Руководитель редакции

Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта

 

Концепция школьного сайта

 

    Сайт школы в сети Интернет – новое образовательное средство, педагогические основы которого еще нуждаются в разработке. От содержания, структуры и функций сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и внутренний учебный процесс.

    Анализ школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть стараются побольше рассказать о школе и ее деятельности. Здесь можно найти фотографии, планы работы, рассказы о состоявшихся событиях. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением, – пансион, туристические поездки, консультации психологов. Чтобы дополнительно привлечь посетителей, некоторые школы размещают на своем сайте большое количество ссылок на другие ресурсы Интернета.

       Таким образом, пока школьные сайты в основном являются информационным и рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют всего многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями.

    Основой разработки образовательного сайта, на наш взгляд, является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Только в этом случае школьный сайт станет работать на всю школу, на все стороны ее жизни.

    В самом начале работы необходимо продумать ответы на следующие вопросы:

· Какие функции будет выполнять сайт?

· Какова аудитория посетителей сайта?

· Какого рода информация необходима вашей потенциальной аудитории?

· Как будет реализована схема обновления (пополнения) материалов сайта? Кто будет ответственен за наполнение каждого раздела?

· Каковы способы продвижения сайта для формирования его посещаемости целевой аудиторией?

· Где будет размещаться сайт? Каково будет имя сайта?

 

 

Определение аудитории сайта

 

В Интернете существует огромное разнообразие сайтов. Можно с ходу вспомнить сайт-визитку, корпоративный сайт, поисковую систему, сайт-СМИ (средство массовой информации), сайт-учебное пособие, сайт-справочник, сайт-сообщество. У каждого сайта своя аудитория, которая приходит на сайт за определенной информацией. Чтобы понять, из чего должно складывается содержание школьного портала, нам придется провести исследовательскую работу, чтобы выяснить, какая аудитория будет являться целевой для сайта учебного заведения и какую информацию она будет искать на сайте.

Чтобы составить подробный портрет целевой аудитории, нам придется описать всех, кто ежедневно обращается (по любому вопросу) к данному учебному заведению. При этом надо обратить внимание на то, что у разных школ целевая аудитория может немного отличаться – это будет зависеть от специализации, работы данной школы с вузами или организациями, активности дополнительных занятий, работы внутришкольных организаций.

Основная целевая аудитория школьного сайта состоит из следующих групп пользователей:

1) учащиеся – те, кто учится сейчас, и те, кто собирается поступить в эту школу, а также выпускники;

2) родители – соответственно, родители учеников, родители будущих первоклассников или учащихся более старших классов;

3) учителя – преподаватели данной школы и коллеги из других школ (различных городов и регионов), среди которых может оказаться и руководство соседней школы, и администратор сайта школы из другого города, и преподаватели-единомышленники, нашедшие на вашем сайте интересные материалы (если у вас хватит желания и терпения рассказать на сайте о своей работе более подробно);

4) партнеры – представители организаций, с которыми работает школа. Среди них могут быть и сотрудники министерства образования, и преподаватели ВУЗа схожего профиля, и работники районной библиотеки.

Каждая группа заинтересована в определенном типе информации, хотя иногда их интересы могут пересекаться.

 

Учащиеся

Учащиеся заинтересованы в получении учебной и развлекательной информации, в новостях, в виртуальном общении с товарищами. Им могут быть интересны объявления о школьных мероприятиях (любых!), конкурсах и олимпиадах для школьников и, возможно, не только школьных, но окружных, городских, вузовских. Они наверняка будут внимательными читателями отчетов школьных мероприятий и будут пытаться найти себя на фотографиях «с места школьного мероприятия». Им также пригодятся расписание уроков, дополнительных занятий и кружков, график работы библиотеки, дополнительные материалы по разным предметам, ссылки на тематические образовательные сайты, библиотеки. Очень многих учащихся привлекает возможность виртуального общения. Это может быть не только общение в гостевой книге сайта, где посетители оставляют свои мнения о сайте, но и более сложная форма общения – форум или даже социальная сеть.

Общение должно происходить не только между учащимися, но и между преподавателями и учащимися. Преподаватели, готовые к взаимодействию в Интернете, всегда пользуются уважением. Общение в контексте школьного сайта предполагает общение на административные темы, более подробный разбор каких-то вопросов, связанных с учебной программой, обсуждение вопросов, которые волнуют школьников.

Возможности учащихся на сайте: читать материалы, создавать и публиковать материалы, участвовать в дискуссиях, получать дополнительные материалы от преподавателей, предлагать новые темы и материалы для публикации.

 

Родители

В первый раз родители попадают на сайт школы, когда планируют отдать туда своего ребенка. Значит, первое, что интересует их на сайте, это общая информация о школе, особенностях обучения, преподавателях, возможности поступления, даты и время проведения собеседования, список необходимых документов и требований.

Родители детей, уже посещающих эту школу, будут заинтересованы в информации о текущей работе школы и об успеваемости своего ребенка.

Информация о работе школы: мероприятия для учащихся и родителей, возможности для родителей в участии жизни школы, расписание родительских собраний.

Публикация информации об успеваемости учащихся в открытом доступе на сайте – не самое хорошее решение, так как в этом случае нарушаются права учащихся на сохранение личной информации (Согласно закону РФ «О защите персональных данных»).

Отчеты об успеваемости должны быть защищены от доступа посторонних и от индексации поисковыми машинами. Самое лучшее решение – индивидуальный рабочий кабинет для родителей, заинтересованных в получении информации об успеваемости и желающих взаимодействовать с классным руководителем и педагогами через Интернет.

Также для родителей на сайте можно размещать информацию о правильном воспитании детей, подготовке к школе, различные материалы по детской психологии. Это будет полезно почитать всем родителям без исключения.

Форум может представлять собой удобный рабочий инструмент для совещаний родительских комитетов, с возможностью организации закрытых обсуждений только для участников комитета.

Возможности родителей на сайте: читать материалы, участвовать в дискуссиях, получать информацию непосредственно от преподавателей.

 

Учителя

С помощью сайта учителя, администрация и сотрудники школы смогут быстрее обмениваться информацией о своей работе, координировать свои действия, обмениваться опытом. В идеале, сотрудники являются не только читателями, но и активными авторами содержания сайта, создавая с помощью сайта свою методическую базу, подборку научных материалов.

 

Партнёры

Сайт – это мини-представительство вашей школы, которое работает постоянно, в любое время суток, в выходные и каникулы. Самая важная информация, которую вы можете передать через сайт представителям организаций-партнеров это:

а) контактная информация (не просто адрес и телефон секретаря, но и e-mail-адреса администрации (работающие!), а в идеале – и преподавателей);

б) информация об активной жизни школы – фактически, это новостная лента событий в школе и наполненные актуальной информацией разделы сайта.

 

Также следует учитывать, что основная масса людей, посещающих сайт, не имеет к данной школе никакого отношения. И на них тоже приходится рассчитывать. Привлекая такую аудиторию, можно организовать обмен опытом, найти спонсоров, рекламировать своё учебное заведение, создавать связи с зарубежными учебными заведениями и другими заинтересованными организациями.

На первом этапе лучше всего расставить приоритеты для каждой из групп и дальнейшую разработку сайта вести с учётом этих приоритетов.

Информация на школьном сайте может быть нацелена и на такие группы людей, как администрация учебных заведений, детские врачи, студенты и абитуриенты, дошкольники, родители дошкольников и т.д. Чем больше посетителей будет на вашем сайте,тем большая вероятность того, что вы получите пользу от создания веб-проекта.

Обеспечив регулярное обновление ресурса новой интересной и актуальной информацией, вы сможете привлекать и удерживать большую аудиторию.

 После того, как вы определились с «нужными» группами пользователей, расставили приоритеты, планы по дальнейшему привлечению пользователей составлены, можно переходить к подбору содержания сайта и его структуре.

 

· Определения содержания проекта

Сайт – это, прежде всего, информационный проект, поэтому главное на сайте – его информационное наполнение. Чем больше материалов представлено на сайте и чем они интереснее, тем более успешным и популярным будет ресурс.

Тематика информационного наполнения должна чётко соответствовать выбранной аудитории. Нельзя объять необъятное - иными словами, нельзя сделать ресурс интересным для всех. Поэтому нельзя тратить силы, время и средства на публикацию материалов, неинтересных для целевой аудитории. Это не принесёт пользы, а может даже пойти во вред посещаемости проекта.

    Нужно отметить, что существует контент, интересный одновременно всем группам пользователей. Это может быть электронная библиотека, раздел юмора и другие общие темы. Наличие подобных разделов на сайте очень положительно влияет на общую посещаемость сайта и о них тоже стоит задуматься. Наполнение этих разделов тоже должно отражать интересы основных групп пользователей, но там могут содержаться материалы и на другие темы.

При наполнении сайта нельзя забывать об авторском праве. Нельзя брать материалы из других источников без предварительного согласия авторов. В заимствованных материалах обязательно должна стоять ссылка на источник, будь то Интернет-сайт или «оффлайновое» издание.

То же касается и собственных эксклюзивных материалов. При перепечатке ваших материалов необходимо требовать наличие ссылки на авторов и источник. Проблема состоит в том, что очень трудно определить факт плагиата, так как Интернет практически безграничен. Утешает в этой ситуации лишь то, что воровство ваших материалов – это показатель их качества и что публикация, пусть даже не законная, ведёт к ещё большему распространению ваших идей.

После того, как вы спланировали информационное содержание ресурса, можно переходить к планированию внешнего вида и структуры сайта.

· Разработка дизайна

  Структура сайта строится, исходя из определённого ранее содержания. Самой простой и удобной структурой является древовидная. В общем случае структура выглядит так:

главная страница
                                                               

                                                     

О школе
 

     

 

 


Реальная структура каждого сайта индивидуальна. Разделы и подразделы создаются в зависимости от выбранного контента. После того как структура разработана, можно переходить к дизайну.

Дизайн информационного сайта должен быть прост и аскетичен, но в тоже время эстетичен и красив. При этом ресурс должен быть максимально удобен для пользователя, навигация по сайту должна быть интуитивно понята, дизайн максимально нацелен на лёгкую подачу информации.

Все страницы на сайте должны быть выполнены в едином стиле, но во многом их вид может отличаться в зависимости от содержания страницы. Например, главная страница, страница с текстовой информацией, страница с набором ссылок, страница галереи рисунков и т.д. Макет каждой страницы разрабатывается отдельно.

Какие особенности стоит отметить здесь:

1. Объём одной страницы вместе со всей графикой не должен превышать 30Кб. В реальности обычно допустимо делать страницы 50-60Кб. Большие страницы очень долго загружаются при использовании низкоскоростного доступа. К тому же многие провайдеры взимают плату за количество скачанной информации, следовательно просмотр больших страниц – довольно-таки дорогое удовольствие.

2. Вся графика должна быть оптимизирована для размещения на веб-сайте. То есть иметь наилучшее качество при минимальном разделе. Соотношение качества и размера определяется на глаз.

3. Вложенность структуры не должна превышать 3 уровней. В отдельных случаях допустимо сделать 4 уровня. Пользователи не должны путаться в навигации по сайту.

4. Следует избегать использования лишних графических элементов для украшения страниц, пёстрых фоновых изображений, «тяжёлой» по объёму графики и флэш-анимации, использование различных клиентских скриптов (например, java-script) без крайней необходимости. Особо стоит отметить недопустимость использования на web-страницах звукового сообщения без очень веской причины.

5. Каждая страница должна давать представление пользователю, в каком разделе сайта он находится, а также иметь удобную и простую навигацию,с помощью которой можно перемещаться внутри раздела, в другие разделы и на главную страницу сайта.

6. На сайте должна быть контактная информация для связи с владельцем. Именно это делает ресурс интерактивным.

7. Основной контент должен отображаться с использованием набора стандартных шрифтов, который присутствует на большинстве компьютеров в мире.

 

Все перечисленные пункты должны быть учтены на стадии разработки дизайна. Только в этом случае он будет смотреться цельным и логичным. Для примера хорошего дизайна можно посетить популярные информационные ресурсы, сайты веб-студий и т.д. Там можно обнаружить множество интересных интересных находок и подходов к разработке сайтов.

При этом нельзя забывать, что дизайн является интеллектуальной собственностью и нельзя просто скопировать его. На основе понравившихся вам, в плане дизайна, сайтов придётся создавать что-то своё, не похожее на другие ресурсы.

    Один человек вряд ли, за короткое время, сможет охватить такой объём знаний, поэтому работа над созданием школьного сайта – это командная работа, в которой должны принимать активное участие не только преподаватели информатики, но и весь педагогический коллектив и учащиеся.

    Особую роль в создании сайта должна играть администрация школы.

· Организация работы редакции школьного портала

 

    Основные задачи редакции портала – определение круга наиболее важных информационных поводов, создание новостных материалов (текст, фото, видео, аудио), своевременное обновление страниц со «статичной информацией», поддержка сообщества сайта.

    Сотрудниками редакции могут стать все заинтересованные в этой работе лица. Но, сколько бы сотрудников ни было, два или двадцать, им надо распределить между собой основные роли, которые им придется выполнять во время работы. Это необходимо для более правильного распределения нагрузки, ограничения зон ответственности, лучшей проработки знаний в каждой области. По желанию сотрудники могут время от времени «меняться ролями», приобретать новый опыт. Важно также помнить о необходимости вовлечения в работу редакции новых сотрудников, которые смогут в будущем занять места выпускников.

 


Руководитель редакции

Желательно, чтобы руководителем редакции был сотрудник школы, обладающий хорошим знанием специфики Интернета. В работе редакции могут возникать ситуации, когда необходимо будет принимать решение о поиске технического специалиста того или иного профиля, доработке или оптимизации деталей интерфейса, изменений в структуре сайта. Даже просто для консультаций с более опытными разработчиками необходимо будет использовать привычный для них понятийный аппарат, а для создания пусть даже чернового варианта технического задания на разработку чего-либо, связанного с сайтом, знание специфики и терминологии имеет большое значение (с использованием терминов можно более точно сформулировать требования и не мучиться, пытаясь объяснить свои пожелания «на пальцах»). Конечно, такой технический специалист может работать и в составе редакции, но было бы хорошо, чтобы руководитель редакции со временем постарался получить недостающие знания.

Основные задачи руководителя:

• распределение ролей между сотрудниками;

• разработка алгоритма редакционного процесса;

• организация взаимодействия сотрудников редакции между собой, с другими сотрудниками и с внешними организациями или привлеченными работниками;

• определение задач и контроль их выполнения;

• решение «политических» вопросов с руководством;

• формирование стратегии развития редакции.

 

Редактор портала

Редактор должен хорошо ориентироваться в информационном потоке, уметь выделять наиболее значимые события. Он должен отлично представлять себе структуру сайта и точно знать, какая информация для какого раздела и в каком виде должна быть представлена.

Редактор занимается вычиткой присланных материалов. Необходимо проверить фактическую информацию (имена, даты, названия), возможно, исправить ошибки. Одна из важнейших задач редактора – следить за формой подачи информации, давать корреспондентам рекомендации по оформлению материала. Читатели информации в Интернете привередливы, они не будут

разбираться в слишком сложных и запутанных рассуждениях, а просто закроют страницу, не прочитав. Поэтому текст должен быть интересен и легко читаться, а для этого нужна будет некоторая тренировка.

Редактор берет на себя ответственность за все материалы, опубликованные на сайте. Поэтому ему необходимо быть достаточно решительным, чтобы отклонить какой-то материал, или вернуть его автору на доработку.

Основные задачи редактора:

• определяет информационную повестку дня;

• работает с корреспондентами: распределяет задания, редактирует материалы;

• отслеживает реакцию читателей на материалы;

• отвечает на вопросы читателей, ведет переписку;

• поддерживает сообщество (всего сайта или определенного раздела);

• формирует план публикаций.

 

Корреспондент

Корреспонденты могут быть постоянными или работающими на разовой основе. Корреспонденты не могут оставаться безразличными к событиям или мнениям. Им интересно все, что происходит вокруг, и они готовы рассказать об этом остальным.

Корреспондент может получить тему для материала от редактора или найти ее сам, согласовав ее с редактором. Если речь идет о новостях, то важно, чтобы новости успевали попасть на сайт как можно быстрее. Информационные агентства передают информацию о событии в течение несколько часов после события.

Ежедневная газета может позволить себе «опоздать» с информацией на сутки. Вряд ли школьный портал выберет себе скорость работы информационного агентства, но будет хорошим тоном, если новости не задержатся больше, чем на 24 часа. Ведь после этого они уже мало кому будут интересны...

Корреспондент может быть как универсальным, работающим с информацией всех направлений и видов, так и специализирующимся на какой-либо тематике. В условиях большой редакции целесообразно создать систему направлений, по которым работают корреспонденты. Например, учебная информация, административная информация, события школы, спортивная жизнь и т.п.

Основные задачи корреспондента:

• работа с источниками информации – преподавателями, учениками;

• посещение мероприятий и взаимодействие с их организаторами и участниками;

• своевременная подготовка материалов;

• поиск интересных тем для публикации.

 

Фотограф

Фотокорреспондент должен уметь обращаться с фотокамерой, знать возможности фотоаппарата, с которым он работает, уметь обрабатывать изображения с помощью специальных программ.

Предпочтительнее использовать цифровой фотоаппарат, так как это позволяет не тратить время на проявку и печать отснятого материала, а сразу использовать его для работы. Корреспондент может использовать для съемки и собственную технику, но было бы хорошо для редакции иметь в своем распоряжении камеру для незапланированных съемок. Также на ней могут отрабатывать навыки в фотографии «пишущие» корреспонденты.

Работающие с фотоаппаратом сотрудники должны пройти обязательный инструктаж о правилах работы с фотоаппаратом и технике безопасности. В инструкции к фотоаппарату подробно описаны правила эксплуатации, при нарушении которых техника будет испорчена.

Основные задачи фотокорреспондента:

• съемка по заданию редакции;

• иллюстрация материалов сайта;

• творческая съемка;

• обработка фотографий;

• поддержка архива фотоматериалов.

 

Контент-менеджер

Контент – это все содержание сайта: тексты, фотографии, аудио- и видеофайлы. Контент-менеджер – это специалист, который знает, как правильно разместить материал на сайте, он занимается непосредственно техническим наполнением сайта информацией.

В размещении информации в Интернете есть свои тонкости, тут необходимо знание языка разметки, понимание того, как пользователю будет удобно читать текст и перемещаться по сайту. Контент-менеджер умеет работать с различными форматами файлов, готовя их для публикации. Он анализирует, какая информация на сайте пользуется наибольшим спросом, что еще стоит добавить, и что читателям неинтересно.

Основные задачи контент-менеджера:

• верстка текстов;

• подготовка фото-, аудио-, и видеоматериалов;

• загрузка файлов и текстов на сайт;

• проверка работоспособности опубликованных материалов;

• реклама сайта: регистрация в каталогах и поисковых системах;

• работа со статистикой сайта: отслеживание посещаемости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: