В 1943 году зарубежное вещание велось на 53 языках

Большое внимание в годы Второй мировой войны уделя­лось «черной пропаганде» с секретных радиостанций, расположенных на территории Германии. Так, против СССР работало три радиостанции. Одна из них носила троцкистский характер, другая — сепаратистский, третья выдавала себя за «национально-русскую».

Под контролем министерства находилась немецкая пресса. В Веймарской республике издавалось около 10 тыс. газет и журналов независимых, различной партий­ной принадлежности, общегерманских, региональных и местных. После прихода к власти нацисты запретили га­зеты КПГ, СДПГ, многие либерально-демократические издания. Со свободой прессы было покончено. 6 апреля 1933 года, после встречи с иностранными журналистами


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


155


и дипломатическим корпусом, Геббельс записал в днев­нике, что они с Гитлером «впервые открыто выступили против представлений о так называемой свободе печати». 4 октября был принят «Закон о редакторах», по которому редакторскую должность мог занять только ариец по про­исхождению. Нацисты провели чистку журналистских рядов, изгнав из редакций к 1939 году более 1400 неугод­ных журналистов. Заниматься журналистикой могли фактически только члены партии.

Монопольное положение в издательстве газет пере­шло в руки нацистской партии. В 1934 году в общем ко­личестве издаваемых газет НСРПГ имела 2,6%, а их ти­раж составлял 7,5% общего тиража германских газет. Че­рез 10 лет количество нацистских газет выросло до 36%, а их тираж — до 82,5% общегерманского тиража. Офици­альный орган нацистской партии газета «Volkischer Beobachter» в конце 30-х годов выходила в берлинском, мюнхенском и венском изданиях. Ранее независимая бур­жуазная пресса стала составной частью нацистской сис­темы пропаганды и резко сократила свои тиражи. Круп­нейшие германские газеты, широко известные за рубе­жом — «Frankfurter Zeitung», «Kolnische Zeitung», «Deutsche Allgemeine Zeitung», — сохранили свое сущест­вование, ибо нацисты видели в них источник влияния на мировое общественное мнение. Но контроль над их поли­тической лояльностью оставался в руках министерства пропаганды.

Ежедневно в министерстве пропаганды высшие чи­новники, нередко сам Геббельс, проводили закрытые пресс-конференции, явка на которые представителей центральных органов немецкой пропаганды была обяза­тельной. Собиралось около 200 человек. На пресс-конфе­ренциях сообщалось о важнейших внутренних и между­народных событиях и об их оценке нацистским руково­дством, давались указания о необходимых комментариях, а также определялись основные тактические и стратеги­ческие задачи пропагандистских кампаний. Материалы закрытых пресс-конференций по специальным телефон­ным каналам передавались в 32 местных отделения ми­нистерства. Все указания министерства подлежали обя-


156


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


зательному выполнению. Отдельно проводились пресс-конференции для иностранных журналистов, аккредито­ванных в министерстве пропаганды. В министерстве име­лись специальные службы, которые готовили сводки и материалы для различных пропагандистских кампаний, а также по экстренным и политически острым вопросам. Эти материалы по специальным указаниям руководства направлялись на радио и в прессу. С началом Второй ми­ровой войны министерство ввело систему «лозунгов дня», которые определяли объект, язык и стиль пропа­ганды, определенную тактическую пропагандистскую ли­нию.

«Унификация» средств массовой информации позво­лила создать эффективный аппарат тотальной пропаган­ды национал-социалистической идеологии и обеспечить поддержку агрессивного внешнеполитического курса фа­шистской Германии со стороны большинства немецкого населения.

С первых шагов своей политической деятельности Гитлер уделяя огромное внимание информационному воздействию на психику людей. Именно Гитлер после прихода к власти в Германии впервые предпринял по­пытку глобального информационного воздействия (экс­пансии) на население других стран. Информационное влияние осуществлялось следующими способами:

1. Распространением информации через информаци­онные агентства, радио, путем доставки за границу не­мецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть.

2. Через немецких корреспондентов за границей, а так­же через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием.

3. Путем проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом.

4. Осуществлением культурного обмена с дружествен­ными странами во всевозможных областях (наука, искус­ство, спорт, воспитание молодежи и т.д.).

Информационные воздействия на войска и население Австрии в 1938 году содействовали успеху военной опе­рации по присоединению к Германии Австрии.


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


157


***

В августе 1938 года были созданы специальные воин­ские формирования пропаганды. Именно они сыграли

решающую роль в успешном проведении стратегиче­ской дезинформационной кампании под кодовым назва­нием «Ледокол» по обеспечению внезапного нападения на СССР.

В самом вермахте при штабе верховного главнокоман­дования в апреле 1939 года был сформирован отдел про­паганды. Ему подчинили специальные воинские подраз­деления — роты пропаганды. Согласно инструкции ¹ 51/39, они предназначались для решения следующих задач: ведения пропаганды среди немецкого населения и военнослужащих («пропаганда на родину»), ведения пропаганды в прифронтовой полосе («фронтовая пропа­ганда») и ведения пропаганды среди войск противника («пропаганда на врага»). Кроме того, задачи по подго­товке и распространению листовок, а также обратного от­пуска военнопленных выполняли группы по разложению противника из состава команд и армейских групп «Абве­ра». По степени важности пропаганда на противника приравнивалась к вооруженной форме борьбы. К началу Второй мировой войны вермахт располагал 14 ротами пропаганды, которыми руководил отдел пропаганды во главе с Хассо фон Веделем. Перед вторжением во Фран­цию Германия провела несколько стратегических инфор­мационных операций. Об одной из них рассказал руково­дитель немецкой разведки В. Шелленберг в своей книге «ЛАБИРИНТ»: «Мне было поручено специальное зада­ние. С помощью специалистов из министерства пропа­ганды я разрабатывал программы передач, преследовав­шие цель вызвать возможно большее смятение среди на­ших противников, особенно французов. Своими огромными успехами в этом деле мы были обязаны пре­жде всего доктору Адольфу Раскину, тогдашнему дирек­тору радио в Саарбрюккене и моему близкому другу. В его распоряжении было три исключительно мощных передатчика, через которые он направлял непрекращаю­щийся поток информации на французском языке под ви-


158


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


дом официальных сообщений, являвшихся на деле поро­ждением его собственного воображения. Эти фальшивые сообщения явились основной причиной губительной па­ники среди гражданского населения. Потоки беженцев запрудили все дороги и сделали почти невозможным пе­редвижение войск во французском тылу...

Другой пропагандистский прием, причинивший боль­шой ущерб французам, заключался в том, что немецкие самолеты и агенты разбрасывали среди французов в ог­ромных количествах небольшую и на вид вполне без­вредную листовку, отпечатанную на французском языке и содержавшую «пророчества» Богоматери — многие из ее пророчеств были действительно включены в листовку. Эта листовка предсказывала ужасные разрушения от «ле­тающих огненных машин», причем неоднократно подчер­кивалось, что юго-восточная Франция избегнет этого ужаса. Составляя листовку, я и не представлял себе, что она будет иметь такой потрясающий эффект. Все попыт­ки гражданских и военных властей остановить огромные потоки беженцев в юго-восточную Францию оказались безуспешными».

***

Когда 22 июня 1941 года в 3:15 немецкая артиллерия наносила огневой удар по объектам на территории Совет­ского Союза, при помощи агитснарядов было распростра­нено значительное количество листовок с обращением к красноармейцам, командирам Красной Армии. Основной формой пропаганды, проводимой вермахтом, являлась печатная пропаганда (листовки, газеты, журналы), но ис­пользовалось и устное вещание. Наибольших успехов пропагандистская машина вермахта добилась в 1942 году. После этого командование вермахта предпринимает до­полнительные меры по усилению воздействия на психи­ку военнослужащих Красной Армии, населения Совет­ского Союза (происходит усиление подразделений пропа­ганды, они становятся самостоятельным родом войск).

В значительной мере эффективность немецкого ин­формационно-психологического воздействия снижалась


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


159


мерами противодействия с нашей стороны, которые вклю­чали пропагандистские, военные, полицейские и психоло­гические средства. С начала и до конца войны радиопри­емники были изъяты у населения. За чтение листовок предусматривались жестокие меры наказания и т.д.

Длительное время врагами России целенаправленно создавался миф о том, что Сталин в первые дни войны был растерян. На самом деле именно в первые дни войны Сталин проделал титаническую работу по созданию орга­низационного и информационного механизма Победы.

Уже 23 июня по инициативе Сталина создается Став­ка Верховного Главнокомандования. Ее рабочие орга­ны — Генеральный штаб, Управления наркоматов оборо­ны и ВМФ. Сначала ее возглавил маршал С. Тимошенко, но уже в августе 1941 года Сталин взял всю полноту от­ветственности на себя и руководил Ставкой до конца войны.

В этот же день по указанию Сталина Главное управ­ление политической пропаганды Красной Армии подго­товило директивы, согласно которым главной задачей во­енной прессы становилось воспитание героизма, мужест­ва, военного искусства, дисциплинированности. Были сформулированы основные лозунги, которыми должна была руководствоваться пресса, в частности: «Фашизм — это порабощение народов. Фашизм — это голод, нищета, разорение. Все силы на борьбу с фашизмом!», «Наше де­ло правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти и другие сталинские лозунги во многом и определя­ли основное содержание как военных, так и гражданских газет.

А уже на следующий день Сталин приступил к созда­нию информационного механизма обеспечения деятель­ности Ставки. Он начал создавать механизм управления информационными потоками в условиях кризисной си­туации — ситуации войны. 24 июня 1941 года по инициа­тиве Сталина было принято совместное постановление ЦК партии и правительства «О создании и задачах Со­ветского Информационного бюро». В постановлении оп­ределялись его основные задачи: «а) руководство освеще­нием международных событий и внутренней жизни Со-


160


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


ветского Союза в печати и по радио; б) организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской пропаганды; в) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сво­док по материалам Главного Командования».

Ежедневные сводки Совинформбюро являлись основ­ным источником информации о положении на фронте в течение всего периода войны. Работники Совинформбю-ро получали сообщения из ТАСС, редакций центральных газет, от своих собственных корреспондентов, но основ­ные данные приходили из Ставки. Сталин придавал ог­ромнейшее значение информационному противоборству. И он создал эффективный механизм для обеспечения ин­формационной победы — Совинформбюро (СИБ).

Тот факт, что во главе новой организации — СИБ — был кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ЦК пар­тии А. С. Щербаков, свидетельствует о том, что данному направлению работы придавалось весьма важное значе­ние. Для Совинформбюро сразу выделили помещение в ЦК, из аппарата Шербакова было откомандировано в СИБ несколько человек, пригласили писателей Афиноге­нова и Фадеева, чтобы они помогли на первом этапе ра­боты. Наладить функционирование новой организации в сложившихся условиях было делом непростым.

При создании Совинформбюро ему поручались три совершенно разные по форме задачи, хотя единые по сво­ей направленности. Составление и опубликование воен­ных сводок по материалам Главного Командования про­изводилось в основном Генштабом и потом специальной группой, которая работала в аппарате Управления пропа­ганды и агитации ЦК ВКБ(б) по сбору дополнительных фактов и составлению сведений к основной сводке Ген­штаба.

Сложнее оказалось с решением второй задачи — ин­формировать общественность зарубежных стран о собы­тиях, происходящих на советско-германском фронте и о работе советского тыла. У Совинформбюро не было ни­каких связей, нужно было все создавать заново. Между тем противники СССР, начиная с Германии, имели мощ­ный пропагандистский аппарат, большое количество ра-


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


161


диостанций, прессу. Союзники СССР так же быстро соз­дали свой огромный агитационный орган. Перед Совин-формбюро стояла задача в предельно сжатые сроки «разыскать и нащупать во всем мире связи — газеты, журналы, радиостанции, агентства и прочее, — через ко­торые можно передавать информацию о Советском Сою­зе, материалы о нем».

Большие трудности заключались в подборе кадров: требовалось знание иностранных языков, опыт пропаган­дистской работы и, конечно, анкетные данные. В создан­ное Совинформбюро было необходимо вдохнуть жизнь, организовать его практическую работу. Структура СИБ была создана в день его возникновения. Уже 25 июня 1941 года А. С. Щербакову были отправлены предложе­ния по структуре и штату Совинформбюро.

Через четыре дня после создания Советского Ин­формбюро ЦК ВКП(б) вновь возвращается к вопросу о нем и 28 июня 1941 года принимает решение: «Утвердить для работы в Совинформбюро товарищей Дятловско-го В. М., Петухова П. И., Седунова С. Н., Дятлова Г. С., Осьминина В. С., Сенюшкина Н. П., Кобрина Г. Д., Жу­кова В. П., Цыганкова К. М.».

То, что в течение первой недели войны Секретариат ЦК ВКП(б) дважды обращался к вопросам, связанным с организацией Совинформбюро (СИБ), — свидетельство того, что деятельности Совинформбюро Сталиным при­давалось огромное значение.

29 июня Сталин начал осуществлять перевод всей
страны на военный лад. Программа действий по превра­
щению страны в единый боевой лагерь была сформули­
рована в «Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) партий­
ным и советским организациям прифронтовых областей
о мобилизации всех сил и средств на разгром фашист­
ских захватчиков». Именно эта директива и легла в осно­
ву выступления Сталина по радио 3 июля 1941 года.

30 июня решением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б)
и СНК был создан Государственный комитет обороны
(ГКО), сосредоточивший всю полноту государственной
власти в Великую Отечественную войну. ГКО всю войну
возглавлял Сталин.


162


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


***

Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны на­чинает звучать с особой силой. После долгих лет пропа­ганды идей пролетарского интернационализма началось обращение к национальным чувствам, национальной гор­дости, к особенностям национального характера. В пуб­ликациях часто использовались исторические аналогии, рассказывалось о великих русских полководцах, о воен­ных успехах страны в прошлом, показывались освободи­тельные традиции народов России.

Сталин восстанавливает былые государственные атри­буты Великой России, подчеркивая преемство с ней сво­его правления. Так возрождается почитание замечатель­ных русских героев: Александра Невского, Дмитрия Дон­ского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и многих дру­гих. В тяжелые военные годы выходят труды по русской истории, культуре, искусству, древнему русскому зодче­ству.

В 1943 году восстанавливают мундиры и погоны ста­рой дореволюционной армии, учреждаются военные учебные заведения по типу старых кадетских корпусов — Суворовское и Нахимовское училища.

15 мая 1943 года Сталин единолично принимает реше­ние об упразднении Коммунистического Интернациона­ла, последнего оплота сторонников ленинско-троцкист-ской идеи мировой революции. 1 января 1944 года ком­мунистический гимн «Интернационал», служивший с 1918 года в качестве официального государственного гимна СССР, отменяется (он становится гимном партии). Вместо него вводится новый гимн, первые строфы кото­рого гласили: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил».






































ГЛАВА 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: