признаков должностных преступлений выносит мотивированное постановление о направлении проверочного материала руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц ОВД, и иных руководителей правоохранительных органов виновных в укрытии преступлений; б) вносит представление с требованием к органам дознания устранить нарушение федерального законодательства, допущенное в ходе исполнения закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Для обеспечения всестороннего и полного устранения выявленных нарушений закона прокурор осуществляет контроль за исполнением принятых мер по результатам проверки решения.
Практика такого контроля, как и вся деятельность прокурора по организации и осуществлению надзора за исполнением законов органами внутренних дел и другими правоохранительными органами при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, должна систематически обобщаться надзирающими прокурорами[36].






