Вопросы прокурорского реагирования на нарушения закона, допускаемые органами дознания

    3.1. Полномочия прокурора при нарушении закона органами, осуществляющими дознание

Полномочия прокуроров в правоотношениях с органами дознания установлены в нормах ст.ст. 10, 11, 14, 17, 21, 37 УПК РФ, а также иных Федеральных законов, указов Президента РФ, актов Конституционного Суда РФ, которые являются источниками (формами) правового регулирования прокурорско-надзорных отношений по предмету рассматриваемой отрасли надзора.

В целях устранения, а главное, предупреждения нарушений законов, в т.ч. и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства прокурору в сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма обширные полномочия. Как уже отмечалось, в этой отрасли прокурорского надзора прокурорская деятельность носит властно-распорядительный характер. Прокурор обязан посредством осуществления своих полномочий обеспечить безусловное, точное и единообразное исполнение законов органами предварительного расследования, требуя от них устранения допущенных нарушений[37].

Полномочия прокурора неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели – обеспечению законности при производстве дознания. У прокурора не существует иного процессуального интереса как обеспечение законности и обоснованности процессуальной деятельности органов дознания.

Прежде всего, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Обладая властными полномочиями, он вправе отстранить лицо, производящее расследование по делу в форме дознания, передать уголовное дело из одного органа предварительного расследования другому, освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы.

С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, наделенным на досудебных стадиях уголовного процесса правом осуществления уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ), а также обязанностью принятия мер на основе правовых норм УПК РФ к установлению события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ) прокурор вправе, в пределах своих полномочий выносить требования, давать поручения, осуществлять запросы, которые обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что полномочия прокурора, закрепленные в ч. 4 ст. 21 УПК РФ, а также процессуальные формы их выражений, не относятся к следственным действия, на них не распространяются нормы-правила глав 21, 22 УПК РФ, регулирующих общие условия производства предварительного расследования.

Вместе с тем, эти действия прокурора являются процессуальными действиями и должны иметь соответствующее документальное оформление.

Прокурор, в числе полномочий которого предусмотрено осуществление уголовного преследования, а также обеспечение надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, обязан обеспечить всем участникам уголовного судопроизводства на досудебных стадиях реальную возможность реализации ими прав и обязанностей, а также неотвратимость наступления ответственности за их нарушения (ч. 1 ст. 11 УПК РФ).

Эта группа полномочий прокурора, имеет широкий формат и глубину на каждой стадии досудебного производства, начиная от стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая стадией принятия прокурором решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом. В тоже время, эта группа полномочий прокурора не имеет достаточного нормативно-правового закрепления в актах Генеральной прокуратуры РФ, в связи с чем в практике прокурорского надзора в каждом регионе наработан разноплановый опыт, который требует обобщения и закрепления в методических рекомендациях.

Из изложенного выше следует, что все эти разноплановые полномочия будучи закрепленными за одним должностным лицо, делают процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве весьма сложным и ответственным. Как было отмечено ранее, ст. 30 Закона о прокуратуре устанавливает, что полномочия прокурора по надзору за исполнением закона органами предварительного расследования регулируются уголовно-процессуальным законодательством РФ. Статус прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания определяются нормами ст. 37 УПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе:

- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- отменять незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

- изымать любое уголовное дело у дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Следует иметь ввиду, что перечисленные полномочия не носят исчерпывающего характера, так как п. 16 ч. 2 ст. 37 УПК РФ установлено, что прокурор осуществляет иные полномочия, предоставленные ему УПК РФ. На этом основании можно утверждать, что прокурор обязан осуществлять и полномочия, вытекающие из требований ст.ст. 10, 11, 14, 17, 21 УПК РФ, а также целого ряда других статей уголовно-процессуального закона России. Эти полномочия были рассмотрены выше.  

 

3.2 Формы прокурорского реагирования на нарушения закона, допускаемые органами, осуществляющими дознание

 

Установленные законом средства прокурорского надзора можно разделить на три основные группы:

1) средства, с помощью которых прокурор выявляет нарушения закона;

2) средства реагирования на выявленные нарушения;

3) средства предотвращения нарушений законности.

Однако, в практике работы органов прокуратуры, да в процессуальной теории, подчас невозможно разграничить действия прокурора по выявлению нарушений закона по их устранению. 

Например, при реализации такой формы надзора, как прием и рассмотрение жалоб на действия органов предварительного расследования могут одновременно сочетаться и выявление нарушений, и их устранение, что обычно оформляется одним процессуальным документом – требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства допущенных в ходе дознания[38].      Большинство прокурорских полномочий пригодны для решения разных задач надзора, поэтому их классификация производится главным образом, для упорядочения изложения и более четкого уяснения данных правовых средств и форм их выражения. В теории прокурорского надзора формы прокурорского реагирования принято делить на три группы:

1) формы выявления (обнаружения) нарушений закона;

2) формы надзорной деятельности прокурора по устранению нарушений закона;

3) формы предупреждения нарушений закона.

Выявить нарушение закона, допущенное при расследовании преступлений, прокурор может путем ознакомления с материалами расследования преступлений, непосредственно организованного участия в расследовании преступлений, рассмотрения жалоб на действия и акты органов дознания или обобщения практики расследования преступлений. Форму непосредственного организационного участия в расследовании преступлений нельзя смешивать с процессуальной формой участия в производстве предварительного следствия, которой прокурор был наделен до 7 сентября 2007 года[39].

Рассмотрим отдельно каждую из этих форм надзора и методы их осуществления.

1. Ознакомление с материалами расследования.

Ознакомление с материалами уголовного дела, находящимися в производстве органа дознания, прокурор осуществляет различными методами, а именно путем незамедлительной проверки и изучения представленных материалов уголовного дела, путем ознакомления с наблюдательным производством по делу.

2. Непосредственное организованное участие в расследовании преступлений.

Данная форма надзора может осуществляться прокурором путем присутствия при выполнении дознавателем важных следственных действий (осмотра места происшествия, допроса свидетелей и т.п.).

Более активное непосредственное участие прокурора и его влияние на организацию расследования преступлений может выражаться, например, в проведении по его инициативе координационных совещаний руководителей правоохранительных органов по вопросам борьбы с преступностью, расследованию отдельных категорий уголовных дел и т.п. Следует иметь в виду, что принимать организационное участие в производстве предварительного следствия прокурору нужно в тех случаях, когда он не может обеспечить иными средствами решение задач расследования. При этом прокурор не должен руководить процессуальными действиями.

3. Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) и решения органа дознания и дознавателя.

В соответствии со ст.ст. 123, 124 УПК РФ прокурор обязан рассматривать поступившие к нему жалобы на действия (бездействия) и акты дознавателя и органов дознания. Проверяя жалобы, он знакомится с уголовным делами, опрашивает лиц, обжалующих действия органа дознания, а также других лиц; истребует объяснения у работников органов дознания. При этом он вправе делать необходимые запросы, поручения, направленные на детальное и объективное установление события преступления, а также изобличение лица или лиц, причастных к совершению преступления (ч.ч. 2, 4 с. 21 УПК РФ). Выявив  нарушения федеральных законов, прокурор принимает меры к их устранению в соответствии с полномочиями, закрепленными в ст. 10 и ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

4. Обобщение практики расследования преступлений.

Необходимость данной формы выявления нарушений закона вытекает из требований, изложенных в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ. Обобщая практику расследования уголовных дел за определенный период или по отдельным категориям преступлений, прокурор может выявить типичные ошибки и нарушения закона, допускаемые органами дознания. Более того, таким путем иногда вскрываются нарушения закона, которые по тем или иным причинам вообще не были обнаружены при осуществлении надзора за расследованием конкретного дела.

Материалы обобщения прокурор использует для выработки мероприятий по улучшению качества расследования преступлений.

Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры к их устранению. В этих целях прокурор использует следующие формы реализации своих полномочий.

1. Принимает процессуальное решение в форме вынесения мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

Необходимо отметить, что эта форма прокурорско-надзорного реагирования относится к основным полномочиям прокурора по реализации его обязанности осуществления уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Являясь новеллой, данная форма прокурорского реагирования призвана заменить работавший многие десятилетия в уголовном процессе СССР, а затем Российской Федерации процессуальный институт права прокурора на возбуждение уголовного дела и производство следственных и иных процессуальных действий по расследованию уголовных дел.

С позиции доктрины уголовного процесса и содержания действующего уголовно-процессуального законодательства такое постановление прокурора следует признавать в качестве повода к возбуждению головного дела[40].

  В качестве поводов к возбуждению уголовного дела уголовно-процессуальным законодательством рассматриваются различные формы уведомления правоохранительных органов государства о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из источников, имеющих информацию о преступлении: заявление потерпевшего, его законного представителя или иного лица, являющегося очевидцем совершенного преступного деяния, заявляющим об этом преступлении; явка с повинной – сообщение лица о совершенном им преступлении; сообщение о совершенном или готовящимся преступлении, полученное из иных источников, к которым УПК РФ относит: рапорт должностного лица, правоохранительного органа, составившего его в связи с получением сообщения о свершенном преступлении[41].

Постановление прокурора в этом случае также является формой процессуального документа, фиксирующего юридический акт обнаружения признаков преступления, находящих свое закрепление в материалах прокурорской проверки.

Рассматриваемая форма прокурорского реагирования относится к числу полномочий прокурора, которые он вправе реализовать, осуществляя все надзорные и иные функции прокурорской деятельности. В тоже время, вынесение прокурором постановления с постановкой вопроса об уголовном преследовании должно применяться прокурором, прежде всего, в случае, если проверкой исполнения федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях установлено сокрытие преступления от учета.

2. Требует от органов дознания (руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания) устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Закон не регламентирует, в какой форме – письменной или устной – излагается данное требование прокурора. Структура и содержание требования прокурора об устранении допущенных нарушений закона устанавливается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Оно должно содержать конкретные факты нарушения федерального законодательства, в нем должны быть указаны должностные лица, допустившие нарушения. Мотивировка вынесения требования прокурора должна быть ясной, грамотной, аргументированной. В ней должны быть указаны нарушенные правовые предписания материального и процессуального федерального законодательства, с указанием последствий, которые наступили или могут наступить в результате допущенных нарушений (признание доказательств недопустимыми; постановка оправдательного приговора лицу, причастному к совершению преступления; незаконное возбуждение или привлечение к уголовной ответственности и т.д.), наконец, в требовании прокурора должны излагаться конкретные предложения начальнику органа дознания, начальнику подразделения дознания по устранению допущенного нарушения[42].

Следует иметь в виду, что письменные требования прокурора начальнику органа дознания, а также начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения.

3. Дает письменные указания дознавателю о направлении расследования и производства процессуальных действий.

Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

Указания прокурора должны даваться в письменной форме (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и быть четкими и конкретными. Письменные указания являются процессуальными документами и поэтому приобщатся к делу, а копии их хранятся в наблюдательном производстве.

Из материалов уголовного дела, по которым давались указания, с одной стороны, будет видно, являются ли указания прокурора обоснованными и достаточно продуманными, способствуют ли они решению задач, возложенных на органы дознания. С другой стороны, наличие письменных указаний прокурора в уголовном деле позволяет проверить, достаточно ли ответственно отнесся дознаватель к выполнению таких указаний, в полной ли мере он их выполнил, что поможет суду более четко уяснить, насколько полно, всесторонне и объективно было проведено предварительное расследовании. Более того, исполненное письменное поручение прокурора дознавателем поднимает авторитет и значение прокурорского надзора и в глазах участников уголовного судопроизводства – обвиняемых, потерпевших и т.д., которые, знакомясь с обвинительным актом, будут знать, что прокурор активно влиял на ход дознания, направляя его в сторону установления истины.

Следует иметь в виду, что дознаватель в соответствии с ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Указания начальника подразделения дознания могут обжаловаться им начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Вместе с тем, обжалование данных указаний начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение.

4. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора и дознавателя.

Прокурор вправе отменить незаконные или необоснованные постановления, вынесенные нижестоящим прокурором и дознавателем (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), данное полномочие вытекает из принципа единства и централизации организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, прокуроры руководствуются установленной иерархией ведомственных уровней органов прокуратуры и органов дознания при распространении компетенции на объекты надзора нижестоящих прокуроров.

В связи с этим понятие «вышестоящий прокурор» может рассматриваться в двух вариантах. Первый вариант – это отношение соподчиненности внутри одного органа (структурное соподчинение), в котором процессуальными полномочиями наделены прокуроры – руководители и их заместители. Иные прокуроры в соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК РФ этими полномочиями не наделены. Второй вариант соподчиненности – это соотношение вышестоящих и нижестоящих прокуратур и прокуроров в централизованной вертикали системы органов прокуратуры России, где компетенция вышестоящего органа прокуратуры (соответственно, компетенция прокурора и его заместителя) имеет приоритетное по юридической силе отношение к компетенции нижестоящего органа прокуратуры (соответственно к компетенции нижестоящего прокурора и его заместителя).

Во всех случаях, находящих свое выражение в обозначенных вариантах соподчинения, вышестоящий прокурор вправе отменить постановление нижестоящего прокурора, если будет установлено, что данное постановление, как акт правоприменения, вынесено с нарушением норм процессуального и материального законодательства.

При производстве предварительного расследования в форме дознания дознаватель совершает разнообразные процессуальные следственные и иные действия, в том числе выносит постановления, т.е. принимает соответствующие решения в границах материалов расследуемого уголовного дела. Постановление дознавателя должны быть законными и обоснованными. Несоблюдение этого требования влечет за собой нарушение законности и прав граждан, препятствует успешному расследованию преступлений. Постановления дознавателя, не соответствующие закону, не могут оставаться в силе, и прокурор обязан отменить их своим мотивированным постановлением.

5. Дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также утверждает постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

Данная форма надзорной деятельности прокурора выражает с одной стороны способ процессуального руководства организацией проведения дознания, с другой – является средством принятия мер к полному, всестороннему и объективному проведению расследования.

Для реализации этой формы надзора применяют следующие основные методы ее осуществления:

а) систематическое ознакомление с материалами расследования уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, путем непосредственной проверки и изучения материалов уголовных дел либо ознакомления с наблюдательным производством по уголовному делу. Следует иметь ввиду, что в наблюдательном производстве должны находиться копии важнейших процессуальных документов.  

б) обобщение практики расследования преступлений за определенный период времени или по отдельным категориям уголовных дел. Обобщение практики расследования уголовных дел позволяют выявить типичные ошибки в правоприменительной деятельности органов дознания при осуществлении ими расследования.

Использование указанных методов прокурорского надзора в рамках реализации этой формы прокурорско-надзорной деятельности позволяет прокурору давать дознавателям четкие, конкретные письменные указания о направлении расследования, производстве соответствующих следственных и иных процессуальных действий, посредством которых гарантируется полнота, всесторонность и объективность проведения расследования.

Утверждение прокурором постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу возможно только на основе уяснения прокурором вопроса насколько полно, всесторонне и объективно проведено расследование по всему предмету доказывания на основе соблюдения законности. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, которые не позволяют сделать обоснованный вывод о наличии оснований к прекращению уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии с требованиями ст.ст.24-28 УПК РФ, прокурор принимает постановление об его отмене в связи с его незаконностью и (или) необоснованностью. В случае утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям в отношении подозреваемых по основаниям, установленным п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, прокурор обязан принять установленные УПК РФ меры по реабилитации этих лиц.

Такое сочетание системных, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных полномочий прокурора позволяет ему обеспечивать режим законности при принятии решения по результатам расследования уголовных дел органами дознания[43].

6. Отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования в случае нарушений процессуального законодательства, допущенного в ходе дознания.

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, вправе отстранить дознавателя от дельнейшего расследования дела, если им будет допущено нарушение уголовно-процессуального законодательства (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Вопрос о том, за какие нарушения закона дознаватель подлежит отстранению, прокурор решает в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела и характера нарушения.

Кроме того, прокурор отстраняет дознавателя в случае его отвода или самоотвода по основаниям, предусмотренным в законе.

7. Изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю.

Прокурор вправе произвести изъятие у органа дознания любого уголовного дела и передать его следователю. Как правило, необходимость изъятия у органа дознания уголовного дела и передача его в производство следователя вызывается сложностью решения задачи по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, причастных к совершении данного преступления, а максимально установленный 6 или 12-месячный срок для производства дознания не позволяет успешно решить эти задачи[44].

8. Утверждает обвинительный акт по уголовному делу. Возвращает уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Уяснение сущности обозначенной формы прокурорско-надзорной деятельности необходимо осуществлять через уяснение цели и задач, стоящих перед прокурором на данной, завершающей досудебной стадии уголовного производства.

Перед прокурором, получившим уголовное дело с обвинительным актом, венчающим предварительное расследование по уголовным делам, стоит цель – определить, насколько законно и обоснованно сформулировано обвинение. Для этого прокурор должен решить такие задачи, как: 1) уяснить объективную реальность наличия установленного расследованием события преступного деяния и выявленных в нем соответствующих признаков преступления; 2) проверить проведено ли расследование полно, всесторонне и объективно, а собранные доказательства по предмету доказывания относимы, допустимы, достоверны и достаточны для формирования обвинения[45].

Прокурор, по поступившему к нему от органа дознания уголовному делу с обвинительным актом, наделен полномочиями в течение 2 суток реализовать свою обозначенную форму прокурорской деятельности, либо посредством принятия решения о возбуждении государственного обвинения, т.е. утверждения обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд, либо при наличии к тому оснований, вынести постановление о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания. При этом устанавливается срок: для производства дополнительного дознания – не более чем на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более 2 суток.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование темы дипломной работы позволило сделать следующие выводы.

Внесенные в УПК РФ новации связаны с существенным изменением статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, лишением его большинства властно-распорядительных полномочий и передачей большинства из них руководителю следственного органа, о чем, прежде всего, свидетельствует новая редакция ст. 37 и 39 УПК РФ.

Хотя ч. 1 ст. 37 УПК РФ устанавливает функции прокурора в уголовном судопроизводстве, изменение его полномочий в ч. 2 этой статьи оставило у него возможность осуществлять процессуальное руководство и прокурорский надзор лишь в отношении органов дознания.

Внесенные в ч. 2 ст. 37 УПК РФ изменения лишили прокурора права возбуждать уголовное дело, а также возможности участвовать в производстве предварительного следствия, либо производить их лично. Прокурор не может давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела

Вместо важных властно-распорядительных полномочий прокурор получил от законодателя некоторые новые полномочия: вносить мотивированное постановление о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

Представляется, сто некоторые полномочия прокурора сформулированы недостаточно четко, что затрудняет их единообразное понимание. Например, неясно, что имеет в виду законодатель под мотивированным постановлением о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление - это решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Прокурор выявил нарушение закона, однако в связи с изменением в УПК РФ он уже не вправе лично его устранить, решить вопрос по существу, а должен направить материал для этого дознавателю, которым будет приниматься соответствующее решение. Поэтому составляемый прокурором документ уже нельзя называть постановлением. Это будет сопроводительное письмо либо еще что-то, но не постановление.

С момента как законодатель изъял у прокурора полномочия по избранию меры пресечения в виде заключения подозреваемого под стражу и передал их суду, положение прокурора стало в какой-то мере более легким, в определенной же степени осложнилось. С одной стороны прокурор больше не испытывает всей полноты ответственности за обоснованность заключения под стражу подозреваемого. Если посмотреть на проблему иначе, с точки зрения перспективы возбужденного в отношении конкретного лица уголовного дела, то лишены права ареста лиц, чья причастность к совершенному преступлению не вызывает ни малейших сомнений, прокуроры оказались некоторым образом ограничены в возможности противодействия тем из подозреваемых, кто свое нахождение в режиме подписки о невыезде и надлежащем поведении использует для воспрепятствования производства по делу.

Такая неоднозначность новых законодательных установлений, разность их восприятия в сфере юридической общественности, в т.ч. работниками правоохранительных органов, а также учеными процессуалистами, заставила предпринять попытку исследования проблемных вопросов организации уголовного преследования и осуществления надзора за исполнением уголовно-процессуального законодательства в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации и изменения полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Результатом проведенного исследования на основе использования базовых знаний теории государства и права, сравнительного анализа уголовно-процессуального законодательства, а также анализа сложившейся правоприменительной практики стал вывод о том, что прокуратура Российской Федерации по-прежнему будет являться «зорким оком» государства, оберегающим единство и целостность Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации, как показывает системно-логический способ толкования действующего Федерального закона «О прокуратуре РФ» и УПК РФ, по-прежнему остается одновременно как органом надзора, так и органом процессуального руководства процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. 

Очевидно, что отдельные новые законоположения, в частности, изменившие полномочия прокурора, органа дознания и дознавателя, установившие права начальника подразделения дознания и предусмотревшие новое соотношение процессуальных статусов данных органов и лиц, потребует дальнейшего совершенствования законодательства, в том числе Закона о прокуратуре РФ, УПК РФ, других федеральных законов, регулирующих вопросы организации уголовного преследования при производстве предварительного расследования уголовных дел. Значительная правотворческая работа, безусловно, предстоит со стороны Генеральной прокуратуры РФ.

Прокурорский надзор за исполнением законов является предпочтительной для России формой государственного контроля с точки зрения истории, традиции, общественного восприятия и реального положения дел. Без обеспечения законности и правопорядка невозможно поддержание гражданской дисциплины в обществе.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

1 Акт прокурорского реагирования формально определенный документ, содержащий требование о недопущении нарушений закона или о восстановлении законности
2 Дознаватель должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ
3 Дознание форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно
4 Компетенция прокурора совокупность прав и обязанностей, установленная законом с учетом его должностного положения и выполняемых функций
5 Начальник органа дознания должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручение о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ
6 Неотложные следственные действия действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятии и исследовании
7 Объект прокурорского надзора деятельность государственных органов и учреждений, их должностных лиц, а также иных организаций, связанная с соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и иных нормативных актов
8 Органы дознания государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные действия
9 Полномочия прокурора право прокурора создавать, изменять и прекращать правоотношения по поводу соблюдения и применения права
10 Предмет прокурорского надзора законодательно установленный порядок соблюдения и исполнения нормативных предписаний объектами прокурорского надзора
11 Прокурор должностное лицо органов прокуратуры, занимающее должность прокурора-руководителя территориальных, специализированных или военных прокуратурах
12 Прокуратура РФ единая федеральная централизованная система органов,                    подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ
13 Прокурорский надзор регламентированная законом деятельность прокуратуры, направленная на выявление нарушений нормативных предписаний не подчиненными ей участниками правоотношений и принятие мер по их устранению
14 Сообщение о преступлении заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления
15 Средства прокурорского реагирования предусмотренные законом и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц
16 Функция прокуратуры предусмотренный законом и имеющий свой предмет вид деятельности прокуратуры, задачи которого состоят в укреплении законности в государстве и защите прав и свобод человека и гражданина

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". – В ред. Федерального закона от 24.07.2007.

4. Приказ Генпрокуратуры РФ №80, МВД РФ №725 от 12.09.2006 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях".

5. Приказ Генерального прокурора от 06 сентября 2007 №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельность органов дознания». – В ред. Приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2007 № 213.

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2007 №140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

7. Приказ Генерального прокурора от 27 ноября 2007 №189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве".

8. Указание Генерального прокурора от 18 июня 1998 №38/36 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей».

 

Научная и учебная литература

    1. Арестова Е.Н. Производство дознавателем следственных действий // Законность. – 2007. - №10.

2. Арестова Е.Н. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором и судом (судьей) // Российский судья. -   2007. - №13.

3. Баконин А.Д., Воеводина Т.Г., Ковалева М.Г., Ларинков А.А., Николаева Т.Г., Севастьянник И.К. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Рохлина. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2004.

4. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А.. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Городец, 2007.

5. Бессарабов В.Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. – 2001. - №3. 

6. Бобырев В., Ефимичев С., Ефимичев П. Обеспечение законности при расследовании // Законность. - 2007. - №12.

7. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: монография. – М.: Буквовед, 2006.

8. Быков В.М., Ситникова Т.Ю. Основания и процессуальный порядок признания доказательств недопустимыми по УПК РФ // Правоведение. – 2004. - №5.

9. Гриненко А.В. Конституционные гарантии прав и законных интересов участников досудебного производства по уголовному делу // Адвокатская практика. – 2002. - №1.

10. Ергашев Е.Р. Принципы института надзора за исполнением законов // Исполнительное право. – 2006. - №3.

11. Калиновский К.Б. Коррекционное толкование отдельных положений законов о внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РФ. – СПб.,  2007.

12. Козлова Е.И., Кутаина О.Е. Конституционное право России: учебник. Изд. 3-е, перераб. и допол. – М.: Юрист, 2004.

13. Королев Г. Единство и дифференциация функции уголовного преследования // Законность. - 2007. -  №9.

14. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. - 2007. - №10.

15. Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. – Курск: Курская городская типография, 2007.

 16. Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". – М.: Городец,  2007.

           17. Мельников В.Ю. Применение мер пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых // Российский судья. – 2007. - №7.

    18. Настольная книга прокурора. / Под ред. С.И. Герасимова. – М.: Эксклит, 2002.

19. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: ИТИ Технологии, 2003.

20. Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации (вопросы теории) // Российский судья. – 2007. - №10.

21. Петрова О.В. Уголовно-процессуальное доказывание: учебное пособие.  – Курск:  Курский государственный технический институт, 2004.

22. Соловьев А.Б. Проблема обеспечения законности при производстве предварительного следствия в связи с изменением процессуального статуса прокурора // Уголовное судопроизводство. – 2007. - N 3.

23. Томин В.Т., Поляков М.П., Александров А.С., Королев Г.Н. Комментарий последних изменений уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О прокуратуре РФ". – М.: Юрайт, 2007.

24. Трикс А.В. Справочник прокурора. – СПб.: Питер Пресс, 2007.

25. Трунов И.Л. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц в уголовном судопроизводстве // Адвокат. – 2004. - №2.

26. Уголовный процесс: Учебник. / Под ред. В.П. Божьева. - М., 2002.

27. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. / Под редакцией П.А. Лупинской. - М.: Юрист, 2005.

28. Уголовный процесс учебник для вузов. / Под ред. В.И. Радченко. – М.: Юстициорм, 2006.

 

Материалы судебной практики

    1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 №1 "О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

    2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 №3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

 


[1] Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. – Курск: Курская городская типография, 2007. – С. 57

[2] Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". - М., 2007. – С. 78.

[3] Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Городец, 2007. – С. 101.

[4] Петрова О.В. Уголовно-процессуальное доказывание: учебное пособие. – Курск: Курский государственный  технический институт, 2004. - С.93.

[5] Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Городец, 2007. – С. 59.

[6] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю Шведовой. – М.: ИТИ Технологии, 2003. - С. 592.

[7] Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1" О прокуратуре Российской Федерации". – В ред. Федерального закона от 24.07.2007. - Ст. 30. - П 2.

[8] Приказ Генерального прокурора от 06 сентября 2007 №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельность органов дознания». – В ред. Приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2007 №213. - П. 2.

[9] Там же. - П. 3.

[10] Там же. - П. 16, абз. 4.

[11] Там же. - П. 12, абз. 1.

[12] Там же. - П. 17.

[13] Там же. - П. 12, абз. 3.

[14] Приказ Генерального прокурора от 06 сентября 2007 №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельность органов дознания». - В ред. Приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2007 №213. - П. 12, абз. 6.

[15] Там же. - П. 22.

[16] Там же. - П. 20.

[17] Там же. - П. 18.

[18] Там же. - П. 23, абз. 1.

[19] Томин В.Т., Поляков М.П., Александров А.С., Королев Г.Н. Комментарий последних изменений уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О прокуратуре РФ". – М.: Юрайт, 2007. – С. 40.

[20] Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: монография. – М.: Буквовед, 2006. – С. 38.

[21] Там же. – С. 40.

[22] Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. – Курск: Курская городская типография, 2007. - С. 70.

[23] Приказ Генерального прокурора от 27 ноября 2007 №189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве".

[24]Мельников В.Ю.  Применение мер пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых // Российский судья. – 2007. - №7. – С. 2.

 

[25] Арестова Е.Н. Производство дознавателем следственных действий // Законность. - 2007. - №10. -  С. 3.

[26] Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к федеральному закону от 17.01.92 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". – М.: Городец, 2007. – С. 70.

[27] Калиновский К.Б. Коррекционное толкование отдельных положений законов о внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РФ. – СПб., 2007. – С. 5.

[28] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. / Под ред. П.А. Лупинской. – М.: Юрист, 2005. – С. 157.

[29] Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Городец, 2007. – С. 108.

 

 

[30] Приказ Генпрокуратуры РФ №80, МВД РФ №725 от 12.09.2006 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях".

[31] Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". – М.: Городец, 2007. – С. 79.

[32] Крюков В. Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. – Курск: Курская городская типография, 2007. - С. 81.

[33] Приказ Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2007 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

 

 

[34] Баконин А.Д., Воеводина Т.Г., Ковалева М.Г., Ларинков А.А., Николаева Т.Г., Севастьянник И.К. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Рохлина. - СПб.: Санкт-Петербургский институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2004. - С. 176.

[35] Приказ Генпрокуроры №80, МВД РФ №725 от 12 сентября 2006 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях».

[36] Приказ Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2007 №140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

[37] Настольная книга прокурора. / Под ред. С.И. Герасимова. – М.: Эксклит, 2002. – С.323.

 

[38] Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. – Курск: Курская городская типография, 2007. - С. 100.

[39] Там же. - С. 101.

[40] Соловьев А.Б. Проблема обеспечения законности при производстве предварительного следствия в связи с изменением процессуального статуса прокурора // Уголовное судопроизводство. - 2007. - №3. – С. 5.

[41] Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Юстициорм, 2002. - С. 294-295.

[42] Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. – 2007. - №10. – С. 4.

 

[43] Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. - 2007. - №10. – С. 5.

 

 

[44] Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. - 2007. - №10. – С. 6.

[45] Быков В.М., Ситникова Т.Ю. Основания и процессуальный порядок признания доказательств недопустимыми по УПК РФ // Правоведение. - 2004. - №5. - С. 145.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: