Условия развития воображения детей в техниках нетрадиционного образования в дошкольном среднем возрасте

  В существующих условиях в детских садах необхо­димо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст — сенситивный период для раз­вития этого процесса, нестандартные техники рисования могут являться благоприятной почвой для развития во­ображения в дошкольном возрасте.

[Кириченко. с, 54]

В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт, овеществленный в каждом конкретном инструменте, орудии. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению. [Комарова 1976. С.7]

Предоставленные же самим себе, дети-рисовальщики остановятся на известной ступени, на определенных излюбленных темах и схемах и дальше не двинутся. С другой стороны, они не получат графической грамотности...».

В высказываниях многих педагогов можно слышать об угасании интереса к изобразительной деятельности. И это, действительно, имеет место. Лишь не многие дети продолжают в среднем школьном возрасте активную изобразительную деятельность.

Нетрадиционные техники рисования приносят детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это подкрепляет его веру в собственные силы, раскрепощает детей, вселяет в них уверенность в своем умении, заставляет их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Детям очень нравится рисовать, они с большим интересом постигают тонкости искусства. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Так же, важная составляющая работа в нетрадиционной технике рисования это взаимодействие с родителями. Для того, чтобы заинтересовать родителей организуются выставки детских работ, консультации, на которых показывается родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, а так же, как манипулировать с разнообразными материалами, сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д), на прогулке находится много  интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя и всё это можно применить для рисования необычных, сказочных картин.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.  При рисовании нетрадиционными техниками дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Создание атмосферы творчества. Ребенок должен чувствовать себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, педагогической поддержки.[

 

 

Детям  жизненно необходимы хорошие условия для занятий и, главное, благоприятная эмоциональная атмосфера, непритворный и доброжелательный интерес к его творчеству. Это должно быть обеспечено ребенку в каждой семье и может стать основой многолетней и прочной духовной близости между родителями и детьми! Пашаев с.143]

Старайтесь, чтобы перед вашим ребенком постоянно вставали творческие задачи: сначала — элементарные, затем — все более сложные. Благодаря им его отношение и к окружающей жизни, и к самой художественной деятельности будет постепенно перестраиваться в нужном направлении. Кроме этого, ребенку необходима, конечно, и оценка его работ. И тут общим правилом должно стать отсутствие всякой категоричности, безапелляционности в содержании и в тоне того, что вы говорите ребенку. Разбирая и оценивая его работу, вы должны делать это в такой форме, чтобы он имел моральное право остаться при своем мнении, если не будет вполне убежден вами. (Не беспокойтесь, ваше мнение для маленького ученика и так слишком авторитетно!)

Лучше, если прямая оценка будет заменена обсуждением. Если, например, вы или приятели вашего ребенка не смогли разобрать, где у него добрый волшебник, а где — злой, то сам этот факт послужит для него косвенной оценкой работы. А серьезный разбор причины этого недоразумения потребует от него самостоятельных размышлений и новых, более выразительных решений.

А в более сложных случаях, чтобы дать глубокую личную оценку творческой работы ребенка, вам следует самим сделать то, чему учили его: встать на его точку зрения, проникнуть в его намерения, мечты, тогда вы сможете помочь ему понять, что удалось, а что не удалось в работе с его точки зрения, что помешало ему более полно и убедительно осуществить его собственный замысел..[игнатьев. с. 3]

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Овладение нетрадиционной техникой рисования, доставляет дошкольникам истинную радость, они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

По наблюдениям воспитателей, многие дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится, поэтому родители должны понимать важность умения детей рисовать и поддерживать детей в их начинаниях, при этом родители должены помнить: рисунок – это творческий процесс и надо уважать ребёнка и его личное пространство.  Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию - это привитие интереса к творчеству, приобщение его к эстетике.  Родители могут познакомить ребенка с различными мазками, показать, что краску можно разбрызгивать, смешивать и т.д. Тогда у ребенка сформируется замечательная база для самостоятельного рисования.

Заинтересовать ребенка можно с помощью от­дельных приемов. Поначалу результат достигается как бы случайно, а затем действие повторяется сознательно и берется на вооружение (так и рождается тот или иной технический прием); нередко он оказывается настолько удачным, что позволяет побороть апатию и направить развитие того или иного ребенка в нужном направ­лении [никитина, с. 18].

Именно в дошкольном возрасте важно научить ре­бенка разнообразным техникам изобразительной дея­тельности. Они помогают ребенку создавать задуманное, что-то новое, оригинальное, необычное, даже если тех­нические навыки ребенка несовершенны [никитина, с. 15].

Очень важен правильный подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, содержание развивающей среды носит развивающий характер, и направленна на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями в  соответствии с возрастными особенностям детей.  Родители должны ценить творчество ребенка. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки на глазах у ребенка, и отмахиваться от малыша, если он показывает свою работу. Пусть ребенок знает, что родители гордятся им. Создание условия для приучения ребёнка к изобразительной деятельности (рабочее место, разнообразные материалы для занятия рисованием). Без заинтересованности родителей полезная и развивающая деятельность детей останется не замеченной.

В средней группе, навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Так же детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом к рисованию, им служит правильная оценка их творчества и побуждает детей к деятельности, заставляет их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерево, солнце). После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. [Урунтаева Дошкольная педагогика. с, 67].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: