Особенности воображения детей среднего дошкольного возраста

Введение

Актуальность исследования. Жизнь современного человека проходит в эпоху технологий, что требует от него нестандартного, нешаблонного мышления. Часто такое мышление называют творческим. Оно способствует оригинальному подходу к различным жизненным ситуациям, принятию неожиданных решений, способных менять человеческое мировоззрение на ту или иную проблему. Так называемый «творческий подход» развивается у человека еще в период дошкольного возраста. Так как ребенок не способен самостоятельно подобрать необходимые упражнения для собственного развития, ему помогают в этом родители, окружение, и, в первую очередь, педагоги и воспитатели. Это отмечено так же в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческого воображения дошкольников, поиск путей его развития. Наиболее эффективным способом развития фантазии и воображения ребенка, является его деятельность в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются его представления об окружающем мире, осмысливаются качества предметов, запоминаются их характерные особенности и детали; происходит овладение изобразительными навыками и умениями, осознанное их использование.

 Уровень воображения ребенка должен быть развитым до такой степени, чтобы ребенок оказался подготовлен к формированию полноценной структуры учебной деятельности. При должном внимании воображению, его развитие может помочь формированию профессионально развитого воображения ученого, художника, изобретателя и т.д. Это так же связано с тем, что воображение и мышление имеют взаимодополняющий характер.

Но, в настоящий момент проблеме развития творческого воображения детей 4-5 лет через изобразительную деятельность в нетрадиционных приемах рисования уделяется недостаточное количество внимания. И хотя существует множество специальной литературы, авторы которых, такие как Дьяченко О.М., Никитина А.В., Рибо Т., Немов Р.С., Фатеева А. А., Мелик – Пашаев А. А.,  тесно изучают вопрос детской психологии и развитие детского воображения; а также литература, где подробно описан процесс обучения детей традиционным видам рисования, авторы: Комарова Т.С., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В. Ю., Смагина Т.В., Давыдова Г.Н., Кудейко М.В., Нестерова И.А., Кожохина С. К., Погодина С., Ярыгина А., Игнатьев С. Е., все же на практике в России использование методик творческого развития только набирает обороты.

Цель исследования: изучение теоретических основ проблемы развития воображения детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Объект исследования: развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.

  Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить понятие воображения, его сущностные характеристики. Изучить особенности воображения детей среднего дошкольного возраста.

2. Определить возможности нетрадиционных техники рисования в развитии воображения детей среднего дошкольного возраста.

3. Найти и проанализировать диагностические методики для развития воображения.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Глава Ι. Развитие воображения детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Особенности воображения детей среднего дошкольного возраста

Воображение – это тайное «действо» психики, которое ставит ее на высший уровень развития природы. Процесс воображения свойствен только человеку и является специфическим видом его психической активности. Способность воображения опережать действительность, выходить за ее пределы, угадывать будущее в прошлом и настоящем подчеркивал еще М. Монтень: «Сильное воображение порождает событие». Воображаемый образ – это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в реальную жизнь.

Понимание природы воображения занимает ученых уже ни одно столетие, но, как считает специалист в области педагогики и психологии, доктор наук Розин В. М. современная психология не пояснила понимание природы воображения, если не запутала вопрос ещё больше. [27, с.326]. Что не умоляет важности воображения в психической и умственной деятельности человека. И, если о природе возникновения воображения ученые до сих пор вступают в дискуссии, то его значимость неоспорима и требует всяческого развития его зачатков еще с раннего детского возраста.

Одно из определений воображения выдвигает Немов Р. С.  «Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний». [23,с.260].

Также все ученые, в особенности Рубинштейн единогласно устанавливают, что воображение – процесс, свойственный только человеку, т.к. создание на основе полученных ранее знаний и опыта, картин того, чего нет в действительности, относится к особенностям только человеческого мозга. По мнению Маклакова А. Г., отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [20,с.89].

Как мы уже заметили, понятие воображения тесно связано с понятием образа. Воображение – процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Еще одной особенностью воображения считается, что оно не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что "привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением" [1,с.15].

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы,– все это является продуктом человеческого воображения, и воображение человека всегда выступает как отражение свойств личности, ее психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Важную роль в развитии детей дошкольного возраста играет воображение: оно необходимо для всякой творческой деятельности. Развитие детского воображения связывают с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. [Загорная. с. 14]

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка, формированию развитию наглядно – образного мышления. [Загорная. с. 15]

Достаточно сложным является вопрос о богатстве или бедности детского воображения. Существует мнение, что воображение ребёнка гораздо богаче, чем взрослого человека. Действительно дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. [Смирнова дп. с.231 – 232].

Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

[Смирнова дп. с.232].

Ребёнок может вообразить меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребёнка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого. [Смирнова дп. с.232].

Выготский Л. В. отмечает – «Воображение у ребенка, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение» [2, с.27].

И всё-таки воображение играет в жизни ребёнка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более лёгкий «отлёт» от действительности. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь чёткой границей, как у взрослых. [Смирнова дп. с.232].

Многие взрослые, в особенности родители, могут считать воображение «побегом от реальности в мир грёз», и всячески препятствовать развитию воображения у ребенка, полагая, что оно может помешать ребенку проходить процесс социализации и адаптации. Но, как было замечено выше, воображение только способствует самовыражению ребенка, развитию нестандартного мышления, умению оригинально справляться с затруднительными жизненными ситуациями. В какой-то мере воображение является способом преодоления страхов. И хотя воображение всегда есть определенный отход от действительности, в любом случае источник воображения – объективная реальность.

При классификации видов, воображение исходит из двух основных характеристик: степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, не преднамеренное) и степени активности (активное и пассивное) [9 с. 147].

Активное, или произвольное воображение – это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Именно оно является тем инструментом, который позволяет человеку разумному сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь. Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность.

Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем [13,с.205].

В активное воображение входят:

1). Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей. Оно отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся, при этом в образах действительность творчески преобразуется [9,с.147]. Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения.

Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания. В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существующих элементов. Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей. Этот вид воображения наиболее характерен для тех, кто устремлен в будущее, занимает активную жизненную позицию [13, с.207].

Совершенно очевидно, что для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Само понятие "творческое" предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А. В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом: 'Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности" (1977.С.345). [дьяченко. с, 9]

Смирнова Е. О. характеризует творческое воображение тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения..[Смирнова дп. с.236].

2). Репродуктивное воображение (воссоздающее) создаёт образ на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Воссоздающее (репродуктивное)воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего реально в прошлом, но представленного словесно, в схемах, чертежах, эскизах [13, с.206].

3). Антиципирующее воображение лежит в основе необходимой для человека способности предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм [23,с.262.].

Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях. Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е. играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким-то причинам (из-за собственной нерешительности, противодействия оппонентов, отсутствия необходимой информации). Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать.

Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.

Дьяченко О.М. делит воображение на познавательное и эмоциональное. Дьяченко О.М. считает, что дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. Из этого следует, что одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, а другие - так же творчески фиксируют в изображении в основном свои чувства, отношения.

При любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремиться более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением [5,с.114].

Психологи через детское творчество ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребёнка. [Леонова Н. Н. Художественно – эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. – СПб.; ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 320 с. – с. 3]

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Наиболее благоприятным периодом развития воображения, по мнению многих исследователей, является средний дошкольный возраст. Как отмечает Дьяченко О. М «основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения– это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному».

Дьяченко О. М, Смирнова Е. О. считают, развитие воображения можно разделить на несколько этапов:

Первый этап происходит в 2,5-3 года. Ребенок начинает отделять образ от предмета и обозначать образ с помощью слова, использовать предметы-заместители. Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идёт от действия к мысли. Но он еще не может спланировать последовательность действия, этапы создания изображения [6, с.459].

В возрасте 4-5 лет происходит второй этап развития воображения. Ребенок активно участвует в ролевых играх, с удовольствием занимается художественной творческой деятельностью [33,с.240].

В возрасте 6-7 лет происходит третий этап в развитии воображения.

Кураев Г. А. тоже считает, что начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

Развитие познавательного воображения связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять и уточнять их, регулировать свое воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий, он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Развитие аффективного воображения с возраста 2,5-3 года до 4-5 лет проходит через ряд этапов. На первом этапе отрицательные, эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных ими сказок. На втором этапе ребенок уже может строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы – фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами). На третьем этапе к возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире [14, с.86].

Урунтаева Г. А. и Смирнова Е.О, Дьяченко О. М, Рибо Т. отмечают, что у детей к 4- 5 годам в процессе воображения включается специфическое, которое имеет ступенчатый характер. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг.

Анализируя продукты детского творчества (сказки, истории, сочиняемые детьми), Рибо Т. выявил основные стадии развития воображения ребенка, он считал, что на протяжении дошкольного периода (от 2 до 6-7 лет) ребенок проходит в развитии воображения 4 основные стадии: - на первой стадии ребенок становится способным к преобразованию восприятий (в одном предмете он начинает видеть другой); - на второй стадии воображение проявляется в анимизме-одушевлении игрушек; - на третьей в перевоплощении, в играх; - на четвертой стадии начинается художественное творчество, сущность которого заключается в перекомбинировании образов.

В возрасте 4 -5 лет ребенок нацелен, в первую очередь, на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности, поэтому целый ряд исследователей отмечает снижение уровня продуктивного воображения у детей. На данном этапе, основным способом создания образов воображения, как и у детей, более младшего возраста, является опредметчивание [28. 29].

Урунтаева Г. А. отмечает – в 4-5 лет, в связи с развитием речи начинается бурный рост словесных форм воображения, когда ребёнок сочиняет сказки, дразнилки, считалки и т.д. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребёнок переходит от внешне выраженных действий к словесно выраженным преобразованиям. Он «открывается» в воображении от конкретной ситуации, ощущая свободу, независимость от неё, видит её глазами разных людей, животных, предметов.

В возрасте 5 лет появляются ситуативные, нередко неустойчивые мечты о будущем, обусловленные эмоциональными событиями в жизни детей. Так воображение из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность[36, с.229].

От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком. При этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием [13, с.218].

В сознании среднего дошкольника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. В этом возрасте существенно меняется представление ребенка о себе, его образ «Я». Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. Дети среднего дошкольного возраста отличаются самостоятельностью, активностью, любознательностью, наглядно – образным мышлением, развитой речью. В этом возрасте ребёнок начинает составлять в уме план предстоящих действий.

Дети до 5 лет ещё не умеют руководить воображением, новые образы возникают непреднамеренно, но в этом возрасте дети могут выстроить последовательность игры в соответствии с сюжетом, они с удовольствием разнообразно конструируют из строительного материала.

У детей среднего возраста развиваются эстетические чувства: они обращают внимание на красоту природы, разнообразие изобразительных средств. В этом возрасте дети уверенно держат в руке карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Дети на пятом году жизни знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, средствами их выразительности, различают некоторые жанры искусства на конкретных примерах. Дети интересуются свойствами изобразительных материалов. Они знакомятся со способами создания изображения, получения оттенков и нового цвета, экспериментируют с палитрой. [леонова. С. 139]

Для детей этого возраста характерна более высокая эмоциональная отзывчивость, так же происходит увеличение концентрации и распределения внимания – дошкольник способен действовать одновременно с несколькими предметами, однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15-20 и более минут. Так же у детей совершенствуется ориентация в пространстве, которая отражается в знании и употреблении дошкольниками предлогов, интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение, продолжается развитие внимания. У детей появляются постоянные партнеры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы. В 4-5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали..[колдина рисование 4 – 5 лет. с. 4]

Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью..[колдина рисование 4 – 5 лет. с. 5]

Предполагаемые навыки и умения ребенка к пяти годам:

˗ - проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;

˗ умеет изображать простые предметы.

˗ имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

˗ умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

˗ создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

˗ располагает сюжет на всем листе бумаги;

˗ умеет смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов;

˗ умеет получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами;

˗ в рисовании использует разнообразные цвета;

˗ получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;

˗ правильно держит кисть, карандаш, фломастер, цветной жирный мелок;

˗ набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки;

˗ умеет проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии;

˗ неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении;

˗ закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносит мазки, не выходя за пределы контура;

˗ правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине;

˗ знаком с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошкой, тычком жесткой полусухой кисточки, рисование восковыми мелками и акварелью), умеет делать отпечатки листьев, создавать изображение на мокром листе, делать отпечаток скомканной бумагой;

˗ содержит свое рабочее место в порядке;

˗ создает композицию по мотивам дымковских узоров;

˗ создает композицию по мотивам филимоновских узоров;

˗ знаком с городецкими изделиями, элементами и цветовыми сочетаниями городецкой росписи. [колдина рисование 4 – 5 лет. с. 7]

Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает ее для них более привлекательной, интересной [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 29].

По мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Каждый из материалов, которые могут быть предложены детям для рисования, имеет свою специфику, свои выразительные возможности, которые прежде всего необходимо знать воспитателям и руководителям художественных кружков и студий. [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 30]

Важно учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами, а изменять приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. Для этого он должен свободно владеть разнообразными движениями, уметь изменять направление штрихов и линий. С самого начала нужно показывать детям разные варианты технического исполнения, подчеркивая их[комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 39]

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.. [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 46]

Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или явления, период свободного действия с карандашом и бумагой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки и в последующем для развития творчества. Постепенно в этих естественных упражнениях рука ребенка приобретает уверенность, смелость. Поэтому не следует торопиться переводить детей на содержательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать. Рука, и без того еще действующая неуверенно, становится еще более неумелой, когда перед ребенком возникает задача передать в рисунке форму предмета. Ребенок еще мал, и неудачи делают рисование неинтересной для него деятельностью. Если же задача предметного изображения будет поставлена лишь тогда, когда рука ребенка свободно овладеет карандашом и приобретет большую уверенность, то ребенок решит ее без особого напряжения, и отрицательное отношение к рисованию не появится.. [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 49]

Е. А. Флерина неоднократно указывала на смелость, свободу движений руки маленького ребенка, на его интерес к поискам разнообразных движений для получения штрихов различного характера, на стремление заполнять лист бумаги штрихами и освоение таким образом пространства листа. Эта легкость, свобода обусловлены тем, что нет сложности изображения. В процессе обучения необходимо сохранить смелость и свободу движений, свойственные маленькому ребенку, его стремление к повторению однородных движений.. [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 50]

В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью. Здесь эти навыки становятся более сложными.. [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 57]

В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: