Организация управления качеством на предприятии

 

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддерживания необходимого уровня ее качества.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственным объектом управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненого цикла продукции.

Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

 

Открытое акционерное общество “Заволжский моторный завод” (далее в работе ЗМЗ или ОАО “ЗМЗ”) является специализированным предприятием по производству бензиновых двигателей: 8-цилиндровых Y-образных двигателей рабочим объемом 4,25 л и 5,5 л, 4-цилиндровых рядных двигателей рабочим объемом 2,7 л, 2,5 л, 2,44 л и 2,3 л и запасных частей к ним.

С момента создания завода в 1956 году на предприятии непрерывно ведутся работы по выпуску качественной продукции. Первоначально качество обеспечивалось аппаратом отдела технического контроля путем отделения брака от годной продукции.

С начала 60-х годов на предприятии стала внедряться саратовская система бездефектного изготовления продукции, и в результате ее применения к 1974 году на заводе с первого предъявления сдавалось 92,5% продукции. В 70-е годы завод начал осваивать систему КАНАРСПИ, а с середины 70-х годов на ЗМЗ стала разрабатываться и внедряться комплексная система управления качеством продукции на базе стандартов предприятия. Основные элементы этой системы существуют и по сей день.

Стремление предприятия выпускать качественную продукцию, декларировано сегодня в “Политике по обеспечению качества продукции” (см. Приложение 3). Система качества ЗМЗ строится таким образом, чтобы деятельность завода максимально соответствовала объявленным в “Политике” положениям.

Как сказано выше, на ЗМЗ сейчас действует несколько стандартов предприятия (СТП), регламентирующих работы по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла продукции. Сегодня они разрабатываются и модифицируются в соответствии со стандартами серии ИСО 9000. Работа по изменению и дополнению СТП с учетом современных требований к качеству продукции идет на заводе постоянно.

Основные положения системы качества ЗМЗ приведены в «Руководстве по качеству», являющемся базовым документом в области обеспечения качества для большинства служб и подразделений завода.

 

В системе качества ОАО “ЗМЗ” реализуются следующие принципы:    

 

· приоритет требований потребителя продукции;

· системный охват всех стадий жизненного цикла конкретной продукции;

· направление усилий всех работников подразделений завода на обеспечение качества выпускаемой продукции;

· однозначность требований качества по всей документации;

· четкое определение ответственности и полномочий руководителей всех уровней управления в системе качества;

· предупреждение возникновения проблем, связанных с качеством в процессе производства;

· стимулирование коллектива, поощрение и развитие инициативы и творчества исполнителей;

Система управления качеством соответствует структуре управления ОАО ЗМЗ

 

 

                        

 

 

Ответственность руководства высшего уровня управления представлена на рис 2.1.:

 

 

Формирование основных направлений политики в области качества

Совет директоров 

 

 


                                                   

Общее руководство деятельностью ОАО «ЗМЗ» по обеспечению, подержанию и повышению качества выпускаемой продукции

Генеральный директор

 

 


Обеспечение качества при проектировании и подготовке производства

 

Обеспечение успешной деятельности предприятия по средством разработки и реализации единой технической политики

 

УГК, УГТ, ТО, УГМет, КО, ПУ, ИП, ЦСМ.

Технический директор

 

 


Обеспечение удовлетворенности потребителей, сокращение затрат по средствам применения системы менеджмента качества, повышение каче5ства управления процессами.

 

ОАН, ОСМК, ОВА, УГМетр, ОКВП, УТК

 

Директор по качеству

 

 


Обеспечение технической базы производства, повышение эффективности использования производственных мощностей.

 

ПГЭ, ПГМ, РСУ, ИП.

 

Главный инженер

 

 


Обеспечение качества в процессе производства

 

Производствено- диспетчерский отдел, производственные цехи

Директор по

производству

     
 

 

 


Маркетинг, обеспечение качества поставок, упаковки и хранения

 

Отдел маркетинга, экспортный отдел, отдел внешних связей, отдел планирования и реализации, отдел развития дилерской сети, управление сбыта

Директор по маркетингу

и сбыту

     
 

 

 


Обеспечение качества материально-технического снабжения

 

УМС, УМТС, УСП, УВК

Коммерческий директор

 

 


Определение и анализ затрат на качество

 

ПЭО, ООТиЗ, главная бухгалтерия

Директор по финансам

и экономике

 

 

 


Подготовка и расстановка персонала

 

ОПП, отдел по работе с персоналом, отдел занятости и соцзащиты

Директор по персоналу

 

 


Гарантийное и техническое обслуживание в процессе эксплуатации

 

АО “Автодвигатель-Сервис”

Генеральный директор АО “АДС”

 

Рисунок 3 Организационно функциональная схема системы качества ОАО “ЗМЗ”

 

Система обеспечения качества выполняет следующие функции:

Установление политики в области качества.

Определение конкретных целей в области качества.

Разработка, внедрение, обеспечение функционирования и совершенствования системы обеспечения качества.

Проверка системы качества.

Определение затрат на обеспечение качества.

Анализ и оценка системы качества.

Маркетинг.

Стимулирование качества.

Периодический анализ контракта.

Качество при проектировании и разработке технических условий.

Действия по управлению документацией.

Материально-техническое снабжение.

Маркировка и прослеживаемость продукции.

Производство.

Контроль и проведение испытаний.

Контрольное, измерительное, испытательное оборудование.

Обращение с несоответствующей (дефектной) продукцией.

Корректирующие воздействия.

Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка.

Регистрация данных о качестве.

Подготовка кадров.

Техническое обслуживание (сервис).

Статистические методы.

Юридическая ответственность за безопасность продукции.

Как видно из схемы и из функций системы качества, обеспечение качества продукции проводится на всех стадиях жизненного цикла изделия.

 

 Рассмотрим подробнее действия по обеспечению качества на этих этапах.  

За маркетинг несет ответственность директор по маркетингу и подчиненная ему служба маркетинга, основной целью которых является обеспечение деятельности всех подразделений завода в соответствии с ситуацией на рынке.

На этапе проектирования и разработки продукции за качество проектирования и включение необходимых потребителю показателей отвечает главный конструктор завода. При разработке особое внимание уделяется производственным возможностям подразделений, выполнению требований безопасности для жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, причем требования государственных стандартов являются обязательными.

Ответственным за материально-техническое снабжение является коммерческий директор. Поскольку материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия являются частью продукции завода, за качество которой он несет ответственность перед потребителями, требования к качеству изделий поставщиков четко оговариваются при заключении договоров на поставку. Обеспечение качества поставок проверяется на входном контроле.

При подготовке производства и разработке технологических процессов ответственность за обеспечение качества при этом несет технический директор. Технологическая подготовка производства осуществляется в соответствии с требованиями стандартов предприятия по единой системе технологической документации. Качество разрабатываемого техпроцесса проверяется в процессе изготовления установочной версии.

За организацию производства и выпуск продукции по количеству и качеству несет ответственность директор соответствующего производства. Качество продукции здесь обеспечивается за счет:

- управления материалами и поставками, осуществляемого подразделениями снабжения и ОКВП при проведении входного контроля и обратной связи с поставщиками;

- управления производственным процессом путем проверки техпроцессов и принятия корректирующего воздействия;

- управления оборудованием путем контроля выполнения планово-предупредительного ремонта и проверки оборудования и оснастки на технологическую точность;

- управления программным обеспечением ЭВМ, осуществляемого УАС;

- управления оснащением и производственной средой, которое проводится персоналом цеха, управлением главного энергетика, инструментальным производством и другими службами завода в соответствии со спецификой производства.

Проведение контроля качества готовой продукции регламентируется стандартом СТП 37.304.085-84 “Порядок организации работ по контролю качества в производстве”.

Данный стандарт распространяется на деятельность производственных цехов основного и вспомогательного производства и устанавливает порядок контроля качества в производстве, обязанности и ответственность руководителей и исполнителей.

Контроль качества продукции организуется следующим образом:

Контролеры БТК периодически проводят выборочный контроль качества согласно требованиям технологической документации деталей, включенных в “Перечень деталей и контролируемых параметров”.

Мастер БТК организует проверки качества деталей согласно “Перечня”. Этот документ разрабатывается начальником БТК цеха совместно с начальником техбюро и начальником цеха и ежегодно пересматривается.

Технолог цеха (участка) следит за выдачей в цех (на участок) технологической документации и внесением в нее изменений, систематически контролирует соблюдение техпроцесса, анализирует причины брака и разрабатывает мероприятия по их устранению, принимает участие в цеховых “Днях качества”.

При обнаружении в детали несоответствия контролером, мастером БТК, производственным мастером, технологом, конструктором, инженером бюро внутреннего аудита (БВА) инспекционного отдела (ИО) делается запись в “Журнале контроля за соблюдением технологического процесса”, при этом виновник ставится в известность.

Мастер БТК просматривает записи в “Журнале” и в соответствии с ними заполняет “Контрольный график качества”. Информация из него используется для дальнейшего анализа и принятия решений.

Ответственными за качество продукции лицами являются:

Рабочий, как непосредственный исполнитель, в обязанности которого входит ознакомление с документацией, проверка заготовки на соответствие техническим требованиям. Он должен следить в процессе обработки за качеством деталей путем измерения выходных параметров и сравнения их с требованиями документации. После выполнения операции рабочий должен предъявить мастеру или контролеру БТК раздельно годные и бракованные изделия. Работник несет полную ответственность с качество продукции и выполнение работ.

Начальник участка, производственный мастер, которые обязаны следить за качеством изделий в процессе изготовления и не допускать изготовления деталей с нарушением технологического процесса на неисправном оборудовании с применением неисправного инструмента, проверять качество продукции с предъявлением ее БТК, своевременно изымать бракованные изделия и принимать конкретные меры по предотвращению и устранению причин брака. Кроме того, они обязаны подготавливать изделия к заводской аттестации и следить за культурой производства на участке.

Обязанностями начальников цехов и их заместителей является обеспечение условий для производства качественной продукции, соблюдения технологической дисциплины; рассмотрение причин брака и принятие мер по их устранению; проведение повседневной воспитательной работы с коллективом с целью обеспечения качества продукции на каждом рабочем месте; рассмотрение на цеховом “Дне качества” вопроса соблюдения технологической дисциплины по результатам проведения контроля; поощрять работников, работающих без брака.

После обнаружения проблемы, связанной с качеством, начинается коррекция, включающая всю деятельность, необходимую для устранения причин возникновения данной проблемы и максимального ослабления ее последствий.

Выявленная проблема анализируется, определяются причины несоответствия. Затем применяются меры корректирующего воздействия (например, проводиться капитальный ремонт или подналадка оборудования, вносятся изменения, в техпроцесс) и проводится контроль за выполнением корректирующих воздействий.

Продукция, прошедшая приемочный контроль имеет клеймо БТК или сопроводительный документ со штампом ОТК, подтверждающим, что данная продукция соответствует требованиям конструкторской документации. Такая продукция подлежит упаковке, которая гарантирует качество поставок. Ответственными за упаковку и ее качество являются начальник управления сбыта и контролеры ОТК.

Кроме проверок готовой продукции проводится аудит системы качества как внутри завода (внутренняя), так и у предприятий поставщиков (внешняя). Внутреннюю проверку системы качества проводят с целью проверки соответствия деятельности в области качества запланированным мероприятиям, оценки эффективности действия систем и принятия необходимых корректирующих воздействий. Внешнюю проверку системы качества проводят с целью уверенности руководства ЗМЗ в обеспечении качества поставляемой заводу продукции.

Объектами проверки являются действия персонала предприятия, осуществляющего функции управления качеством продукции на различных этапах ее жизненного цикла в соответствии с действующими процедурами системы качества. Рассмотрим подробнее внутреннюю проверку.

За организацию, планирование и проведение внутреннего аудита отвечает зам. начальника ОВА- начальник БА. Проверку проводит группа специалистов БА и других незаинтересованных подразделений. Руководитель проверяемого подразделения обязан оказывать всяческое содействие группе проверки.

Члены группы должны:

- проводить проверку в соответствии с целями проверки и указаниями руководителя проверки;

- руководствоваться документацией системы качества, относящейся к объекту проверки;

- собирать и анализировать доказательства, необходимые для заключения о проверяемом объекте;

- проявлять объективность и соблюдать конфиденциальность при проведении проверки.

По результатам проверки группа составляет отчет, где указываются цели и объекты, результаты проверки, делаются выводы по системе качества подразделения и дается заключение.

Отчет о проверке утверждается директором по качеству. Один из экземпляров отчета поступает руководителю проверяемого подразделения, который должен, при необходимости, проанализировать проблему в области качества и определить первопричину возникновения несоответствий.

Двигатели, находящиеся в эксплуатации, обеспечиваются гарантийным и фирменным обслуживанием. Производственно-сервисная фирма “Автодвигатель - Сервис” организует и осуществляет фирменную торговлю двигателями и запчастями моторного завода, гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт двигателей.

УГК осуществляет сбор и анализ данных о надежности изделий, на основе которых разрабатывает номенклатуру и нормы расхода запасных частей для проведения обслуживания и ремонта двигателей.

ОСМК, ОВА, ОАН и УГК проводят анализ причин дефектов, возникающих в процессе эксплуатации двигателей у потребителей, и выдают рекомендации подразделениям завода по предупреждению их возникновения и улучшению качества двигателей. При этом используются статистические методы.

Важным элементом системы качества ЗМЗ является подготовка персонала, поскольку лишь квалифицированные кадры способны обеспечить выпуск качественной продукции.

Система подготовки персонала охватывает все уровни, от рабочих до высшего звена управления.

На заводе существует система обучения резерва на выдвижение на руководящие должности. Производственные рабочие обучаются на курсах повышения квалификации, где могут повысить свой разряд, обучиться второй профессии. Производственные контролеры обучаются ежегодно на курсах целевого назначения.

Руководство и технический персонал каждые 2 года проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности.

За организацию работ по обеспечению ОАО “ЗМЗ” квалифицированными кадрами ответственным является директор по персоналу.

В соответствии со стандартом СТП 37.304.706-2003 “Система качества”. Высшее руководство завода постоянно оценивает систему качества с точки зрения ее эффективности, совершенствования и реализации политики в области качества.

Таким образом обеспечение выпуска качественной продукции производится на основании многочисленных стандартов предприятия. Кроме того, на ОАО “ЗМЗ” регулярно проводится ряд мероприятий, дополняющих существующую систему качества и также направленных на повышение качества продукции.

Отдел обеспечения качества составляет годовой план качества, который содержит предложения по технологическим мероприятиям, направленным на повышение качества продукции по всем производствам завода. Инспекционный отдел дирекции по качеству составляет годовой план инспекционных проверок, согласно которому проводятся проверки качества изготовления деталей узлов двигателя.

Также составляются планы проверки технологических процессов и графики проверки оборудования на технологическую точность, в соответствии с которыми производятся проверки оборудования и техпроцессов во всех производствах завода.

Вся деятельность ОАО “ЗМЗ” неразрывно связана с таким понятием, как “культура производства”. Это комплекс мероприятий, направленных на воспитание в работниках ответственности не только за свою работу, но и за все производство в целом,. основополагающий принцип проведения которых говорит о том, что без должной культуры производства невозможно добиться выпуска качественной продукции.

Ежемесячно проводятся проверки культуры производства во всех службах и подразделениях предприятия, после чего у зам. генерального директора – главного инженера проводятся совещания на котором подводятся итоги по культуре производства и по управлению качеством. По результатам проверок выставляются оценки всем подразделениям с последующим премированием и депремированием.

Еженедельно в каждом цехе проводится “День качества”, на котором анализируется один из вопросов по качеству продукции с разработкой конкретных мероприятий.

Ежемесячно проводятся заводские “ Дни качества” под председательством Генерального директора, где рассматриваются вопросы качества и разрабатываются мероприятия в общезаводском масштабе.

В цехах производств созданы группы качества, целью функционирования которых является анализ производства наиболее “браконосных” деталей, выявление причин отклонений и разработка предложений по их устранению.

Из всего вышесказанного видно, что функционирование такой сложной системы качества невозможно без должной координации. Этим занимается Дирекция по качеству.

Дирекция по качеству создана на базе управления качества, отдела стандартизации, метрологии и ведомственного надзора с целью “дальнейшего совершенствования структуры управления, концентрации технических служб завода, их ориентации на повышение качества выпускаемо продукции на всех стадиях производства, сертификации заводской системы качества и продукции.”

Основными целями деятельности дирекции по качеству являются организация и проведение работ по управлению качеством продукции, проверка и совершенствование существующей системы качества, связь с поставщиками и потребителями завода.

С информацией о текущем положении дел в области обеспечения качества продукции Дирекция по качеству выходит непосредственно на Генерального директора с предложениями по совершенствованию существующей системы качества, а также выдает ему рекомендации по поощрению или наказанию подразделений завода.

Итак, изучив организацию управления качеством на ОАО “ЗМЗ”, мы видим, что на этом предприятии создана сложная система обеспечения выпуска качественной продукции, охватывающая все этапы жизненного цикла последней. Эффективность же функционирования данной системы будет рассмотрена ниже.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: