Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

1. Вначале необходимо дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква "а" (противительный союз). Например:

Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку.

Например:

Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок — компот.

2. Заучивание считалок.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

3. Для работы с предлогами используем схемы, где предлог — маленький человечек.

4. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются:

5. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

Кто это? Аня, кошка, мама...

Что это? Книга, лето, туча...

Что делает? Сидит, умывается, думает...

Какой? Какая? Какое? Какие?

Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

по опорным признакам — белое, теплое, парное-? (молоко); хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк);

на обобщающие понятия:

- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);

- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,...);

- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус —...).

6. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога.

Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог — топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом анализа слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.

7. Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:

зАмок — замОк

крУУУжки (тянем "у") — кружкИИИ (тянем "и")

ИИИра — ИрААА

8. Подбор слов к слоговым схемам

Аист зима радуга картина карандаш
Руки лимон варежки дорога апельсин

9. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

та — дом, рак, лифт, пень,...

тА-та — осень, кошка, санки,...

та-тА — вода, коньки, лицо,...

тА-та-та — Ванечка, девочка, улица,...

та-тА-та — корова, подушка, малина,...

та-та-тА — бегемот, телефон, пироги,...

Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить ритмическим рисунком. Стучать можно пальцем или карандашом; по стуку необходимо определить задуманную картинку.

Используется также игра "Телеграфист" — передача слова закодированным сигналом.

10. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

Например:

Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.

Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

11. Составление звуковых схем слов.

Выполняя это задание, используют вначале кружки, как при составлении слогов, а затем — слог-слияние:

Дается также обратное задание: к данным схемам подобрать слова.

12. Подбор к данному слову родственных слов.

Например: зима — зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать; дом — дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

13. Исключение лишних слов.

Например: гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.

14. Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную).

15. Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).

16. Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например: Камень, Озеро, Торт (кот). Составление слова по конечному звуку других слов.

Например: кенгурУ, ананаС, часЫ (усы). Составление слова по второму звуку данных слов.

Например: уСы, лОдка, сМородина (сом). Составление слова по третьему звуку приведенных слов.

Например: саДовник, крЫша, саМолет (дым).

Затем, в зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по четвертому звуку, по пятому,... по второму звуку от конца слова, по третьему и т.д. Эту работу можно проводить, используя картинки, а при более усложненном задании — по памяти.

17. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: зайка — майка — чайка — гайка — шайка — сайка — лайка — Райка

18. Чтение слов в обратном порядке. Например: шалаш, сон, наган — слова, имеющие смысл; суп (пус), кран (парк) — слова, не имеющие смысла при обратном прочтении.

19. Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например: М,Т,С.О — мост; Ы,3,Б,У — зубы.

20. Игра "Потерялась буква".

Например, даются следующие сочетания: ДУ. СУ. Д.М Б.К Какое получится слово, если вставить букву? Подобрать, если можно, родственные слова.

ДУ. — дуб, душ, дух;

СУ. — суп, сук, сух, суд;

Д.М — дым, дом, дам, дум;

Б.К — бак, бок, бук, бык, бек.

Используя каждое придуманное слово, необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл. Например:

Из бука вырезали деревянную фигурку.

Важный бек дал приказ слугам проводить гостей. И т.д.

21. Из букв данного слова составить новые слова.

Например: мороженое — море, нож, морж,...

22. Игра "Кто быстрее, кто больше?"

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова.

Например, сироп: соль — сахар; ирис — игра; рак — роль; озеро — ослик; парк — пыль.

23. Составление из двух слов одного.

Например: голубые глаза — голубоглазый; нежное лицо — нежно-лицый; длинные уши — длинноухий.

24. Придумывание лесенок слов на данную букву в определенной позиции. Например:

Соревнование: кто быстрее поднимется по лесенке?

"Лесенки" используются разные, в зависимости от уровня подготовленности детей. Для решения аналогичных задач можно разгадывать кроссворды и чайнворды.

25. Подбор слов к данной рифме.

Например: сок — лесок, носок, поясок, голосок...; сы — весы, часы, усы, носы.

26. Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном?

Например: пылесос (пыль сосет); самокат (сам катит); самолет (сам летает); листопад (листья падают).

Дается также и обратное задание: из двух слов составить одно новое. Это задание аналогично изложенному в п. 24, где предлагалось составить одно прилагательное, используя два слова — существительное и прилагательное, а здесь составляется одно существительное из существительного и глагола. Эта работа вызывает у детей большие трудности. Лучше давать их врозь.

27. Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам. Например: приятель, знакомый, товарищ; добрый, ласковый, нежный, заботливый; бежать, мчаться, нестись, лететь.

28. Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям. Например: высокий — низкий; день — ночь; строить — ломать; далеко — близко; свежий хлеб — черствый хлеб; свежее молоко — кислое молоко; свежие новости — старые новости; свежий ветер — душный ветер.

29. Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в разных лексических значениях.

Например: ключ — дверной, родник, скрипичный; лисичка — гриб, животное; коса — прическа, инструмент, часть суши в водоемах.

Будет полезно, если дети сами нарисуют картинки к данным словам.

30. Работа со словарными словами.

В русском языке много слов, правописание которых надо просто запомнить, так как написание букв проверить нельзя, поскольку ни одно правило к ним не подходит. Это — так называемые словарные слова.

В подготовительных группах детского сада мы вводим специальные "картинные словарики" — индивидуальные тетради или блокноты, куда дети записывают слово, рисуют слоговые и звуковые схемы к нему, а затем сами рисуют картинку. Предъявлять такое слово лучше с помощью загадок, чтобы возбудить интерес детей, усилить положительные эмоции, которые являются основой для запоминания информации на длительный срок.

Слова брали наиболее общеупотребительные, как-то: корова, дорога, сорока, собака, заяц. Такие задания развивают память и значительно сокращают количество ошибок в письменных работах школьников. Дети становятся более наблюдательными, и уже сами на занятиях вспоминают правильное написание бытовых слов, встречающихся в окружающей их жизни: магазин, аптека, автобус, остановка и т.д.

31. Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.

Приставочные глаголы движения лучше предъявлять с существительными, имеющими аналогичный предлог (если возможно), либо сравнивать парами сочетания: приставочный глагол плюс существительное, предлог с существительным плюс глагол. Например:

Отъехал от дома. Въехал в лес. Заехал за гараж.

Дети должны понимать, где слово цельное, а где предлог, чтобы не отделять приставку на письме. Профилактика ведется при обучении считать с использованием считалочки, отделяя движением руки каждое слово. Например:

Со второго этажа

Полетели два ножа... (дети выделяют как единое слово "полетели");

Мы по лесенке бежим

И считаем этажи... (выделяется предлог "по" как отдельное слово).

Лучше подбирать считалочки, где встречаются похожие пары предлог — приставка, чтобы закрепить механический отрыв руки на письме, когда это потребуется.

Такая согласованная работа речи с движением руки, начатая в раннем возрасте, создает удивительно благодатную почву для формирования "языкового чутья" и служит основой для слитного написания приставок и раздельного написания предлогов в школьном возрасте.

32. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Часто дети пропускают в сложных словах буквы, слоги, либо меняют их местами, либо делают замены согласных и гласных букв, не изменяя слоговой структуры самого слова, либо укорачивают слово. Поэтому важно сложные слова анализировать тщательнее, чем простые. Нередко дети, уяснив для себя точно смысл слова, начинают верно произносить их и писать. Поэтому все описанные выше задания со словом должны быть представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой.

Эта работа проходит намного интереснее, если по каждому трудному слову устроить игру-соревнование типа телепередачи "Поле чудес". Дети угадывают, какая должна стоять буква в данном слове, и получают призы за каждый верный ответ.

Вызывают интерес, так как оказывают большую помощь в закреплении верного написания, игры на придумывание других слов с данными слогами, буквами. Например: парикмАхерска — я

палец рикша машина Херсон скамейка яма
крупа старик зима мохер доска змея

Слово "парикмахерская" можно предложить прочесть, изменив порядок слогов. Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык правильного чтения, так как это сложнее, чем чем читать знакомое слово, где дети могут прочесть по догадке конец, зная начало.

Дается инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги, — марикпахерская и т.д.

Прочесть это слово по слогам, начиная с конца: яскахермарикпа.

Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й: памаская.

Такие нелепицы возможны только после твердого усвоения лексического значения трудного слова, чтобы оно не было детям чуждо, словно иностранное.

33. Работа с неизменяемыми словами.В русском языке существуют слова, не склоняемые по падежам: кофе, домино, кенгуру, кафе, пальто, кино, кашне, кашпо, шоссе, шасси, алоэ, мулине и т.д.

34. Чтение слов по полбуковке. Например:

Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают догадаться, какое слово написано.

35. Работа с изографами.

На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Например:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: