Критерии и показатели профессионального мастерства

классных руководителей

Критерий Показатели Средства диагностики
Мотив • наличие мотива профессионального самоосуществления и самосовершенствования в должности классного руководителя; • направленность на личность как на наивысшую ценность; установка на сотрудничество, взаимодействие - мотивация профессиональной деятельности, – методика К. Замфир в модификации А.А. Реана; - карта диагностики педагогической культуры учителя Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревской; - опросник  «Диагностика эмпатии» А. Меграбяна и  Н. Эпштейна
Знания • о предмете своей деятельности; • о сущности, эффективных способах и средствах классного руководства; • способность к систематизации и обобщению знаний анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): количество классных руководителей, наличие квалификации, самоанализ
Деятельность • видение педагогической проблемы и способов её решения; • разработка и реализация программ воспитания коллектива и ученика; • рефлексия деятельности; • самостоятельный творческий и целенаправленный поиск в профессиональной деятельности; • владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; • социальная активность; • устойчивые умения и навыки в профессиональной деятельности - анкета на выявление удовлетворённости родителей и детей воспитательным процессом в классе (разработчики – маркетинговая служба ОДТДМ); - анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие наград и званий, достижения воспитанников

На данном этапе происходит входная диагностика уровня профессионального мастерства классных руководителей. Для его определения целесообразно воспользоваться методиками, представленными в таблице 1, а также методиками А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова, Т.Н. Шамовой и других.

На организационном этапе выбираются и обосновываются формы повышения профессионального мастерства классных руководителей, способы подведения итогов обучения, порядок выдачи сертификатов, свидетельствующих о прохождении обучения.

С целью организации дистанционного обучения могут быть созданы соответствующие разделы на сайтах районных управлений образования или отдельные сайты для размещения:

-  планов и программ организации внеурочной деятельности классного руководителя;

-  форм отчётности;

- нормативных документов, регламентирующих деятельность классного руководителя;

-  конструктов для создания различных видов методической продукции;

-  информации о проводимых в области массовых и методических мероприятиях, расширяющих возможности творческой самореализации, и повышении мастерства классного руководителя;

-  сведений об электронных образовательных ресурсах;

- сведений о персональном составе классных руководителей с указанием уровня образования и квалификации.

II. Образовательный этап

Данный этап предполагает реализацию программ и (или) тематических планов, направленных на получение и накопление прочных, системных, глубоких знаний, формирование умений и навыков классного руководителя, которые естественным образом используются в профессиональной практике. К работе в качестве лекторов могут быть привлечены специалисты и методисты районных управлений образования, руководители районных методических объединений, преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Классные руководители получают знания в следующих областях:

 - нормативно-правовая и программно-методическая деятельность по вопросам воспитания детей и молодёжи;

-  инновации института классных руководителей.

В процессе практической деятельности классные руководители:

- разрабатывают индивидуальные пакеты психолого-педагогических диагностик, необходимые для работы с классом;

- создают методические разработки: классных часов, родительских собраний, школьных праздников, конкурсов и викторин, виртуальных экскурсий и др.;

- проектируют (моделируют) внеурочную деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

- разрабатывают программу профессионального самообразования классного руководителя и трансляции опыта инновационной деятельности (в том числе с использованием ИКТ).

 

На данном этапе могут использоваться следующие формы повышения профессионального мастерства классных руководителей: семинары-совещания, тренинги, диспуты, круглые столы, практикумы, лекции, деловые игры, лабораторные работы, индивидуальные консультации с использованием ИКТ, творческие (публичные) отчёты, формирование портфолио.

Помимо традиционных форм в работе с классными руководителями необходимо активно внедрять современные формы с использованием ИКТ, такие как интернет-конференции, вебинары, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, методический аудит, ярмарки инновационных технологий, программ, проектов, моделей, выставки «Воспитание в XXI веке» и т.п.

Предлагаем примерный тематический план  и содержание тем по повышению профессионального мастерства классного руководителя. Образовательная деятельность рассчитана на 56 ч. очно-заочного режима с использованием ИКТ. При отсутствии возможности проводить всё обучение классных руководителей в очной форме (при непосредственных встречах) следует воспользоваться средствами электронной почты или специального сайта для предоставления материалов обучения.

В этом случае необходимо разработать различные виды контроля знаний и умений (тесты, опросники, эссе, творческие работы) и наладить обратную связь.

Тематический план повышения профессионального мастерства

 классного руководителя

№№ п/п ТЕМАТИКА Возможные формы проведения Кол-во часов

  I. Нормативно-правовой блок

7
1. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя     Лекция / эл. рассылка текста Индивидуальные консультации, экспресс-консультации по проблемным вопросам 2   5

II. Педагогический блок

20
2. Гуманистические основы деятельности классного руководителя Лекция / эл. рассылка текста 2
3. Педагогические аспекты специализации и социальной адаптации личности Семинар / вебинар 2
4. Современные технологии общения Круглый стол 4
5. Кейс-технологии Практикум   2
6. Воспитательные системы Лекция / эл. рассылка текста 2
 7. Здоровьесберегающая педагогика Лекция / эл. рассылка текста 2
8. Коллективная творческая деятельность Семинар / вебинар 3
9.  Интерактивные технологии Практикум/ творческий отчёт 3

III. Психологический блок

7
10. Психологическая теория личности Лекция / эл. рассылка текста 2
11. Конфликтология Лекция / эл. рассылка текста 2
12. Сюжетно-ролевая игра по разрешению конфликтной ситуации: Толератность – новая культура взаимоотношений  Сюжетно-ролевая игра по разрешению конфликтных ситуаций 3  

IV. Методический блок

22
13.  Исследовательская деятельность классного руководителя Лекция / эл. рассылка текста 2  
14. Практическое применение и распространение результатов исследования. Исследовательско-продук-тивная деятельность Практикум, творческий отчёт 2  
15. Педагогическое проектирование и планирование деятельности классного руководителя Интерактивный практикум 4
16. Организация и планирование методического сопровождения деятельности классного руководителя Лабораторно-практическая работа 2
17. Организация общественно значи-мой и досуговой деятельности родителей и учащихся Мастер-класс 2
18. Аналитическая деятельность классного руководителя Лекция / эл. рассылка текста 2
19. Презентация методической продукции по внедрению новых образовательных стандартов во внеурочную деятельность Выставка, пресс-час 2
20. «Классный руководитель: личность и профессионал». Портфолио  классного руководителя. Презентация 2
21. ИКТ в работе классного руководителя «Мой интеллектуальный блог» Тренинг/ презентация 4
    ИТОГО: 56

 

Содержание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: