Вопрос 13. Источники и структура образовательного права. Характеристика источников международного права. Всеобщая декларация прав человека и свобод гражданина ООН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ВОПРОС 1. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. ФЗ №273. Общая характеристика.

Образовательное право как научная дисциплина возникла в 90-ые годы 20-го века. Правовой основой для образовательного права является Конституция РФ, следовательно, образовательное право – подотрасль конституционного права.
Научная задача образовательного права – систематизация нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов и т.д.) для регулирования процесса образования в РФ.
Учебная задача ОП: необходимость использования полученных знаний на практике. Так как образовательное право – молодая отрасль науки, то она продолжает развиваться, включая в себя новые нормативно-правовые акты, теории и концепции.

 

ИСТОЧНИКИ и СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Источники образовательного права делятся на 2 группы:
1) Источники международного права;
2) Источники внутригосударственного права

 

Так как Российская Федерация – неотъемлемая часть международного сообщества, то она берёт на себя обязательства выполнять подписанные ей или СССР международные правовые акты (МПА). Это в полной мере относится и к актам, которые регулируют сферу образования. Положения, закреплённые в международных правовых актах (МПА), часто являются источником для внутригосударственного права, прежде всего для Конституции РФ (статья 43, статья 26).

 

В образовательное право включаются нормы:
а) Конституционного права;
б) Гражданского права;
в) Административного права;
г) Трудового права;
д) Образовательного (педагогического права);
е) Финансового права;
ж) Семейного права;
з) Социального права;
и) Земельного права и др.

 

Образовательное право включает подотрасли, которые созданы по видам образования (ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
а) общего образования;
б) профессионального обучения;
в) профессионального образования;
г) дополнительного образования;
д) специального образования.

Каждая подотрасль образовательного права содержит множество нормативно-правовых актов (как федеральных, так и принятых на уровне субъектов РФ, местных органов самоуправления, образовательных организаций).
Также каждая подотрасль образовательного права делится на институты, разделяющиеся по видам регулируемых отношений:
а) институт заключения, изменения и расторжения договора образовательной организации и обучающегося (учащегося, студента, родителей);
б) институт времени обучения;
в) институт времени отдыха;
г) институт дисциплины труда, включая методы стимулирования, мотивации обучения, качества образования;
д) институт содержания образования;
е) институт условий обучения;
ж) институт организации образования;
з) институт охраны жизни и здоровья обучающихся и др.

 

 

ИСТОЧНИКИ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ




























ВОПРОС 2. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Конституция Российской Федерации (ст. 43).

ВОПРОС 3. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Подзаконные акты.

ВОПРОС 4. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Отдельные статьи кодексов Российской Федерации. ГК и СК РФ.

ВОПРОС 5. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Отдельные статьи кодексов Российской Федерации. ТК РФ. Ст. 173.

ВОПРОС 6. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Отдельные статьи кодексов Российской Федерации. ТК РФ. Ст. 187.

ВОПРОС 7. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Отдельные статьи кодексов Российской Федерации. КоАП. Ст. 5.57.

ВОПРОС 8. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Отдельные статьи кодексов Российской Федерации. КоАП. Ст. 19.30.

ВОПРОС 9. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Отдельные статьи кодексов Российской Федерации. КоАП. Ст. 5.35,

ВОПРОС 10. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Федеральный уровень. Отдельные статьи кодексов Российской Федерации. КоАП. Ст. 18.19, Ст. 6.7.

ВОПРОС 11. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Уровень субъектов Федерации.

ВОПРОС 12. Источники и структура образовательного права. Источники внутригосударственного права. Муниципальный уровень.

ВОПРОС 13. Источники и структура образовательного права. Характеристика источников международного права. Всеобщая декларация прав человека и свобод гражданина ООН.


ВОПРОС 14. Источники и структура образовательного права. Характеристика источников международного права. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.


ВОПРОС 15. Источники и структура образовательного права. Характеристика источников международного права. Декларация прав ребёнка ООН 1959 года. Конвенция о правах ребёнка ООН 1989 года.


ВОПРОС 16. Развитие образования в СССР в 20-30-е гг.

К концу 19 века уровень образования в Российской Империи был одним из самых низких а Европе. Согласно официальной статистике в Российской Империи а 1913 году на 1 000 мужчин, проживающих в центральных губерниях, приходилось 613-630 неграмотных. Уровень грамотности женщин был в 2 раза ниже (в европейской части). В то время как в Германии на 10 тыс. человек приходился всего 1 безграмотный человек. При этом уровень образования в различных регионах страны был разным. Наиболее грамотными были 10 польских губерний и 3 прибалтийские губернии (современные Эстония, Латвия, Финляндия). Здесь уровень грамотности составлял 80% среди мужчин. В то время как народы Сибири и Дальнего Востока были сплошь безграмотными. Низкий уровень образования был и у народов Средней Азии (грамотных мужчин – 1-4%, грамотных женщин – менее 1%). После прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. Советское правительство сразу заявило о введении в стране в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счёт создания бесплатной системы школьного образования. В то время как царское правительство считало, что такую систему в стране можно будет ввести только через 100 лет (1908-1910 годы). В течение 1918 года, несмотря на гражданскую войну (1918-1920 годы) и разруху, советское правительство принимает ряд положений о развитии бесплатного школьного образования, которое делится на 2 ступени:
– 1-ая ступень – 5 лет обучения;
– 2-ая ступень – 4 года обучения.
В образование начинают вкладываться значительные средства. Например, в 1914-1915 учебном году в сельских местностях российской империи было 72 средние школы, а к 1920-1921 учебному году их стало 2141 школы. Советское правительство вводило единую систему совместного (мальчики+девочки) образования и бесплатного общего образования. Для борьбы с безграмотностью в 1919 году советское правительство издало декрет о ликвидации безграмотности, по которому всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте (на родном или русском языке по желанию). На основе этого декрета в губерниях и уездах создавались отделы комиссий по ликвидации безграмотности. В результате за короткие сроки к концу 1920-ых годов с безграмотностью в СССР было в основном покончено. К концу 1930-ых годов в СССР в уровень грамотности резко вырос. Благодаря целенаправленной политике советского правительства уровень грамотности в городах превышал 85-90% (среди женщин в том числе). В сельской местности уровень грамотности был ниже – 70-80%. В 1930 году в СССР вводится бесплатное начальное образование.

 
ВОПРОС 17. Развитие национального образования в СССР в 20-30-е гг.

После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года советское правительство сразу заявило о введении в стране всеобщей грамотности населения за счёт создания бесплатной системе общего образования. В течение 1918 года советское правительство приняло ряд постановлений о развитии системы национального просвещения, в том числе подтверждалось право народов России обучаться на родном языке. Исходя из нормативно-правовых актов властью СССР было издано постановление, в связи с которым с января 1919 года в СССР начинают создаваться национальные отделы просвещения в губерниях и уездах. В Симбирской губернии (современная Ульяновская область) действовало 9 национальных отделов просвещения (эстонский, польский, чувашский). Всего в советской России было создано 44 таких национальных отдела просвещения.
Советское правительство считало, что в Российской Империи малые народы преследовались и русифицировались, поэтому малые народы, по мнению советского правительства, должны быть освобождены от «проклятого наследия» национальной политики Российской Империи. В сфере образования это означало, что малые народы получали право обучаться на своём родном языке в ущерб русскому языку, который в национальных школах часто вообще не изучался.
Перепись 1926 года установила, что в СССР проживало 176 этнических групп, которые говорили на 151 языке. Правительство СССР создало специальную программу для малых Сибири и Дальнего Востока, которая ставила перед собой следующие цели:

– создание для безписьменных народов алфавита и письменности;

– скорейшее обучение малых народов основам грамотности, в результате этой программы в 1920-1930-ые гг. свою письменность получили более 50 ранее безписьменных народов. Программа продолжалась до 1970-1980-ых гг. Столь масштабная программа позволила создать не только письменность для этих народов, но и привела к появлению национально-культурной элиты, что способствовало национальному самосознанию малых народов России.

Развитие национального образования имело отрицательный момент: малые народности России не изучали а полном объёме русский язык и часто плохо знали его или вообще не знали. Следовательно, возникло явление языкового сепаратизма, когда малые народы не могли общаться друг с другом. Осознав свою ошибку, советское правительство изменило национальную политику в области образования. Начиная с 1930-ых гг. русский язык стал изучаться в национальных школах, на нём велось преподавание. Преподавание на национальных языках сохранилось только для предметов, связанных с национальной идентичностью (родной язык, национальная литература, история, культура). Представители национальной элиты, которые были не согласны с изменениями национальной политики в сфере образования, были репрессированы (вплоть до расстрелов). В 1930-ые гг. национальное образование в рамках новой модели получило дальнейшее развитие:

– В 1927 г. обучение в СССР велось на 32 национальных языках и на русском языке;

– В 1931 г. обучение в СССР велось на 70 национальных языках и на русском языке;

– В 1932 г. обучение в СССР велось на 92 языках и на русском языке;

– В 1934 г. обучение в СССР велось на 104 национальных языках и на русском языке;

В 1933 г. 37% всего газетного тиража в СССР представляли собой газеты на нерусских (национальных) языках. В ходе развития программы образования национальных меньшинств к концу 1930-ых гг. были достигнуты значительные результаты – многие народы получили свою письменность, и уровень образования среди народов стал резко повышаться.

В 1920-1930-ые гг. национальная политика СССР в сфере образования пережила 2 этапа:

– 1 этап (до конца 1920-ых гг.)

В это время национальный язык в национальных школах преподавался в ущерб русскому языку, что привело к разобщению народов СССР по языковому принципу.

– 2 этап (с начала 1930-ых гг.)

Русский язык был возвращён в систему национального образования и стал языком межнационального общения, что способствовало языковому сближению народов и интеграции в единую общность советского народа.

Современная система национального образования взяла за основу положения, разработанные в 1930-ые и последующие годы в СССР, то есть 2 этап лёг в основу современной системы образования.

Статья 68


ВОПРОС 18. Понятие и сущность Болонского процесса.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Евросоюза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: