Контроль качества продукции

По объему

 контролируемой продукции

 

 

сплошной

 

выборочный

 

 

По цели

контроля

 

приемочный;

статистические методы регулирования техпроцесса

 

По возможности использования проконтролированной продукции

 

 

разрушающий

 

неразрушающий

По стадиям производственного процесса

 

входной;

операционный;

готовой продукции;

транспортиров-ки; хранения

 

По характеру контроля

 

инспекционный

 

летучий

 

 

По средствамконтроля

 

 

визуальный;

органолептичес-кий;

инструменталь-ный

По характеру поступления продукции на контроль

 

партиями

 

непрерывный

По принимаемым решениям

 

активный

 

пассивный

 

По контролируемому параметру

 

по количественному признаку;

по качественному признаку;

по альтернативному признаку

 

 

Рисунок 1 Классификация видов контроля


Таким образом, саратовская система создала один из важнейших элементов комплексной системы управления качеством продукции   (КС УКП), а именно - эффективный механизм обратной связи, что позволило превратить разомкнутый (с точки зрения управления качеством) до этого процесс в единую систему.

Однако применение СБИП показало, что стимулирование труда работников не гарантирует изготовления качественной продукции, если в самом проекте наблюдались какие-то недоработки. Поэтому в 1958 году на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия), а в 1963 году ярославские и кременчугские машиностроители разработали систему НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса двигателей).

В системе КАНАРСПИ,наряду с элементами СБИП, внимание уделялось вопросам качественного проектирования и обеспечения качества в период запуска изделия в производство. В системе же НОРМ был введен еще один важный элемент - изучение качества продукции на стадии ее эксплуатации.

Внедрение саратовской системы показало, что качество конечной продукции зависит не только от производственных рабочих, но и всех остальных работников предприятия. Это привело к разработке в 1964 году на Львовском производственном объединении им. В.И. Ленина нового варианта СБИП - системы бездефектного труда (СБТ). С ее созданием начинается новый, 3 этап развития системного подхода к управлению качеством продукции.

СБТ предполагала регламентацию труда всех работников предприятия с учетом характера и содержания выполняемых ими функций. Критерием оценки труда служил коэффициент качества труда:

Кт=1 - åУ, где

1 - исходное максимальное значение коэффициента

åУ - суммарное значение весомостей нарушения техпроцесса или функциональных обязанностей в долях единицы.

Новая система оценки качества труда всех работников позволила улучшить моральное и материальное стимулирование работников повысить результативность применения СБИП.

Таким образом, на 2 и 3 этапах сложились все предпосылки для создания действительно единой комплексной системы управления качеством продукции. Были разработаны и внедрены все ее составляющие элементы, оставлялось соединить их в одно целое.

Целенаправленная работа в этом направлении привела к созданию системы, предусматривающей управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции. В 1973 году на львовских предприятиях была разработана КС УКП. Она предполагает взаимосвязь технических, экономических, социальных и организационных мероприятий при проектировании, производстве, эксплуатации изделий, что должно оказать комплексное воздействие на условия и факторы и обеспечить изготовление продукции, полностью соответствующей документации.

 

1 этап                       Контроль качества продукции                Годная

                                                                                                             Брак

 

2 этап                       Контроль качества продукции                Годная

Система                                                                                             Первый

БИП                                                                                                  дефект

     
 


                                         Стимулирование          Определение процента

                                            исполнителей           сдачи с 1 предъявления

 

3 этап                       Контроль качества продукции                Годная

Система                                                                                             Первый

СБТ                       Контроль результатов                               дефект

                                  деятельности служб        Оценка

                                  обеспечения качества     качества Определение

                                   продукции                         труда   процента 

                                                                                                      сдачи с 1

                                                                                                      предъявления  

                                     

                         Стимулирование труда всех              Определение

                   работников с учетом коэффициента      коэффициента

                                    качества труда                           качества труда

 

4 этап               Внедрение принципов                     Контроль и оценка

отраслевая      системного подхода на                  качества техпроцессов,

КС УКП            всех этапах жизненного                   труда и продукции

                                  продукции     

 

 

              

                   Осуществление комплекса организационных, технических,

                         экономических и воспитательных мероприятий по

                           обеспечению и улучшению качества продукции  

                       

Рисунок 2. Этапы развития системного подхода к управлению качеством продукции 

 

 

Начался 4 (современный) этап развития системного подхода. Использование передового опыта привело к созданию в 1975 году системы выполнения работ “Минск”, а в 1979 году - краснодарской системы повышения эффективности производства. Последняя представляет собой комплекс мероприятий, программ, нормативов, направленных на выполнение производственных планов, эффективное использование различных ресурсов, постоянное повышение технического уровня и качества продукции, охрану окружающей среды.

 

 

Логическим продолжением и развитием отраслевых КС УКП должны стать региональные системы и общегосударственная система управления качеством продукции.

Итак, мы рассмотрели эволюцию системного подхода к управлению качеством продукции. За время своего развития системы управления качеством претерпели значительные изменения и, в конце концов, была создана конструкция, в основном применимая на современных предприятиях. Однако механический перенос опыта, пусть даже и положительного, невозможен, поскольку функционирование каждого предприятия представляет собой сугубо индивидуальный процесс. Поэтому для каждого предприятия необходимо разработать, на мой взгляд, свою комплексную систему управления качеством продукции по основополагающим принципам. Такими принципами являются:

Наличие надежных каналов прямых и обратных каналов связи для получения достоверной информации о качестве с учетом фактора времени и фильтрации данных.

Обязательный охват системой управления качеством всех стадий жизненного цикла продукции и всех функций управления с учетом требований рынка.

Четкое определение целей и задач для конкретных функций управления, локальных подсистем, увязка их между собой, исходя из необходимости достижения глобальной цели КС УКП.

Комплексный подход к решению проблемы качества продукции, предусматривающий одновременное проведение комплекса мероприятий: организационных, технических, экономических, воспитательных. Обеспечение приоритетности выполнения функции контроля качества - основы получения информации со всех стадий жизненного цикла.

Обеспечение организационного и функционального единства в управлении качеством. Функции управления качеством продукции должны быть строго распределены между конкретными службами, конкретными работниками.

Обеспечение динамичности, гибкости системы при прохождении этапов от начала разработки до создания автоматизированной КС УКП с применением последних достижений науки и техники.

Обеспечение экономичности при соотношении затрат и результатов. Цели должны достигаться с минимальными затратами при обеспечении максимальной эффективности.

Обеспечение рационального выбора целей подсистем, объема получаемой информации. Последний должен быть минимальным, но необходимым и достаточным.

Оперативность и своевременность принятия решений, обеспечения их выполнения в полном объеме и в установленные сроки путем повышения уровня ответственности и дисциплины работников.

Система должна базироваться на государственной системе стандартизации, действующем законодательстве и стандартах предприятия, составляющих организационно-методическую основу КС УКП.

Для создания четкой и по-настоящему работоспособной КС УКП и ее внедрения администрации необходимо больше внимания уделять индивидуальной активизации труда, вырабатывая в каждом работнике творческий подход, заинтересованность в труде.

Одним из вариантов мероприятий, направленных на повышение роли работников в обеспечении выпуска качественной продукции может стать создание на предприятии так называемых “групп качества и конкурентоспособности”. Целью их создания является активизация работ по поиску и реализации путей достижения и обеспечению выпуска конкурентоспособной продукции.

Необходимо привлечь как можно большее число работников предприятия в эти группы, причем исключительно на добровольной основе, ознакомить их с сегодняшним положением дел в данной области, систематически проводить обучение и повышение квалификации. Необходима координация со стороны администрации фирмы, поддержка, в том числе и материальное стимулирование членов групп качества.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что выпуск качественной продукции, позволяющей конкурировать с другими фирмами в современных условиях, невозможен без активного участия в этом всех работников предприятия. Предприятие, в свою очередь, позволяет создать реальную комплексную систему управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Это один из главных факторов успеха фирмы.

Однако наличие подобной системы на предприятии, и даже выпуск продукции отличного качества еще не гарантирует успеха фирмы на рынке, особенно международном. Чтобы сделать шаг в этом направлении, производитель должен позаботиться о сертификации своей продукции.

 



Политика качества

Как известно, Концепция национальной политики России в области качества, разработанная специалистами Госстандарта России, ряда ведомств, организаций и предприятий, была представлена Правительству Российской Федерации, и сейчас ведется её доработка.

Одним из важных направлений национальной политики в области качества, предусмотренных этой Концепцией, является широкое внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества. В связи с этим на первый план выходит политика в образовательной сфере, в областях развития консультационной деятельности, систем качества и их сертификации, а также политика поддержки (с помощью государственных заказов)предприятий, внедряющих и сертифицирующих системы качества.

Таким образом, политика в области развития качества и их сертификации, а также поддержки этой деятельности представлена в Концепции как важная функция государства.

В Концепции, в частности, отмечается, что наличие сертификатов на системы качества, подтверждающих их соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, QS – 9000 и других аналогичных стандартов, является существенным фактором конкурентоспособности, а в ряде случаев – обязательным условием при заключении контрактов или допуске предприятий к тендерам. И потому необходимо развивать деятельность по сертификации систем качества, обеспечивая высокий профессионализм ее участников и доверие к ее результатам, активно добиваться признания отечественных сертификатов за рубежом. При этом подчеркивается, что государство должно содействовать вхождению российских организаций и органов по сертификации в международные и региональные союзы и соглашения, а также аккредитации российских органов по сертификации и испытательных лабораторий за рубежом.

   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: