Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей среднего дошкольного возраста

Термин «нетрадиционный» можно рассмотреть как – не являющийся традиционным, допускающий отказ, отступление от традиций; свежий; новаторский. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike – искусная и techne– искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Значение слова Рисование по словарю Брокгауза и Ефрона: Рисование —  это искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Получаемое таким образом изображение называется рисунком. [словарь, с. 805]

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, оно помогает развить ребенка всесторонне.

В настоящее время команда педагогов: Казакова Р. Г, Сайганова Т.И, Седова Е.М., Слепцова В. Ю., Смагина Т.В. изучили и освоили более 30 различных нетрадиционных техник рисования, ранее не используемых в работе с детьми и рекомендовали их для работы с детьми в детских садах [17, с.4].

Материалы и средства необходимые для изображения в технике нетрадиционного рисования: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; бумага; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки, зубная щётка, расчески, поролон, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. [сокольникова. с. 72]

При рисовании нетрадиционными техниками, дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Во время рисования пальцами рук, ладошками и ножками, ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата [26, с.70].

Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному».

КудейкоМ. В. и Никитина А.В. отмечали, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности [18,с.5], [25,с.10]. Симановский А. Э. считает – «Очень хорошо развивают детское воображение незаконченные рисунки, неопределенные образы, такие как пятна, кляксы» [31,с.17].

Выготский Л. С. отмечал, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, там имеет место и воображение [1,с.29]. Так же Выготский Л. С. считал, «Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, благодаря которым ребенок будет успешнее учиться» [1,с.5].

Давыдова Г.Н. пишет «Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно [8,с.3].Таким образом, можно утверждать, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию творческого воображения» [8, с.45].

Многие учёные сходятся во мнении, что детям любопытны разные, необычные материалы, новизна, и в результате дети получают успешный продукт деятельности. Оригинальные, разнообразные, предоставляемые детям изобразительные техники, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Преимущество нетрадиционных техник в том, что ребёнок не боится ошибиться, сделать что-нибудь не правильно. В процессе рисования дошкольник проявляет самостоятельность и воображение. В результате, не опираясь на образец, получается уникальное изображение, но самое главное, что дети получают радость от самого процесса рисования

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников [17, с.5].

Дети средней группы знакомы с различными видами изобразительной деятельности; поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.

Изобразительную деятельность в этом возрасте направляет комплекс мотивов:

- интерес к материалу.

- подражание сверстникам и взрослым.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста замечают достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как дети получают большее удовольствие от процесса рисования, нежели чем от результата работы.

Педагоги рекомендуют детям в 4 - 5 лет использовать нетрадиционные техники рисования доступные их возрасту.

Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника. [Комарова 1976. с.6]

Поэтому используются рисование  необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Детям интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Некоторые педагоги высказываются против обучения детей нетрадиционным техникам рисования, их пугает масштабная заинтересованность в этой технике. Они считают, что дети привыкнут рисовать легко и беззаботно и после нетрадиционных техник, просто не захотят учиться классическим техникам, так как там необходимо прилагать усилия и старание, что бы получился рисунок.

Многолетний опыт педагогов и психологов показал, что нетрадиционные техники рисования не только не вредят ребёнку, но даже становятся необходимы для применения их с детьми. Научившись рисовать нетрадиционными техниками, ребёнок не будет бояться рисовать традиционно. Потому что рисование нетрадиционными техниками в основном достигается непроизвольным обучением.

Непроизвольным называют такое обучение, когда ребенок овладевает каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т. е. не имея перед собой цели научиться чему-то определенному, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого. И такое обучение — когда оно возможно — бывает очень эффективным. Пашаев с.51]

Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение, благодаря которому духовное содержание, поначалу невидимое, необразное, «воображается» в произведении художника.

Чтобы приобрести такую силу воображения, надо учиться видеть во всем, что нас окружает, не бесстрастную объективность внешнего мира, а нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, соизмеримо с ними, может их вызывать и выражать. И чем раньше мы начнем развивать у ребенка такое восприятие действительности, тем большего успеха можно будет ожидать. Пашаев с.67]

Детям среднего возраста педагоги рекомендуют не слишком сложные техники нетрадиционного рисования.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.

Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают eгo. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этогo недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. 3адача педагога научить[Давыдова с. 3] детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Дети выражают  свое творческое начало и свое собственное «Я)) через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства. [Давыдова с. 4]

Изобразительная деятельность – один из видов занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем то стихотворения, песни, танцы. Овладение как можно большим чистом разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка, проявлять творческое воображение. [Кудейко. с. 5].

Рисование клеем, Рисунок свечой, рисование солью, рисование с помощью тёрки, Рисование с использованием целлофанового пакета, отмывка акварели, окрашивание хозяйственной кистью, набрызг,

Надо будет понять, а для начала хотя бы поверить, что художественное творчество — жизненно необходимая составляющая человеческого существования, что без него не бывает человеческого общества и что опыт творчества и доступен, и необходим каждому, а не только «особо одаренному» ребенку.[Пашаев с. 4]

Воображение проявляется именно в том, чтобы самому впервые «соткать» образ для выражения собственного замысла и переживания, а не в

том, чтобы выбирать и комбинировать нечто из безграничного количества готовых чужих предложений..[Пашаев с. 5]

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

Никитина: Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить

с более сложными техниками:

—оттиск поролоном;

—оттиск печатками из ластика;

—восковые мелки + акварель;

—свеча + акварель;

—отпечатки листьев;

—рисунки из ладошки;

—волшебные веревочки.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить

с более сложными техниками:

—оттиск поролоном;

—оттиск печатками из ластика;

—восковые мелки + акварель;

—свеча + акварель;

—отпечатки листьев;

—рисунки из ладошки;

—волшебные веревочки.[Никитина. с, 5].

Каждый из этих методов—это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

Важно в максимальной степени использовать благоприятные возможности этого периода человеческой жизни: ведь то, что упущено в сензитивный период разития, практическ невозможно полностью наверстать потом. [Мелик – пашаев. ребёнок любит рисовать. с, 3]

Из всех способов нетрадиционного рисования мы выделяем технику оттиска, эта техника многообразна, проста и интересна.

1. Оттиск пенопластом. Возраст: от четырех лет.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

2. Печать пробками. Возраст: от трех лет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Техника развивает чувство ритма, композиции, воображение, творчество.

3. Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. [Никитина. с, 7].

4. Отпечатки листьев. Возраст: от четырёх лет.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Данная техника развивает фантазию, эстетическое отношение к природе, чувство композиции, колорита. [Никитина. с, 10].

5. Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

6. Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка. [Никитина. с, 7].

7. Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку. [Никитина. с, 7].

 

 

Различная техника и материалы обогащают рисунки. [Фёдоров С. А, Семенова М. Н. Изобразительное искусство. М.; «Просвещение», 1970. – 160 с. – с. 11].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: