Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

1. Сочетания существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья? чье?, чьи?. Например:

яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое;

след (чей?) — заячий, волчий, лисий, собачий и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному.

О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например: теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер,...; теплая — погода, кофта, весна, рука,...; теплое — молоко, платье, письмо, озеро,...; теплые — носки, дни, пироги, слова...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например:

зеленый листья хвост коровьи
зеленая платье голова коровье
зеленое дуб туловище коровья
зеленые лужайка ноги коровий

г) Предъявление сочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например:

кофта — краен..., син...;

туфли — красн..., син...;

помидор — красн..., син...;

пальто — красн..., син...

Это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:

ое ые ая ый

ее ие яя ий

д) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные)

2. Сочетания существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:

Что можно сделать с яблоком?

Сорвать Яблоко — купить, съесть, помыть, разделить, откусить, отнять, уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:

Прийти к... (дому, отцу, решению,..);

уйти от... (дедушки, дома, проблемы,..); войти в... (дом, лес, доверие,..).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например:

Женя упал — Женя упала; Саша ушел — Саша ушла;

яблоня цветет — яблони цветут.

Это задание нужно проводить, используя картинки.

3. Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой — и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:

один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;

одна курица, две курицы, пять куриц;

одно яйцо, два яйца, пять яиц.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа "Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: "У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", "У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами и ставится такое условие: вначале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи — по два, а у Ани — по пять. Затем они меняются карточками между собой.

Это задание можно выполнять аналогично вышеизложенной работе по сочетанию существительного с другими частями речи.

Соединение стрелками слов. Например:

один зеркало одно весла
одна сутки два весел
одно пень пять весло
одни комната    

Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку.

Предложить назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами "один" — "много" и изменив основу. Например:

один человек много людей;
один ребенок много детей.

Сочетания числительных с существительными, не имеющими единственного числа:

одни брюки, двое брюк, одни ножницы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: