Пассионарная геополитика Л. Гумилева

Л

ев Николаевич Гумилев родился 1 октября 1912 года в Царском Селе. Родители его — Анна Андреевна Ахматова и Николай Степанович Гумилев. Два великих поэта Серебряного века.

Мальчику было девять лет, когда расстреляли его отца. Следователь Якобсон лично приговорил великого русско­го поэта Николая Гумилева к смерти — он даже не был судьей, а всего лишь следователем. Отстаивая честь отца, студент четвертого курса истфака Ленинградского универ­ситета Лев Гумилев поплатился за это арестом и долгими годами ГУЛАГа — с 1938 по 1943 год. В знаменитых Кре­стах Гумилев начинает свой ПУТЬ к открытию нового, не­изведанного в науке. Здесь возникла у него мысль-озаре­ние: почему Александр Македонский шел в Индию и Среднюю Азию, хотя знал, что там удержаться не сможет? Значит, что-то влекло его, вдохновляло? Что? Гумилев на­звал это «что-то» пассионарностью. Назвал много позже, когда вызрела гумилевская научная схема этногенеза. Но сама идея-открытие посетила его в Крестах. Произошло это не случайно: 27-летний Лев Гумилев уже был челове­ком науки. Уже тогда он нашел, возможно не сознавая то­го, свою дорогу в науке, никем не хоженную. Уже тогда в нем зародился интегратор наук. В университете он погло­щал сочинения выдающихся отечественных историков — Б. Грекова, В. Струве, Е. Тарле. Изучал всемирную исто­рию культуры. В 1990 году (за два года до ухода из жизни) Л. Н. Гумилев дает законченное определение пассионар-


ГЛАВА 8. ПАССИОНАРНАЯ ГЕОПОЛИТИКА Л. ГУМИЛЕВА


117


ности: «Неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за длительное истори­ческое время должна отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свой­ство характера людей, мы называем Пассионарность (от латинского слова passio — страсть). Пассионарность — это характериологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к дея­тельности, направленное на осуществление какой-либо це­ли... Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни...»

Разработке теории этногенеза Гумилев посвятил десят­ки своей трудной и счастливой жизни. До 1943 года он от­бывал свой срок в Норильске. Затем ушел добровольцем на фронт. После демобилизации в ноябре 1945 года Гуми­лев уже в марте 1946 года экстерном (всего за четыре ме­сяца!) заканчивает истфак ЛГУ. В 1947 году выходит в свет его книга «Политическая история первого тюркского каганата». Затем — защита кандидатской диссертации в

1948 году. Потом снова арест из-за доноса Александра На­тановича Бернштамма. Гумилев пробыл в заключении с

1949 по 1956 год. В лагере он познакомился с русским гео­политиком П. Савицким и стал его учеником. Он не лю­бил говорить о лагерных годах. Никогда не был причастен к разоблачению «сталинских репрессий». Объяснял при­чину своих злоключений одной фразой: «Ученые сажали ученых». Из Омского лагеря он уехал в 1956 году с двумя чемоданами, сколоченными из досок. Они были заполне­ны рукописями двух книг и докторской диссертации.

В 1956 году Л. Гумилев вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М. И. Артамонов помог ему с работой, взял биб­лиотекарем «на ставку беременных и больных». Работая здесь библиотекарем, завершил докторскую диссертацию «Древние тюрки» и защитил ее. После защиты докторской диссертации Л. Н. Гумилева приглашает ректор ЛГУ, член-корреспондент А. Д. Александров на работу в Научно-ис­следовательский институт географии при ЛГУ, где он про­работал по 1986 год, до выхода на пенсию, — сперва науч­ным работником, потом — старшим научным работником,


118


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


перед выходом на пенсию его перевели в ведущие научные сотрудники. Кроме работы в НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по «Народоведению». В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам, которую ВАК не утвердил по причине того, что «она выше докторской, поэтому и не докторская». Эта рабо­та, известная под названием «Этногенез и биосфера Земли», спустя 15 лет, в 1989 году вышла отдельной книгой и была раскуплена в течение одного-двух дней из склада издатель­ства ЛГУ. Заслуги Л. Н. Гумилева как в области научных исследований, так и в педагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причин того, что он не был удостоен даже звания профессора, тем более каких-либо правительственных наград или почетных званий.

Оригинальный мир Гумилева не совпадает с офици­альной историографией. Татаро-монголы, обложившие Русь данью, по Гумилеву — лишь наемное войско, кото­рое мудрый и дальновидный Александр Невский держал для охраны границ. Петр Первый не рубил окно в Европу, а являлся персоной заурядной, гармоничной личностью. Истинный энциклопедист, Лев Гумилев работал на грани различных дисциплин: истории, географии, востоковеде­ния, философии, психологии. Последователи отмечали его интуицию и тягу к интеграции наук — новаторский подход к исследованиям. Многочисленные противники в СССР и на Западе отвергли теорию этногенеза, разрабо­танную Гумилевым. Он выдвинул идею о биоэнергетиче­ской доминанте этногенеза и о «новом параметре этниче­ской истории», который назвал пассионарностью. Этот термин подразумевает «двигатель» исторического про­гресса, образующий в этносе группу людей с «повышен­ной тягой к действию — пассионариев». Основной труд Гумилева — «Этногенез и биосфера Земли» — долго не публиковался, но стал в научном мире легендарным.

Сам Гумилев считал, что к мысли о подсознательной биологической способности человека к сверхнапряжени­ям его подтолкнули «труды великого соотечественника академика Владимира Вернадского», открывшего «биохи­мическую энергию живого вещества биосферы». Ее носи­тели устремлялись в океан вслед за Колумбом и покоря-


ГЛАВА 8. ПАССИОНАРНАЯ ГЕОПОЛИТИКА Л. ГУМИЛЕВА


119


ли просторы Сибири; по Гумилеву, к пассионариям при­надлежали Суворов и Наполеон, а их антиподы — «человек в футляре» и прочие чеховские персонажи. Стремление к поискам отвлеченного идеала, к достиже­нию далекой цели, пусть и жертвой многих жизней, фор­мировало целые народы и меняло ход истории. Широта кругозора ученого позволила связать эту теорию с поня­тием «кормящий ландшафт», побуждая читателя осмыс­ливать не только «дела давно минувших дней», но и бу­дущее. Увлекательные книги Гумилева «География этно­са в исторический период», «Степная трилогия», «Ритмы Евразии», «От Руси к России» приоткрывают тайны ис­торических воссоединений и современных противостоя­ний, корни которых — в далеком прошлом. Умер Лев Николаевич 15 июня 1992 года. Отпевали его в церкви Вознесения Христова, в последние годы он был членом «двадцатки» этого храма. Похоронен Гумилев на Николь­ском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

***

Гумилев сформулировал пассионарную теорию этно­генеза в двух своих основных книгах:

1. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1989. — 764 с.

С. 254. «Позитивные этнические системы возникают за счет ТОЛЧКА (мутации) или генетического дрейфа и существуют, черпая силы из природы своего региона.

Антисистемы этносов не образуют, богатствами при­роды пренебрегают и гнездятся в телах этносов, как рако­вые опухоли в живых организмах.

Антисистемы вытягивают пассионарность из вместив­шего ее этноса, как вурдалак».

С. 255. «Поэтому антисистемы существуют очень дол­го, меняя свои вместилища — ОБРЕЧЕННЫЕ ЭТНОСЫ».

С. 359. «Уровень религиозного сознания — культа — и уровень пассионарного напряжения этнической системы взаимообусловлены. Для создания оригинальной системы мировоззрения требуется не только ДОКТРИНА, но и СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНЯТЬ ЕЕ, а это доступно не всем членам этноса. Однако ПАССИОНАРНАЯ ЭЛИТА, воспри-


120


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


няв то или иное учение, вводит его в стереотип поведе­ния, тем самым вовлекая в принятый настрой массы обы­вателей, принимающих доктрину без критики».

С. 583. «XIV век — подъем пассионарности в России».

От автора. Это время Сергия Радонежского, великого святого и чудотворца Руси (1322—1392). Как отмечают А. И. Карпов и А. И. Юрьев в своей книге «СВЯТЫЕ И ЧУ­ДОТВОРЦЫ РОССИИ» (М., Вече, 2000, с. 178), «преподоб­ный Сергий первым из русских святых сподобился посеще­ния самой Пресвятой Богородицы».

С. 672. «В XV веке древнерусская этническая тради­ция сошла на нет, а на ее месте возникли ТРИ ЭТНОСА: ВЕЛИКОРОССЫ, БЕЛОРУСЫ и УКРАИНЦЫ, которые сами себя до XVII века называли РУССКИМИ».

С. 682. «Древнюю Русь погубила дестабилизация, явившаяся следствием снижения ПАССИОНАРНОГО НА­ПРЯЖЕНИЯ этнической системы или, что проще, увели­чения числа субпассионариев — эгоистов, не способных к самопожертвованию ради БЕСКОРЫСТНОГО ПАТРИО­ТИЗМА. Уцелело только Великое княжество Московское, целое столетие втягивавшее в себя пассионариев благода­ря принципам митрополита Алексея и Сергия Радонеж­ского».

2. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1993. — 492 с.

С. 93. «Структура этнического стереотипа поведе­ния — это строго определенная норма отношений:

a) между коллективом и индивидом;

b) индивидов между собой;

c) внутриэтнических групп между собой;

d) между этносом и внутриэтническими группами».
С. 301. «В природе существует ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ,

подобное известным электромагнитным, гравитационным и другим полям, но вместе с тем отличающееся от них. Проявляется факт его существования на индивидуальных реакциях отдельных людей, в коллективной психологии, воздействующей на персоны».

С. 307. «ЭТНОГЕНЕЗ — это природный процесс био­сферы, возникающий иногда и являющийся одним из


ГЛАВА 8. ПАССИОНАРНАЯ ГЕОПОЛИТИКА Л. ГУМИЛЕВА


121


компонентов этнической истории наряду с тремя посто­янно действующими факторами:

1) социально-политическим фактором;

2) техническим фактором;

3) географическим фактором.

Но динамика этногенеза идет за счет четвертого фак­тора — ПАССИОНАРНОГО ТОЛЧКА, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порож­дающего не один этнос, а группу этносов, именуемую СУ­ПЕРЭТНОСОМ, то есть систему, в которой отдельные эт­носы являются блоками, звеньями и подсистемами».

Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выгля­дит одной из наиболее убедительных концепций истори­ческого процесса. Итак, вкратце: у теории Гумилева име­ются несколько аспектов: пассионарность; понятие этно­са; его периоды развития; системность и антисистемность. Согласно историку (и в этом он солидарен со Шпенгле­ром и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни — «фа­зы»: подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фа­за, обскурация. Причем эти фазы (как и само возникнове­ние этноса) непосредственно связаны с состоянием пас-сионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акмати-ки она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы» — борьба честолюбий, и этнос вступает в со­стояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее вой­ти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности за­тормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» — золотая осень цивилиза­ции. Ярким примером здесь является западный мир XVIII—XX веков.

Наконец, обскурация — новое резкое понижение пас-сионарности, мучительное падение этноса.

Надо добавить, что (по Гумилеву) имеются три кате­гории людей: пассионарии, гармоничные особи, субпас­сионарии. У пассионариев энергетика избыточна. Причем


122


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к та­ланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики. В любом случае пассионарий совершает поступки, выхо­дящие за грань биологического инстинкта самосохране­ния. Пассионарий может быть воином, политиком, уче­ным, художником, писателем, террористом, просто не­удачником (как герои Шукшина — «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологи­ческий инстинкт уравновешивают друг друга. Такой ин­дивид (если есть соответствующий талант и школа) в хо­роших условиях может стать даже отличным художни­ком, композитором и т.д. При одном условии — если за это платят. Если нет — он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен. Биологические импульсы — первичные реакции (похоть, злоба, лень) — намного превосходят энергетику. Типичные субпассионарии — бродяги, наемники, проститутки. Хотя, разумеется, они могут проявлять свои таланты и в иных сферах. Современную эпоху, кстати, характеризует накоп­ление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе. Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Последняя работа, подготовленная Л. Н. Гумилевым к печати, «От Руси до России: очерки этнической исто­рии» — результат глубокого, многостороннего изучения автором этнической истории нашей страны. Книга фак­тически продолжает и дополняет его предыдущие книги.

Основные тезисы:

1. Механизм связи между пассионарностью и поведе­нием прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другими людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в лю­бом из выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.п.


ГЛАВА 8. ПАССИОНАРНАЯ ГЕОПОЛИТИКА Л. ГУМИЛЕВА


123


При этом пассионарии выступают не только как непо­средственные исполнители, но и как организаторы. Вкла­дывая свою избыточную энергию в организацию и управ­ление соплеменниками на всех уровнях социальной ие­рархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, но­вый этнос, видимый для истории.

2. Но уровень пассионарности в этносе не остается не­изменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным воз­растам человека. Первая фаза — фаза пассионарного подъ­ема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно за­метить, что старые этносы, на базе которых возникает но­вый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пас­сионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возника­ет этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэт­нос (так, Византия — суперэтнос, возникший в результате толчка в I в. н. э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до XV в.). Про­должительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения око­ло 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.

3. Евразия, по Гумилеву, — это «не только огромный континент, но и сформировавшийся в центре его суперэт­нос с тем же названием». Обобщая результаты своих ис­следований по евразийской истории, Л. Н. Гумилев пи­шет: «Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза. Сначала его объединили тюрки, создавшие каганат, который охватывал земли от Желтого моря до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем, после периода полного распада и дезин­теграции, инициативу взяла на себя Россия: с XV века русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила, таким образом, «наследницей» Тюркского каганата и Монгольского улуса».


124


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


4. Новый цикл развития может быть вызван лишь
очередным пассионарным толчком, при котором возника­
ет новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не ре­
конструирует старый этнос, а создает новый, давая нача­
ло очередному витку этногенеза — процесса, благодаря
которому Человечество не исчезает с лица Земли.

5. Восемнадцатый век стал последним столетием акмати-
ческой фазы российского этногенеза. В следующем веке
страна вступила в совершенно иное этническое время — фа­
зу надлома. Сегодня, на пороге XXI века, мы находимся
близко к ее финалу. Было бы самонадеянностью рассуждать
об эпохе, частью которой являемся мы сами. Но если сде­
ланное нами допущение верно, а мы пока не знаем фактов,
ему противоречащих, то это означает, что России еще пред­
стоит пережить инерционную фазу — 300 лет золотой осени,
эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую
культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если же на
обширной территории нашей страны проявят себя новые
пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного не
похожие на нас, продолжат славные наши традиции и тра­
диции наших достойных предков. Жизнь не кончается...

***













































ВЫВОДЫ

1. Для процветания России и всего человечества тре­
буется не только новая геополитическая доктрина, но и
способность ВОСПРИНЯТЬ ЕЕ, а это доступно не всем
членам этноса.

Пассионрная элита России, восприняв новую геополи­тическую доктрину, должна ввести ее в стереотип поведе­ния российского суперэтноса.

2. Этносы отличаются друг от друга способом поведе­ния их членов (стереотипами поведения).

3. Поведение этноса — это способ адаптации к внеш­ней среде. Россия является суперэтносом, поэтому поли­тической элите необходимо организовать согласованные (ритмичные) действия отдельных этносов для реализа­ции единой стратегической цели — процветания России и всего человечества.






ГЛАВА 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: