Вопрос 40. Основные подходы к определению роли наследственных и приобретенных факторов в формировании поведения личности и их эмпирическая проверка

В настоящее время все исследователи в той или иной степени признают, что биологические – органические, наследственные, врожденные – особенности играют определенную роль в психическом развитии человека, и в частности в развитии его способностей. В центре их внимания находится вопрос: в какой мере наследственные задатки специфически и непосредственно определяют формирование способностей? Ответы учёных на этот вопрос группируются в рамках двух основных подходов.

1. Биологизаторский (озвучил Теплов)

«можно считать безнадежным или почти безнадежным делом воспитать у человека такую способность, задатки для которой у него отсутствуют».

2. Социоцентрический

Природные задатки не играют сколько-нибудь существенной роли в развитии способностей и вообще личности.

Выполнение всех массовых видов человеческой деятельности в принципе доступно любому человеку, не страдающему органическими дефектами.

Способы эмпирических подтверждений

1. Генетические исследования, в рамках которых изучают взаимосвязь наследственного и приобретенного в психическом развитии человека преимущественно на материале однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковой наследственностью.

(Это единственный случай, когда удается полностью уровнять внутренние, наследственные условия развития двух индивидов в его исходном пункте. Варьирование внешних воздействий позволяет в итоге выяснить роль приобретенного).

2. Исследования по анатомии. Анализ эмпирического материала, получаемого при сравнительном цитоархитектоническом изучении головного мозга музыкально одаренных людей и тех, кто не обладает музыкальным слухом.

3. Эмпирические исследования слепоглухонемых.

(Основную роль отводят социальным факторам)

4. Анализ случаев «одичания» совсем маленьких детей, долгое время живших вне социальных условий (например, среди диких животных).

(Этим доказывают, что у новорожденного ребенка нет никаких специфических наследственных предпосылок психического развития в качестве именно человеческой особи)

Сами по себе внешние причины (социальные воздействия) —— вне взаимодействия с внутренними условиями — совершенно недостаточны, хотя и необходимы для психической деятельности.

Сами по себе внутренние условия, вырванные из взаимодействия с внешними причинами, недостаточны — при всей их необходимости — для психического развития.

Вывод: во всех случаях и всегда требуется специфическое взаимодействие внешнего и внутреннего (социального и биологического).

Виды (способы) решения проблемы

Эмпирическое решение:

выявление наличия или отсутствия в составе наследственных, врожденных задатков конкретных психофизиологических свойств, которые необходимо и существенно влияют на психическое развитие личности.

Теоретическое решение:

 доказательство или опровержение «необходимости таких задатков — независимо от их конкретных форм и проявлений.

Методологическое решение:

положение марксистской философии о взаимосвязи природы и человеческой истории, раскрывающее диалектику биологического и социального: сама природа человека есть продукт истории.

Именно в ходе истории, в процессе той или иной деятельности, и, прежде всего, в процессе труда формируется и развивается человек во всех его природных и любых других качествах.

... Изменяя внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу. (Маркс К. и Энгельс Ф.)

Дуалистическая формула биологического и социального

а) биологическое = животное = внутреннее = индивидуальное;

б) социальное = человеческое = внешнее = коллективное.

«В характере человека нет свойств, которые были бы однозначно определены биологическими особенностями его организма, безотносительно к той социальной ситуации в которой человек развивается. Также нет в нем и реально отдельных компонентов, которые были бы однозначно определены социальными отношениями в абстрактном отрыве от биологических особенностей данного конкретного индивидуума».

(Рубинштейн С. Л., «Основы психологии»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: