Государственного устройства

Несмотря на имеющийся консенсус в базовых вопросах желаемого пути дальнейшего развития России, различия в понимании молодыми россиянами роли государства в управлении экономикой все же несут в себе потенциальный заряд противоречий и конфликтов. В этой связи особое значение приобретает вопрос о том, как, с точки зрения молодежи, должны разрешаться конфликты в обществе, и какими критериями должны руководствоваться власти при их разрешении. Причем степень приемлемости тех или иных методов разрешения социальных конфликтов молодежное общественное мнение воспринимает как степень “демократичности” государства, готовности его соблюдать определенные правила в общении с обществом, а не только навязывать ему свою волю.

По мнению молодежи, все конфликтные ситуации должны регулироваться с позиции права, причем такого, перед которым все равны. Только в этом случае власть будет признана легитимной и демократичной. Если конфликтные ситуации разрешаются силой, то власть является авторитарной или деспотичной.

Более детально мнение россиян о приемлемых формах и критериях оценки способов разрешения социальных конфликтов нашло в таблице 9, где отражены мнения молодежи по оценке основных типов конфликтных ситуаций:

1)  общество  власть;

2)  политические организации общества  исполнительная власть;

3)  личность  государство.

Как видно из таблицы 9, наиболее важным молодые россияне считают свободу личности, т.е. ее “право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается иного мнения” (93,9%). Но это право для них означает право “быть услышанными”, а не необходимость руководствоваться интересами личности в противовес обществу. Не случайно практически три четверти их убеждено в том, что государство обязано выступать гарантом интересов именно общности, а не личности, и должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности. И лишь около четверти молодежи не согласны с этим. В то же время за личностью остается право активно отстаивать свои интересы вплоть до таких выступлений, которые могут создать угрозу общественному порядку.

Это, конечно, принципиально иная модель взаимоотношений личности и государства, нежели существующая в Западной Европе, где государство выступает гарантом интересов именно личности в ее взаимоотношениях с обществом, а деятельность государства предполагает как важнейший критерий не некое “благо народа” с соответствующими гарантиями для него, а соблюдение прав личности в реализации ею своих прав и свобод, которыми она пользуется, чтобы самой реализовать свои интересы, не дожидаясь пока о них позаботится государство.

Таблица 9

Мнение россиян о приемлемых формах разрешения
социальных противоречий и конфликтов, в % [4]

  Согласны Не согласны Затруднились ответить
1. В любом обществе существуют конфликты, которые могут быть решены только посредством насилия 32,2 67,5 0,2
2. Жесткие требования различных общественных групп к правительству могут повредить всеобщему благополучию 54,8 44,7 0,5
3. Задача оппозиции состоит не в том, чтобы критиковать правительство, а в том, чтобы оказать помощь в его работе 77,6 22,1 0,2
4. Гражданин не должен иметь право на забастовку и проведение демонстраций, если есть угроза общественному порядку 45,2 54,1 0,7
5. Государство всегда должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности 72,0 27,1 0,9
6. Каждая политическая партия должна в принципе иметь шанс возглавить правительство 73,9 25,4 0,7
7. Каждый гражданин в любой ситуации имеет право отстаивать свои интересы при помощи забастовок и демонстраций 75,5 23,8 0,7
8. Настоящая демократия невозможна без политической оппозиции 77,4 21,4 1,2
9. Каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается иного мнения 93,9 5,6 0,5

 

Однако это не означает тяги к тоталитарному обществу. Легитимно для молодежи будет только то государство, которое будет соблюдать не свои интересы как государства, воплощенного в определенном государственном аппарате, а интересы общности, отражаемой понятием “народ”. И только законы такого государства молодежь признает справедливыми и готово будет соблюдать. Пока же государство и общество живут в двух непересекающихся плоскостях, в двух разных мирах, и отчуждение молодежи от власти все нарастает.

Второе, на что надо обратить внимание при анализе данных таблицы 9 - это особенности взаимоотношений власти и оппозиции. Несмотря на льющиеся потоки взаимного компромата, молодежь считает важным компромисс власти и ее политических оппонентов. Более половины молодых россиян убеждено, что жесткие требования различных общественных групп к правительству могут лишь повредить всеобщему благополучию, а задача оппозиции состоит не в том, чтобы критиковать правительство, а в том, чтобы оказывать помощь в его работе. Но это не значит заведомо подчиненного положения оппозиции - с точки зрения молодежи, любая политическая партия должна иметь шанс возглавить правительство, а без оппозиции как таковой вообще невозможна настоящая демократия.

Пожалуй, наиболее точным для такой модели будет определение “консенсусная”, а ее лозунгом должно стать “сотрудничество ради общего блага”. При этом неизбежное соперничество политических сил не должно превращаться во вражду, а, напротив, также, как и любая состязательность, служить общему благу - ведь рано или поздно политические силы могут поменяться местами, и правящие группы уйдут в оппозицию. Только предшествующая совместная работа, пусть и сопровождающаяся различиями во взглядах, способна будет гарантировать тогда цивилизованную форму этого процесса смены власти.

Как видим, и в этих вопросах российская социокультурная модель взаимоотношений различных субъектов предполагает приоритет интересов общества, но в мягкой форме, с правом как оппозиционных сил, так и отдельной личности “быть услышанной” и отстаивать свои интересы, а также необходимостью учета при выработке государством общего вектора развития общества всего многообразия интересов его членов и политических сил.

Таким образом, личные свободы и демократические формы организации общественной жизни и разрешения конфликтов хотя и важны для значительной части молодежи, но все же не являются решающими, и у большинства отступают в тень перед интересами общности (общества, народа). И нельзя не порадоваться тому, что, вопреки колоссальной пропагандистской работе по размыванию этих базовых взглядов, являющихся основополагающими для всей российской культуры на протяжении веков, для большинства молодежи этот культурный стереотип сохранил свое значение и все-таки продолжает работать. Другое дело, что консенсусная модель общества всегда предполагает, что если одна из сторон (например, Президент и Правительство) не соблюдает своих обязанностей, направленных на реализацию этого общего блага, то и вторая сторона освобождается от своих обязательств. А следовательно - молодежь при такой власти, которая была в России практически все последнее десятилетие, с ее точки зрения, свободна делать все, что ей заблагорассудится. Но все же признание консенсусной модели согласования интересов ради общего блага, где сам консенсус достигается не за счет борьбы каждого за свои интересы с использованием любых методов, а за счет цивилизованного доведения этих интересов до “верхов”, после чего уже власть, государство должно обеспечить их согласование в масштабах общества, позволяет говорить о сохранении социокультурной преемственности и сохранении даже в рядах молодежи традиционной российской модели развития. Не случайно именно эту модель развития так последовательно выбирает основная масса молодежи, о чем уже неоднократно говорилось выше, и не случайно так резко осуждает она власть, ведущую страну в тупик без всякого учета особенностей этой модели и своей роли в ней.

Впрочем, на эту же ситуацию можно посмотреть и с другой стороны - с позиции либеральных ценностей. Тогда можно констатировать, что в ходе реформ российская молодежь приняла важнейшие демократические ценности, такие как равенство всех граждан перед законом, свобода слова и печати, независимость суда, свободные выборы органов власти и т.д. Однако инструментальные ценности демократии, позволяющие отстаивать свои гражданские и не только гражданские права в ходе прямой борьбы интересов заинтересованных сторон, ею в сущности пока не освоены. Не случайно они оказались в ходе нашего исследования далеко не на лидирующих позициях в иерархии прав и свобод. На первых же местах оказались совсем другие права личности (см. таблицу 10).

Таблица 10



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow