Беседа с ребёнком.
1.Как тебя зовут?_______________________________________________________
2.Знаешь ли ты свою фамилию?___________________________________________
3.Сколько тебе лет?_____________________________________________________
4.Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)?___________________________
______________________________________________________________________
5.Знаешь ли ты свой домашний адрес? Где ты живёшь (или на какой улице ты живёшь)?
______________________________________________________________________
6.Есть ли у тебя сестра (брат)?____________________________________________
7.Как её (его) зовут?_____________________________________________________
8.Сколько ей (ему) лет?__________________________________________________
9.Кто из вас старше?_____________________________________________________
10.Ходит ли сестра в детский сад (школу)?__________________________________
11.Где работает мама (папа)?_____________________________________________
______________________________________________________________________
12.Чем занимаются на своей работе?_______________________________________
13 Кто твои друзья?
14. В какие игры ты любишь играть?
Исследование состояния психических функций.
Блок 1. Исследование зрительного гнозиса.
|
|
Цветовой и предметный гнозис
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания |
1.1 | Подбор по образцу и называние цветов. Инструкция: "Покажи все красные (зеленые, синие, желтые) фигуры". При затруднении в выполнении задания дается другая инструкция: "Покажи все фигуры вот такого цвета (указывается фигура одного из цветов)". | ||
1.2 | Подбор по образцу геометрических фигур. Инструкция: "Покажи все квадраты (треугольники, круги)". При затруднении в выполнении задания: "Покажи только такие фигуры (указывается квадрат, круг и т.п.)". | ||
1.3 | Узнавание контурных изображений. Инструкция: "Назови, что здесь нарисовано". | ||
1.4 | Узнавание перечеркнутых изображений. Инструкция: "Назови, что здесь нарисовано". | ||
СРЕДНИЙ БАЛЛ | ,,,,,,,,,,, |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все ответы правильные.
4 балла - правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении пере-
черкнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами.
3 балла - самостоятельно справляется только с более легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки.
балла - и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками.
1 балл - не справляется ни с какими заданиями.
Далее везде
|
|
После оценки каждого задания высчитать средний балл за блок заданий.
Средний балл…..
Блок 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ГНОЗИСА
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания |
2.1 | Различение ритмических последовательнос-тей. Ритмы задаются по следующей схеме: //;///;////;//...;..//;...//. Инструкция: "Послушай и скажи, сколько раз я стучу", "Сколько сильных ударов, сколько слабых?". |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоятельно.
4 балла - правильные ответы только при замедленном предъявлении задания.
3 балла - правильные ответы удаются только после специальной помощи: ре-
бенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм..
2 балл - правильные ответы единичны, несмотря на помощь эксперимента-
тора.
1 балл - все ответы неправильные.
Средний балл…..
Блок 3. исследование пространственных представлений
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания |
3.1 | Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего. Инструкция: Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку", и т.п. " |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 5 баллов - задание выполняется правильно.
4 балла - задание выполняется правильно, но замедленно.
3 балла - ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но
затрудняется в ориентировке в сторонах тела
напротив сидящего.
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл - задания не выполняются.
Средний балл…..
Блок 4 исследование временных представлений
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания |
4.1 | Название части суток. Какое сейчас время суток? Почему? | ||
4.2 | Перечислить времена года. Охарактеризовать текущее время. | ||
4.3 | Перечислить дни недели. Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? |
Средний балл…..
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.
4 балла -задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла -задания выполняются с минимальной помощью взрослого.
2 балла -для выполнения задания требуется активная помощь
1 балл - задания не выполняются.
Блок 5. конструктивный праксис
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания) |
5.1 | Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из 2-х фрагментов; из 3-х фрагментов; из 4-х фрагментов. |
Средний балл…
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются само-
стоятельно.
3 балла - заданиявыполняются с минимальной помощью взрослого.
2 балла - задания выполняются после демонстрации образца.
1 балл - задания не выполняются.
Блок 5.А. Рисование
5.А.1. Нарисовать без образца:
Домик Ромашку Дерево
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - правильное изображение предметов.
4 балла - отсутствие какой-либо незначительной детали рисунка.
3 балла - отсутствие какой-либо существенной детали рисунка.
|
|
2 балла - неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.
1 балл - отсутствие четкого изображения предмета.
Средний балл…..
5. А 2. Нарисовать человека.
Инструкция: "Здесь (показывают ребенку) нарисуй человека. Так, как сможешь". Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается.
Средний балл…..
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - нарисованная фигура должна иметь голову и все части лица, туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги отогнуты.
4 балла - отсутствие незначительных деталей рисунка.
3 балла - фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней.
2 балла - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
1балл - отсутствует четкое изображение туловища или обеих пар конечностей ("головоног"). Каракули.
Блок 6. исследование движений и действий.
6.1. анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: "Сожми мою руку", "Пройдись по комнате", "Попрыгай на одной ноге". Определение ведущей руки: правая, левая (нужное подчеркнуть).
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания |
6.2. | Выявление синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем поочередно прикасаемся к каждому пальцу ребенка кроме 4-го (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), говоря: "Подними только этот палец!" На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках). |
|
|
Средний балл…..
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов -задания выполняются без синкинезии.
4 балла -односторонние синкинезии в части заданий.
3 балла -односторонние синкинезии при выполнении каждого задания.
2 балла -перекрестные синкинезии.
1 балл -двухсторонние синкинезии.
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполнения задания (качествен-ная оценка) |
6.3. | Оптико-кинестетическая организация движения: пробы на "праксис позы". Сложение по подражанию 1 и 2 пальцев в кольцо. Вытягивание 2 и 3 пальцев ("Сделай зайчика"). Вытягивание 2 и 5 пальцев "Сделай козу рогатую". |
Средний балл…..
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
5 баллов - все задания выполняются правильно без помощи взрослого.
4 балла -все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.
3 балла -задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии.
2 балла -выполнить задание удается только с помощью другой руки. Сгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии.
1 балл -задания не выполняются.
№ № | Задание | Оценка | Характер выполнения задания |
6.4. | Зрительно-пространственная организация движений (проба Хэда). Предварительно выявляется усвоение ребенком понятие "левой" и "правой" руки. Затем садимся напротив ребенка и предлагаем воспроизвести положение своей руки. Инструкция: "Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку. При отсутствии понятий "левой" и "правой" руки инструкция другая: "Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку". При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по словесной инструкции: "Подними правую руку! ", "Возьми правой рукой левое ухо" и т.д. |
Средний балл…..
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно (в предложенном темпе).
4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.
3 балла - правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки замечаются и исправляются самостоятельно.
2 балла - эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих: ошибки замечаются самостоятельно.
1 балл -стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечает
Блок 7 исследование слухоречевой памяти (запоминание 10 слов)
№ № | Задание | Оценка в баллах | Характер выполне-ния задания | |||||
7.1. | Заучивание 10 слов при 4-х-кратном предъявлении. |
|
| |||||
1 | 2 | 3 | 4 | через 30 мин. | ||||
Дом | ||||||||
Кот | ||||||||
Лес | ||||||||
Зерно | ||||||||
Игла | ||||||||
Мост | ||||||||
Хлеб | ||||||||
Окно | ||||||||
Брат | ||||||||
Мёд |
Средний балл…..
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов-непосредственное воспроизведение 10 слов, отсроченное воспроизведение – не менее 8 слов.
4 балла -в результате заучивания ребенок воспроизводит не менее 8 слов, при этом по мере повторения, число воспроизводимых слов постепенно увеличивается; отсроченное воспроизведение не менее 6 слов.
3 балла -в процессе заучивания воспроизводится не более 6-7 слов, отмечается неравномерность в процессе воспроизведения; единичны включения близких по смыслу слов; отсроченное вос произведение – не более 5 слов.
2 балла - непосредственное воспроизведение менее 5 слов; отсроченное воспроизведение 2-3 слова.
1 балл - непосредственное воспроизведение менее 5 слов, отсроченное единичные слова.
Блок 8. исследование наглядного мышления. Исследование.
№ № | Задание | Оцен-ка в бал-лах | Характер выполне-ния задания |
8.1. 8.2. | Классификация объектов по одному признаку. Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 шт. кругов, квадратов, треугольников, ромбов), 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие). Перед ребенком выкладывают два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просят продолжить классификацию (должно получиться три ряда фигур, различающихся по цвету). Инструкция: "Продолжай раскладывать карточки подходящие с подходящими". | ||
Классификация объектов по двум признакам (соотнесение формы и величины). Материал: 1. Таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены выпуклые неокрашенные геометрические формы, а в верхнем ряду - постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром от 9 до 5 см). 2. Набор геометрических фигур, каждая из которых представлена 5 последовательно изменяющимися величинами в соответствии с образцами. Перед ребенком раскладывают первые три карточки и предлагают продолжить работу. |
Средний балл…
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - задание выполняется правильно, самостоятельно.
4 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания.
3 балла - задание выполняется с минимальной помощью взрослого.
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл – задание не выполняется
Блок 9 Исследование вербально-логического мышления
№ № | Задание | Оцен-ка в бал-лах | Харак-тер вы-полне-ния за-дания |
9.1. | Сравнение и различение понятий. Материал: пары слов. Инструкция: "Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются". | ||
9.2. | Классификация предметов. Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, посуда, мебель, транспорт и т.д.). Инструкция: "Разложи эти карточки на столе - что к чему подходит" (название групп и их количество не указывается). | ||
9.3. | Исключение предметов. Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое - не относится к этой категории. Инструкция: "На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот не подходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные три предмета. | ||
9.4. | Установление последовательности событий. Материал: серии сюжетных картин (от 3-х до 6-ти картинок в серии). Инструкция: "На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось". |
Средний балл…..
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - задание выполняется правильно.
4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе.
3 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются са-мостоятельно по ходу выполнения задания.
2 балла - для выполнения задания требуется помощь взрослого.
1 балл - задание не выполняется даже после обучающего эксперимента.
Б лок 10. исследование графических навыков.
Проведение прямой линии.