Госдумы от тех или иных политических партий и движений, в %
Аграрная партия России (М. Лапшин) | 0,7 |
Движение женщин России (Е. Лахова) | 2,4 |
Коммунистическая партия РФ (Г. Зюганов) | 7,4 |
Либерально-демократическая партия (В. Жириновский) | 3,1 |
“Наш дом - Россия” (В. Черномырдин, Вл. Рыжков) | 1,7 |
Народно-республиканская партия (А. Лебедь) | 5,7 |
“Сталинский блок” (В. Анпилов, С. Терехов, Е. Джугашвили) | 0,0 |
“Яблоко” (Г. Явлинский) | 12,6 |
Движение “В поддержку армии” (А. Макашов, В. Илюхин) | 1,2 |
Русское национальное единство (А. Баркашов) | 0,7 |
Движение “Правое дело” (Б. Немцов, Б. Федоров, И. Хакамада) | 1,0 |
Движение “Новая сила” (С. Кириенко) | 3,6 |
Объединение “Отечество” (Ю. Лужков) | 11,6 |
Объединение “Голос России” (К. Титов) | 0,0 |
Объединение “Вся Россия” (М. Шаймиев, В. Яковлев) | 0,7 |
Еще не решили за кого будут голосовать | 33,5 |
Обращает на себя внимание, что праволиберальные партии и объединения, такие как "Правое дело" (Б.Немцов и др.), "Новая сила" (С.Кириенко), открыто апеллирующие к молодежи, пока ответного чувства у нее не вызывают. Причиной этого является, по всей видимости, то, что лидеры этих объединений (А.Чубайс, Б.Немцов, С.Кириенко) несут прямую ответственность за предшествующий курс реформ и его результаты и, особенно, за финансовый обвал прошлого года, ухудшивший положение весьма значительной части молодежи. И, наоборот, такие объединения как “Яблоко”, “Отечество”, представляющие не реставрационную альтернативу экономическому и политическому курсу последних лет, вызывают симпатию значительной части молодежи, прежде всего относящейся к относительно обеспеченным слоям (см. таблицу 17).
Таблица 17
Доля молодежи, готовой голосовать за кандидатов в депутаты Госдумы от тех или иных политических партий и движений, в %
Политические партии, | Уровень материальной обеспеченности | ||
движения | Средне обеспечены | Низко обеспечены | За чертой бедности |
Аграрная партия России (М. Лапшин) | - | 0,8 | - |
Движение женщин России (Е. Лахова) | 1,6 | 3,1 | - |
Коммунистическая партия РФ (Г. Зюганов) | 3,3 | 7,5 | 16,7 |
Либерально-демократическая партия (В. Жириновский) | 3,3 | 3,1 | 2,4 |
“Наш дом - Россия” (В. Черномырдин, Вл. Рыжков) | 2,4 | 1,6 | - |
Народно-республиканская партия (А. Лебедь) | 7,3 | 4,7 | 7,1 |
“Сталинский блок” (В. Анпилов, С. Терехов, Е. Джугашвили) | - | - | - |
“Яблоко” (Г. Явлинский) | 13,0 | 13,4 | 7,1 |
Движение “В поддержку армии” (А. Макашов, В. Илюхин) | 0,8 | 1,2 | 2,4 |
Русское национальное единство (А. Баркашов) | 1,6 | 0,4 | - |
Движение “Правое дело” (Б. Немцов,Б.Федоров, И.Хакамада) | 0,8 | 1,2 | - |
Движение “Новая сила” (С. Кириенко) | 4,1 | 3,5 | 2,4 |
Объединение “Отечество” (Ю. Лужков) | 22,8 | 7,5 | 4,8 |
Объединение “Голос России” (К. Титов) | - | - | - |
Объединение “Вся Россия” (М. Шаймиев, В. Яковлев) | - | 1,2 | - |
Союз народовластия и труда (А. Николаев) | - | - | - |
За другую партию | - | 0,8 | - |
Ни за кого голосовать не будут | 8,1 | 15,7 | 19,0 |
Еще не решили за кого голосовать | 30,9 | 34,3 | 38,1 |
Ультранационалистические и радикально коммунистические объединения (РНЕ, "Сталинский блок") также практически не вызывают никакого интереса и поддержки в молодежной среде. В то же время в группе молодежи до 21 года заметны симпатии к виртуальным оппозиционерам НРП А.Лебедя (8,4%) и ЛДПР В.Жириновского (4,1%).
Наконец, у молодежи пока не вызывают симпатий так называемые “региональные объединения” (“Голос России”, “Вся Россия”). И дело здесь не только в том, что это сравнительно новые, “нераскрученные” объединения. В настоящее время российское общество, и молодежь здесь не исключение, крайне настороженно относится к любым попыткам противопоставления федерального центра регионам. Запрос на общегражданскую, общероссийскую идентичность сегодня силен, как никогда.
Ориентация на умеренно центристские силы в еще большей степени просматривается в отношении возможных кандидатов на пост Президента России. Среди явных фаворитов здесь Е.Примаков, Ю.Лужков и Г.Явлинский.
За кого бы проголосовала бы молодежь на президентских выборах, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье, в %
Е. Примаков | 17,1 |
С.Кириенко | 3,8 |
Н.Михалков | 1,0 |
В.Жириновский | 4,3 |
Г.Зюганов | 4,3 |
А.Лебедь | 10,0 |
Ю.Лужков | 12,4 |
С.Степашин | 4,0 |
А.Тулеев | 3,6 |
В.Черномырдин | 0,7 |
Г.Явлинский | 13,1 |
Против всех | 9,8 |
Не принял бы участие в выборах | 14,5 |
В то же время в молодежной среде только Е.Примаков и отчасти Г.Явлинский пользуются примерно равной поддержкой как у средне материально обеспеченных, так и у "живущих от зарплаты до зарплаты" и бедных. Все же остальные либо пользуются поддержкой благополучных слоев (Ю.Лужков, С.Степашин, С.Кириенко), либо низкообеспеченных или бедных слоев (Г.Зюганов, А.Лебедь, А.Тулеев, В.Жириновский) (см. таблицу 18).
Таблица 18
Выбор кандидата в Президенты в зависимости от материальной обеспеченности молодежи, в %
Кандидаты в | Уровень материальной обеспеченности | ||
Президенты | Средне материально обеспечены | Низко материально обеспечены | Те, кто живет за чертой бедности |
Е.Примаков | 17,1 | 18,1 | 12,2 |
С.Кириенко | 4,1 | 3,9 | 2,4 |
Н.Михалков | 1,6 | 0,8 | - |
В.Жириновский | 4,1 | 3,5 | 9,8 |
Г.Зюганов | 2,4 | 4,3 | 7,3 |
А.Лебедь | 9,8 | 9,4 | 14,6 |
Ю.Лужков | 19,5 | 10,2 | 4,9 |
С.Степашин | 8,1 | 2,4 | 2,4 |
А.Тулеев | 2,4 | 2,8 | 12,2 |
В.Черномырдин | 0,8 | 0,8 | - |
Г.Явлинский | 12,2 | 14,6 | 7,3 |
За другого | 1,6 | 1,6 | - |
Против всех | 9,8 | 9,8 | 7,3 |
Не принял бы участие в выборах | 6,5 | 17,7 | 19,5 |
Что касается идеологического позиционирования тех или иных политических лидеров, то, как показывает исследование, имеет место, с одной стороны, высокий уровень дифференциации политических предпочтений молодежи в зависимости от ее принадлежности к тому или иному электоральному сегменту, а, с другой, явное отличие молодежных представлений о политической “окраске” отдельных лидеров по сравнению со старшим поколением. Так, если старшее поколение воспринимает Ю.Лужкова как центриста, хотя и с либеральным уклоном, то молодежь видит в Ю.Лужкове либерала, сторонника реформ (именно у сторонников реформ Ю.Лужков лидирует как кандидат в Президенты с большим отрывом). Старшее поколение видит в Е.Примакове сторонника самостоятельного русского пути развития, а молодежь, придерживающаяся этой идейной ориентации, отдает предпочтение Г.Явлинскому и А.Лебедю, а Е.Примаков в молодежной среде воспринимается как носитель социал-демократической идеологии. Популярность же Г.Явлинского в группе молодых сторонников русского пути позволяет сделать вывод об особенностях формирующегося национального самосознания, отличающегося от традиционных установок старших возрастных групп.
Возможно, именно в силу иного понимания того, какой путь дальнейшего развития России символизируют те или иные политические лидеры, несмотря на общее лидерство Е.Примакова, его поддержка в молодежной среде не столь однозначна, как в старших возрастных группах. Так, в случае гипотетического выхода во второй тур, как неоднократно отмечалось и подтверждалось многими исследованиями, Е.Примаков “обречен” на победу против любого из возможных кокурентов. Однако, как показывают данные данного опроса, его преимущество над Г.Явлинским и Ю.Лужковым обеспечивается в основном за счет старшей части электората, так как у молодежи до 27 лет Ю.Лужков идет практически вровень с Е.Примаковым, отставая на чисто символическую величину в 1,5-2%, а в группе 27-30 лет серьезную конкуренцию Е.Примакову мог бы составить Г.Явлинский, отстающий от него всего на 4,3%. Тем не менее во всех группах молодежи лидером остается все-таки Е.Примаков.
Таблица 19
Политические предпочтения сторонников различных идейно-политических течений, %
Кандидаты в | Сторонники тех или иных идейно-политических течений | ||||||
Президенты | Радикальных рыночных реформ | Коммунистической идеологии | Социал-демократической идеологии | Русского пути развития | Центристы | Другого идейно-политического течения | Не являюсь сторонником никакого течения |
Е.Примаков | 15,6 | 14,3 | 23,1 | 8,8 | 17,6 | - | 20,5 |
С.Кириенко | - | 4,8 | - | 1,5 | 5,4 | - | 5,3 |
Н.Михалков | 3,1 | - | - | - | 1,4 | - | 1,1 |
В.Жириновский | 6,3 | - | 7,7 | 8,8 | 1,4 | 28,6 | 2,6 |
Г.Зюганов | - | 38,1 | 11,5 | 1,5 | 1,4 | - | 2,6 |
А.Лебедь | 3,1 | 4,8 | 3,8 | 16,2 | 12,2 | 28,6 | 8,9 |
Ю.Лужков | 28,1 | - | 7,7 | 10,3 | 18,9 | - | 10,5 |
С.Степашин | 9,4 | 4,8 | 3,8 | 5,9 | 2,7 | - | 3,2 |
А.Тулеев | 12,5 | 9,5 | 11,5 | 2,9 | 1,4 | - | 1,6 |
В.Черномырдин | - | - | - | - | 1,4 | - | 1,1 |
Г.Явлинский | 9,4 | - | 19,2 | 16,2 | 20,3 | 14,3 | 10,5 |
За другого | - | - | - | 1,5 | - | 14,3 | 2,1 |
Против всех | 9,4 | 4,8 | 3,8 | 16,2 | 5,4 | - | 11,1 |
Не участвовал бы в выборах | 3,1 | 19,0 | 7,7 | 10,3 | 10,8 | 14,3 | 18,9 |
В целом же анализ результатов данного, а также предшествующих исследований свидетельствует, что в настоящее время поколенческие различия, столь характерные для начала 90-х годов, постепенно сглаживаются. В то же время внутри самой молодежи как социальной общности усиливается процесс как материальной, так и мировоззренческой, а следовательно и политической дифференциации. Из этого следует, что на предстоящих выборах политическим партиям и движениям, заинтересованным в голосах молодежи, необходимо отказаться от недифференцированной апелляции к молодежи как таковой, максимально учитывая особенности социального, материального, образовательного, поселенческого положения ее различных групп. Не менее важной задачей представляется также повышение политической, включая электоральную, активности молодежи. Но не путем апелляции к молодежному шовинизму, противопоставления ее старшим поколениям, как это было в 1996 г., а путем предложения ей позитивных программ "обустройства" России, которые бы отражали и ее интересы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, если суммировать результаты исследования, то как будет звучать ответ на вопрос о том, в каком обществе хотела бы жить молодежь России?
Прежде всего - не в таком, как нынешняя Россия, по отношению к которой молодеж испытывает отчуждение, воспринимая ее как царство бездуховности, криминала и коррупции. Виновником такого положения дел выступает для молодых россиян руководство страной - Президент, Правительство, Государственная дума.
Почему же молодые россияне настолько недовольны нынешним состоянием дел в своей стране?
Как показывают результаты исследования, причины этого недовольства носят двоякий характер. Во-первых, и это лежит на поверхности, оно обусловлено их материальным положением. С другой стороны, недовольство молодых россиян властью, недоверие к ней и убеждение в ее вредоносности для России связано с особенностями макрополитики, осуществляемой государством.
Российская социокультурная модель взаимоотношений человека и общества предполагает приоритет интересов общества, выразителем которых выступает государство, но с правом личности отстаивать свои интересы, а также необходимостью учета государством при выработке общего направления развития общества всего многообразия интересов его членов. Личные свободы и демократические формы организации общественной жизни и разрешения конфликтов хотя и важны для значительной части молодых россиян, но все же не являются решающими.
Это принципиально иная модель взаимоотношений личности и государства, нежели существующая в Западной Европе, где государство заботится не об абстрактном “благе народа”, а выступает гарантом интересов именно личности в её взаимоотношениях с обществом. Такая модель взаимоотношений государства и личности, имеющая в качестве отправной точки общность, а не личность, тяготеет скорее к восточной, нежели к западной цивилизации. Однако это не означает тяги к тоталитарному обществу.
Во-первых, легитимно для молодых россиян будет только такое государство, которое будет соблюдать прежде всего интересы общности, отражаемой понятием “народ”. И только законы такого государства молодежь признает справедливыми и готово будет соблюдать. Нет нужды говорить о том, как далека такая модель, составляющая социальный запрос молодежи к власти, от того, что сейчас имеет место в России, где государство и общество живут в двух непересекающихся плоскостях, и отчуждение молодежи от власти все больше нарастает.
Во-вторых, демократия для молодежи России значимая ценность. Особенно важны для нее такие важнейшие демократические ценности как равенство всех граждан перед законом, свобода слова и печати, независимость суда, свободные выборы органов власти и т. д. Однако инструментальные ценности демократии, позволяющие отстаивать свои гражданские, и не только гражданские права, ею в сущности пока не освоены, да они при характерной для россиян модели государства и взаимоотношений общества и личности не очень-то и важны.
Наконец, в-третьих, молодежь отвергает любые радикальные способы общественного переустройства. Напротив, отвращение молодежи к социальным экспериментам и приверженность эволюционному пути развития являются фактором, консолидирующим представителей ее различных групп, за исключением относительно немногочисленных сторонников экстремистских течений. Причем “ненасилие” выступает как требование и по отношению к самому населению, и по отношению к государству. По мнению молодежи, все конфликтные ситуации должны регулироваться с позиции права, только в этом случае власть будет признана демократичной.
Что касается экономической основы того общества, в котором им хотелось бы жить, то молодые россияне считают, что все стратегические отрасли и отрасли социальной сферы, гарантирующие здоровье и благополучие нации, должны находиться под контролем государства. С другой стороны, в ряде отраслей нестратегического характера или связанных с удовлетворением повседневных потребностей людей большинство считает необходимым наличие смешанной экономики. Это относится к торговле, строительству и эксплуатации жилья, средствам массовой информации, сельскому хозяйству, дорожному строительству, финансовой сфере, пищевой промышленности и т.п., а также к малым и средним предприятиям в других отраслях.
Целью общественного развития, в том числе и экономического, должны быть, с ее точки зрения, социальные, а не экономические приоритеты. И даже если на практике этот приоритет социальных функций государства над экономическими будет означать относительное снижение эффективности деятельности экономики по сравнению с возможностями её развития при выборе либеральных приоритетов, у молодежи это встретит большую поддержку, так как в большей степени будет соответствовать ее представлению о том, зачем вообще нужно государство.
Таким образом, предпочтительной для молодежи является такая модель общества, которая наиболее точно передается понятием “социального государства”. В ценностном плане основой этого “социального государства” выступает не индивидуальная свобода, а идея “общего блага”. Таким образом, эта модель “государства всеобщего благоденствия”, органически сочетает, с одной стороны, активную роль государства в экономике и сильную систему социальной защиты, а с другой стороны, – невмешательство государства в частную жизнь граждан, смешанную экономику, политические и гражданские свободы.
В свете этого совершенно естественно, что большинство молодежи явно не устраивает тот факт, что государство практически исчезло из социальной (в широком смысле слова) сферы. То есть ситуация, при которой в своей повседневной практике люди не “находят” государство там, где привыкли его находить – в обеспечении гарантий выплаты зарплаты, пенсий, социальной защите инвалидов и малоимущих, борьбе с преступностью и т. д., воспринимается как противоестественная. Причём молодежь не может понять, то ли государство целенаправленно уклоняется от своих обязанностей, то ли оно уже не в состоянии обеспечивать нормальное функционирование социальной сферы общества. Отсюда высокий уровень претензий к государству.
Подчеркивая тот факт, что консолидированной ценностью большинства молодежи становится идея сильной государственности, важно вместе с тем учитывать, что представители различных идейно-политических течений вкладывают разный смысл в само это понятие. Если для традиционалистов (коммунистов, социал-демократов и сторонников самостоятельного русского пути) государственность, понимаемая как державность, есть категория “высшего порядка”, то для либерально ориентированной части населения (“либералов” и “центристов”) отношение к государству носит принципиально иной характер: для них это инструмент, способный обеспечить приемлемые условия жизни и труда здесь, в России, не допустив окончательного ее сползания на периферию мирового развития. При этом из пяти основных идейно-политических течений, существующих в России, четыре (кроме коммунистов) выступают за экономику с достаточно мощным частным сектором. Зато в социокультурной сфере, сфере значимых ценностей сторонники самостоятельного русского пути, социал-демократы и коммунисты выступают носителями специфически российского менталитета. Либералы же и центристы в большинстве своем ориентированы на западную модель общественного развития, при этом для либералов этот выбор связан прежде всего с идеологическими и ценностными факторами, а для центристов – с утилитарно-бытовыми.
Таким образом, сложившаяся в России идейно-политическая дифференциация внешне весьма напоминает традиционный политический спектр в большинстве государств с развитой политической системой, особенно европейских, где давно существуют свои “левые”, “правые”, а также “новые левые”, “новые правые” и “центр”. Однако для России, как для переходного общества, идейно-политическое деление имеет существенно иной мотивационный характер, а за внешне рациональным выбором стоят значительные социокультурные различия.
Молодые россияне предъявляют сейчас власти достаточно жесткий “социальный заказ”, еще более актуализирующийся в условиях переживаемого Россией кризиса. Черты этого “социального заказа” достаточно отчетливо просматриваются уже сейчас и включают:
· повышение роли государства в управлении экономикой при обязательном сохранении в большинстве отраслей частного сектора, особенно – малого и среднего бизнеса;
· возвращение государства не только в социальную, но и в идеологическую сферу и выработку целей развития страны и путей их достижения при сохранении идейно-политического плюрализма в самом обществе;
· сохранение индивидуальных прав и свобод с одновременным восстановлением законности и порядка, а также обязательным соблюдением принципа равенства всех перед законом.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Оценка ситуации в России в настоящее время в группах молодежи, принадлежащей к разным классам, в %
Ситуация в России | Классы | |||
Высший | Средний | Базовый | Низший | |
1. Нормальная | 25,0 | 10,6 | 4,3 | 2,8 |
2. Кризисная | 50,0 | 62,6 | 56,1 | 42,1 |
3. Катастрофическая | 25,0 | 25,2 | 35,3 | 48,6 |
4. Затруднились ответить | 0 | 1,6 | 4,3 | 6,5 |
Таблица 2
Оценка ситуации в России в настоящее время юношами и девушками России, в %
Ситуация в России | Юноши | Девушки |
1. Нормальная | 8,8 | 2,7 |
2. Кризисная | 52,7 | 56,5 |
3. Катастрофическая | 35,6 | 35,5 |
4. Затруднились ответить | 2,9 | 5,4 |
Таблица 3
Оценка ситуации в России в настоящее время в группах молодежи разного возраста, в %
Ситуация в России | Возраст | ||
до 21 года | 22-26 лет | 27-30 лет | |
1. Нормальная | 4,1 | 4,7 | 8,9 |
2. Кризисная | 62,9 | 56,5 | 46,8 |
3. Катастрофическая | 29,9 | 34,7 | 39,9 |
4. Затруднились ответить | 3,1 | 4,1 | 4,4 |
Таблица 4
Оценка ситуации в России в настоящее время в группах молодежи с разным уровнем материальной обеспеченности, в %
Ситуация в России | Уровень материальной обеспеченности | |||
Высокий | Средний | Низкий | Живут за чертой бедности | |
1. Нормальная | 33,3 | 13,0 | 3,5 | 0 |
2. Кризисная | 66,7 | 59,3 | 56,5 | 28,6 |
3. Катастрофическая | 0 | 26,0 | 35,3 | 64,3 |
4. Затруднились ответить | 0 | 1,6 | 4,7 | 7,1 |
Таблица 5
Одобрительное отношение к возможным действия Президента в группах молодежи, принадлежащей к разным классам, в %
Возможные действия | Классы | |||
Президента | Высший | Средний | Базовый | Низший |
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 25,0 | 19,5 | 19,4 | 15,9 |
Принятие Указа о запрете Компартии | 37,5 | 20,3 | 16,1 | 21,5 |
Таблица 6
Недобрительное отношение к возможным действия Президента в группах молодежи, принадлежащей к разным классам, в %
Возможные действия | Классы | |||
Президента | Высший | Средний | Базовый | Низший |
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 50,0 | 49,6 | 52,2 | 41,1 |
Принятие Указа о запрете Компартии | 37,5 | 20,3 | 16,1 | 21,5 |
Таблица 7
Одобрительное отношение к возможным действия Президента юношей и девушек России, в %
Возможные действия | Юноши | Девушки |
Президента | ||
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 19,2 | 17,8 |
Принятие Указа о запрете Компартии | 23,0 | 14,1 |
Таблица 8
Неодобрительное отношение к возможным действия Президента юношей и девушек России, в %
Возможные действия | Юноши | Девушки |
Президента | ||
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 46,0 | 51,9 |
Принятие Указа о запрете Компартии | 39,3 | 42,2 |
Таблица 9
Одобрительное отношение к возможным действия Президента в группах молодежи разного возраста, в %
Возможные действия | Возраст | ||
Президента | до 21 года | 22-26 лет | 27-30 лет |
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 22,7 | 16,5 | 18,5 |
Принятие Указа о запрете Компартии | 21,6 | 14,1 | 22,9 |
Таблица 10
Недобрительное отношение к возможным действия Президента в группах молодежи разного возраста, в %
Возможные действия | Возраст | ||
Президента | до 21 года | 22-26 лет | 27-30 лет |
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 40,2 | 52,4 | 49,7 |
Принятие Указа о запрете Компартии | 35,1 | 42,4 | 42,0 |
Таблица 11
Одобрительное отношение к возможным действия Президента в группах молодежи с разным уровнем материальной обеспеченности, в %
Возможные действия | Уровень материальной обеспеченности | |||
Президента | Высокий | Средний | Низкий | Живут за чертой бедности |
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 66,7 | 23,8 | 15,7 | 16,7 |
Принятие Указа о запрете Компартии | 66,7 | 22,1 | 18,8 | 9,5 |
Таблица 12
Неодобрительное отношение к возможным действия Президента в группах молодежи с разным уровнем материальной обеспеченности, в %
Возможные действия | Уровень материальной обеспеченности | ||||
Президента | Высокий | Средний | Низкий | Живут за чертой бедности | |
Роспуск Госдумы и проведение досрочных выборов | 0 | 50,0 | 50,2 | 38,1 | |
Принятие Указа о запрете Компартии | 0 | 37,7 | 42,4 | 38,1 |
Таблица 13
Сторонники различных идейно-политических течений в группах молодежи, принадлежащей к разным классам, в %
Идейно-политические | Классы | ||||
течения | Высший | Средний | Базовый | Низший | |
1. Радикальных рыночных реформ | 25,0 | 9,1 | 7,0 | 5,6 | |
2. Коммунистической идеологии | 0 | 3,3 | 5,4 | 6,5 | |
3. Социалистической, социал-демократической идеологии | 0 | 5,0 | 6,5 | 7,5 | |
4. Самостоятельного русского пути развития | 25,0 | 16,5 | 15,1 | 16,8 | |
5. Сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы) | 25,0 | 22,3 | 21,5 | 6,5 | |
6. Других идейно-политических течений | 0 | 2,5 | 1,1 | 1,9 | |
7. Не являются сторонниками никаких идейно-политических течений | 25,0 | 41,3 | 43,5 | 55,1 |
Таблица 14
Сторонники различных идейно-политических течений среди юношей и девушек России, в %
Идейно-политические | Юноши | Девушки |
течения | ||
1. Радикальных рыночных реформ | 8,5 | 6,5 |
2. Коммунистической идеологии | 4,2 | 5,9 |
3. Социалистической, социал-демократической идеологии | 6,8 | 5,4 |
4. Самостоятельного русского пути развития | 21,6 | 9,1 |
5. Сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы) | 16,9 | 19,4 |
6. Других идейно-политических течений | 2,5 | 0,5 |
7. Не являются сторонниками никаких идейно-политических течений | 39,4 | 53,2 |
Таблица 15
Сторонники различных идейно-политических течений в группах молодежи разного возраста, в %
Идейно-политические | Возраст | ||
течения | до 21 года | 22-26 лет | 27-30 лет |
1. Радикальных рыночных реформ | 8,4 | 8,3 | 6,3 |
2. Коммунистической идеологии | 6,3 | 4,1 | 5,1 |
3. Социалистической, социал-демократической идеологии | 9,5 | 5,3 | 5,1 |
4. Самостоятельного русского пути развития | 16,8 | 16,0 | 15,8 |
5. Сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы) | 21,1 | 13,6 | 20,9 |
6. Других идейно-политических течений | 1,1 | 2,4 | 1,3 |
7. Не являются сторонниками никаких идейно-политических течений | 36,8 | 50,3 | 45,6 |
Таблица 16
Сторонники различных идейно-политических течений в группах молодежи с разным уровнем материальной обеспеченности, в %
Идейно-политические | Уровень материальной обеспеченности | |||
течения | Высокий | Средний | Низкий | Живут за чертой бедности |
1. Радикальных рыночных реформ | 33,3 | 11,5 | 6,3 | 2,5 |
2. Коммунистической идеологии | 0 | 1,6 | 5,5 | 12,5 |
3. Социалистической, социал-демократической идеологии | 0 | 6,6 | 5,5 | 10,0 |
4. Самостоятельного русского пути развития | 0 | 21,3 | 15,3 | 7,5 |
5. Сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы) | 66,7 | 17,2 | 19,2 | 10,0 |
6. Других идейно-политических течений | 0 | 1,6 | 1,6 | 2,5 |
7. Не являются сторонниками никаких идейно-политических течений | 0 | 40,2 | 46,7 | 55,0 |
Таблица 17
Понимание сути демократии в группах молодежи, принадлежащей к разным классам, в %
Суждения | Классы | ||||
Высший | Средний | Базовый | Низший | ||
1. В любом обществе существуют конфликты, которые могут быть решены только посредством насилия | 37,5 | 39,3 | 28,9 | 29,9 | |
2. Жесткие требования различных общественных групп к правительству могут повредить всеобщему благополучию | 87,5 | 61,5 | 48,1 | 57,5 | |
3. Задача оппозиции состоит не в том, чтобы критиковать правительство, а в том чтобы оказывать помощь в его работе | 75,0 | 80,3 | 77,0 | 76,6 | |
4. Гражданин не должен иметь право на забастовку и проведение демонстраций, если есть угроза общественному порядку | 62,5 | 43,8 | 45,7 | 45,8 | |
5. Государство всегда должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности | 62,5 | 68,9 | 72,4 | 78,3 | |
6. Каждая политическая партия должна в принципе иметь шанс возглавить правительство | 100,0 | 67,2 | 76,9 | 76,4 | |
7. Каждый гражданин в любой ситуации имеет право отстаивать свои интересы при помощи забастовок и демонстраций | 75,0 | 68,9 | 76,9 | 83,0 | |
8. Настоящая демократия невозможна без политической оппозиции | 100,0 | 81,1 | 78,4 | 72,4 | |
9. Каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается другого мнения | 100,0 | 95,0 | 93,6 | 94,4 |
Таблица 18
Понимание сути демократии юношами и девушками России, в %
Суждения | Юноши | Девушки |
1. В любом обществе существуют конфликты, которые могут быть решены только посредством насилия | 39,5 | 23,1 |
2. Жесткие требования различных общественных групп к правительству могут повредить всеобщему благополучию | 56,3 | 53,5 |
3. Задача оппозиции состоит не в том, чтобы критиковать правительство, а в том чтобы оказывать помощь в его работе | 73,9 | 82,8 |
4. Гражданин не должен иметь право на забастовку и проведение демонстраций, если есть угроза общественному порядку | 45,3 | 45,7 |
5. Государство всегда должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности | 73,1 | 72,1 |
6. Каждая политическая партия должна в принципе иметь шанс возглавить правительство | 73,7 | 75,3 |
7. Каждый гражданин в любой ситуации имеет право отстаивать свои интересы при помощи забастовок и демонстраций | 78,9 | 72,4 |
8. Настоящая демократия невозможна без политической оппозиции | 78,0 | 78,8 |
9. Каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается другого мнения | 94,5 | 94,1 |
Таблица 19
Понимание сути демократии в группах молодежи разного возраста, в %
Суждения | Возраст | ||
до 21 года | 22-26 лет | 27-30 лет | |
1. В любом обществе существуют конфликты, которые могут быть решены только посредством насилия | 21,9 | 33,5 | 37,3 |
2. Жесткие требования различных общественных групп к правительству могут повредить всеобщему благополучию | 50,5 | 58,8 | 53,8 |
3. Задача оппозиции состоит не в том, чтобы критиковать правительство, а в том чтобы оказывать помощь в его работе | 76,0 | 77,1 | 79,7 |
4. Гражданин не должен иметь право на забастовку и проведение демонстраций, если есть угроза общественному порядку | 44,8 | 42,6 | 49,0 |
5. Государство всегда должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности | 76,8 | 73,5 | 69,2 |
6. Каждая политическая партия должна в принципе иметь шанс возглавить правительство | 67,7 | 80,5 | 72,0 |
7. Каждый гражданин в любой ситуации имеет право отстаивать свои интересы при помощи забастовок и демонстраций | 75,8 | 74,7 | 77,7 |
8. Настоящая демократия невозможна без политической оппозиции | 77,9 | 78,0 | 79,0 |
9. Каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается другого мнения | 96,9 | 92,9 | 94,3 |
Таблица 20
Понимание сути демократии в группах молодежи с разным уровнем материальной обеспеченности, в %
Суждения | Уровень материальной обеспеченности | |||
Высокий | Средний | Низкий | За чертой бедности | |
1. В любом обществе существуют конфликты, которые могут быть решены только посредством насилия | 33,3 | 33,6 | 31,8 | 33,3 |
2. Жесткие требования различных общественных групп к правительству могут повредить всеобщему благополучию | 66,7 | 57,0 | 53,7 | 59,5 |
3. Задача оппозиции состоит не в том, чтобы критиковать правительство, а в том чтобы оказывать помощь в его работе | 66,7 | 83,6 | 76,1 | 71,4 |
4. Гражданин не должен иметь право на забастовку и проведение демонстраций, если есть угроза общественному порядку | 33,3 | 50,8 | 45,8 | 28,6 |
5. Государство всегда должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности | 100,0 | 77,0 | 69,8 | 73,8 |
6. Каждая политическая партия должна в принципе иметь шанс возглавить правительство | 66,7 | 77,0 | 73,5 | 71,4 |
7. Каждый гражданин в любой ситуации имеет право отстаивать свои интересы при помощи забастовок и демонстраций | 100,0 | 65,3 | 79,5 | 85,7 |
8. Настоящая демократия невозможна без политической оппозиции | 100,0 | 81,8 | 79,0 | 64,3 |
9. Каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается другого мнения | 100,0 | 94,3 | 93,7 | 97,6 |
Таблица 21
Представление о форме демократии, желательной для России, в группах молодежи, принадлежащей к разным классам, в %
Строй | Классы | ||||
Высший | Средний | Базовый | Низший | ||
1. Строй, при котором решения по самым важным вопросам принимаются представителями, избираемыми всеми гражданами | 25,0 | 29,1 | 28,8 | 26,5 | |
2. Строй, при котором важные решения принимаются профессиональными политиками | 37,5 | 35,0 | 23,7 | 26,5 | |
3. Строй, при котором решения по основным вопросам жизни общества принимаются всем населением страны, путем референдума или опроса | 37,5 | 32,5 | 43,5 | 41,8 | |
4. Другое | 0 | 3,4 | 4,0 | 5,1 |
Таблица 22
Представление о форме демократии, желательной для России, у юношей и девушек России, в %
Строй | Юноши | Девушки |
1. Строй, при котором решения по самым важным вопросам принимаются представителями, избираемыми всеми гражданами | 30,8 | 25,0 |
2. Строй, при котором важные решения принимаются профессиональными политиками | 28,6 | 27,3 |
3. Строй, при котором решения по основным вопросам жизни общества принимаются всем населением страны, путем референдума или опроса | 36,2 | 44,3 |
4. Другое | 4,5 | 3,4 |
Таблица 23
Представление о форме демократии, желательной для России, в группах молодежи разного возраста, в %
Строй | Возраст | ||
до 21 года | 22-26 лет | 27-30 лет | |
1. Строй, при котором решения по самым важным вопросам принимаются представителями, избираемыми всеми гражданами | 29,3 | 31,6 | 24,0 |
2. Строй, при котором важные решения принимаются профессиональными политиками | 23,9 | 24,1 | 34,7 |
3. Строй, при котором решения по основным вопросам жизни общества принимаются всем населением страны, путем референдума или опроса | 42,4 | 41,1 | 36,7 |
4. Другое | 4,3 | 3,2 | 4,7 |
Таблица 24
Представление о форме демократии, желательной для России, в группах молодежи с разным уровнем материальной обеспеченности, в %
Строй | Уровень материальной обеспеченности | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Живут за чертой бедности | ||
1. Строй, при котором решения по самым важным вопросам принимаются представителями, избираемыми всеми гражданами | 33,3 | 25,4 | 29,9 | 27,8 | |
2. Строй, при котором важные решения принимаются профессиональными политиками | 33,3 | 29,7 | 27,8 | 22,2 | |
3. Строй, при котором решения по основным вопросам жизни общества принимаются всем населением страны, путем референдума или опроса | 33,3 | 40,7 | 38,6 | 44,4 | |
4. Другое | 0 | 4,2 | 3,7 | 5,6 |
Таблица 25
Оценка пути, которым идет Россия, в группах молодежи, принадлежащей к разным классам, в %
Суждения | Классы | ||||
Высший | Средний | Базовый | Низший | ||
1. Путь, по которому идет Россия, даст в перспективе положительные результате | 50,0 | 29,3 | 26,1 | 22,6 | |
2. Путь, по которому идет Россия, ведет страну в тупик | 50,0 | 70,7 | 73,9 | 77,4 |
Таблица 26
Оценка пути, которым идет Россия, юношами и девушками России, в %
Суждения | Юноши | Девушки |
1. Путь, по которому идет Россия, даст в перспективе положительные результате | 29,4 | 23,0 |
2. Путь, по которому идет Россия, ведет страну в тупик | 70,6 | 77,0 |
Таблица 27
Оценка пути, которым идет Россия, в группах молодежи разного возраста, в %
Суждения | Возраст | ||
до 21 года | 22-26 лет | 27-30 лет | |
1. Путь, по которому идет Россия, даст в перспективе положительные результате | 25,3 | 26,6 | 27,4 |
2. Путь, по которому идет Россия, ведет страну в тупик | 74,7 | 73,4 | 72,6 |
Таблица 28