Эволюция информационного противоборства

В

есьма эффективный прием стратегического инфор­мационного воздействия на психическое состояние про­тивника использовал киевский князь Святослав, кото­рый, по словам летописца, «посылаша к странам глаголя: «Хочу на вы ити». Идеи Святослава были развиты Чин­гисханом. Перед началом войны главе государства, стано­вившегося жертвой нападения, обязательно посылался «ярлык» с предложением покориться, а среди населения распространялись слухи, преувеличивающие численность и жестокость монгольских войск.

Большой толчок развитию пропагандистского воздей­ствия на психику воинов и гражданского населения дала первая Общеевропейская война, вошедшая в историю под названием «Тридцатилетняя война» (1618—1648 гг.). Достижения граверного искусства позволили широко применять иллюстрированные листовки, выпускающиеся значительными для того времени тиражами. С печатного станка сходили первые «информационные листовки», из­вещавшие аудиторию о каком-либо событии.

Именно в годы этой войны и появился термин «ПРО­ПАГАНДА» (от названия основанной в 1622 г. римским папой Конгрегации Пропаганды Веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide). В то время римско-католическая церковь была занята в большинстве своем неудачными священными войнами ради восстановления веры силой оружия. Римский папа учредил папскую пропаганду как средство координирования усилий, направленных на


144


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


«добровольное» принятие людьми доктрин церкви. Весь мир был разделен на 13 регионов, в каждый из которых назначались специальные представители папы римско­го — нунции. Основной обязанностью нунциев и всей конгрегации стала, естественно, пропаганда христианства (католицизма).

Слово «пропаганда», таким образом, приобрело отри­цательное значение в протестантских странах, но допол­нительный положительный оттенок значения (сходный с «образованием» или «проповедованием») в католических областях.

Термин «пропаганда» не получал широкого распро­странения до начала двадцатого столетия, когда его стали применять для описания тактики убеждения, использо­вавшейся в ходе Первой мировой войны. Пропаганда бы­ла первоначально определена как распространение при­страстных идей и мнений, часто с помощью лжи и обма­на. Слово «пропаганда» с тех пор стало означать массовое «внушение» или влияние через манипуляцию символов и психологию индивидуума. Пропаганда — это связь некой точки зрения с конечной целью, заключаю­щейся в том, что получатель данного призыва приходит к «добровольному» принятию этой позиции, как если бы она была его собственной.

Не всякое убеждение — пропаганда. Классические теории риторики ранних греков и римлян, с жадностью изучавшиеся людьми, высоко ценили рассуждения, кото­рые могли бы пролить свет на ту проблему, которую сле­дует разрешить. Такое убеждение могло принимать фор­му спора, дебатов, обсуждения или просто хорошо аргу­ментированной речи, представляющих доводы «за» или «против» данного утверждения. Конечным результатом и для аудитории, и для ораторов было просвещение.

Успешную пропаганду на войска противника и насе­ление его страны вели А. В. Суворов и М. И. Кутузов.

Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский, князь Италийский (1730—1800) — выдающийся русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Его знаменитая книга «Наука побеждать» включала в себя как способы ведения войны, так и методы воспитания и


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


145


обучения войск, информационно-психологического воз­действия на противника. Победоносный штурм Измаила армией Александра Суворова впечатляет. Ведь осаждав­ших было — 31 тыс. при 600 орудиях (15 тыс. — каза­ки). А осажденных — 35 тыс., имевших более 200 ору­дий. Крепость считалась неприступной, гарнизон — луч­шая часть турецкой армии. В ходе штурма было убито 26 тыс. турок, 9 тыс. пленены. Потери русских — 1815 убитых и 2445 раненых. Чуть более недели понадоби­лось новому командующему на подготовку штурма кре­пости, «круче которой в Европе нет». Но сколько было сделано за это время! Создание секторов, отрядов, ко­лонн с точным распределением ответственности. Кругло­суточные тренировки на макетах измаильских укрепле­ний. Удачный выбор направления главного удара — со стороны Дуная. Активные действия по дезориентации противника. Конкретную задачу — впервые в истории военного искусства — получал каждый егерь, сапер, ар­тиллерист, матрос речной флотилии («всякий должен знать свой маневр»).

Среди особо отличившихся при штурме был генерал-майор М. И. Кутузов, назначенный комендантом повер­женной крепости.

С 1995 года взятие Измаила отмечается как день во­инской славы России.

А. Суворов провел Итальянский и Швейцарский по­ходы 1799 года, разбив французские войска и совершив знаменитый переход через Альпы, чтобы выйти из окру­жения. Для пропагандистского искусства Суворова ха­рактерно новаторство, как и для всех остальных облас­тей, в которых протекала его деятельность.

Переход через Альпы проходил в сложнейших усло­виях: предательское, по существу, поведение австрийских «союзников», постоянно не выполнявших свои обяза­тельства, ежедневные стычки с неприятелем, часто пере­ходившие в сражения (достаточно вспомнить известный бой за Чертов мост), сама природа, создававшая на пути русской армии неимоверные трудности, — все это пре­одолели суворовские «чудо-богатыри». «Русский штык, по выражению самого Суворова, прорвался сквозь Аль-


146


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


пы», нанеся при этом французам потери, вчетверо пре­вышавшие собственные.

Швейцарский поход стал достойным венцом подвигов А. В. Суворова. В 1799 году он впервые в истории войн задумал и успешно осуществил пропагандистскую опера­цию как часть единого плана в интересах боевых дейст­вий своих войск (лишь в 1917 году это было повторено странами Антанты).

28 октября 1799 года за переход через Альпы Суво­ров получил звание генералиссимуса всех российских войск.

***

М. И. Кутузову принадлежит честь первого в истории войн использования пропагандистского текста, который объединил в себе призыв аудитории к определенным практическим действиям с документом, имеющим юри­дическую силу и поэтому становившимся особенно при­влекательным для пропагандируемых. Таким текстом бы­ло обращение М. И. Кутузова к населению Польши 27 декабря 1812 года. Отпечатанное значительным тиражом в виде листовки, обращение имело в конце особую ого­ворку: «Экземпляр сего объявления всякому, имеющий оный, служит вместо охранного листа». Дальнейшее раз­витие объединения пропагандистского текста с докумен­том привело к созданию в годы Первой мировой войны хорошо известной формы пропаганды плена в виде лис­товки-пропуска.

К концу XIX века искусство воздействия на психиче­ское состояние военнослужащих и население противника достигло высокого уровня. И хотя к этому периоду не был создан ни один специальный орган, печатный станок занял прочное место в арсенале средств достижения окончательной победы над врагом.

Президент США Вильсон создал Комитет по общест­венной информации под председательством Джорджа Криля.


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


147


В деятельности этого Комитета и просматривается за­рождение взаимосвязи информационного противоборства и PR. Задача Комитета состояла именно в том, чтобы мо­билизовать общественное мнение внутри страны на под­держку как участия Америки в войне, так и миротворче­ских усилий В. Вильсона, поскольку общественное мне­ние раскололось надвое сразу же после объявления войны.

Комитет Криля начал свою работу, не имея под рукой никаких испытанных на практике методик СМИ. Прихо­дилось постоянно импровизировать. Поскольку в те вре­мена не было развитых в масштабах страны радио- и те­лесетей для быстрого распространения важнейшей ин­формации, Комитет сформировал мобильные группы добровольцев, которые охватили почти 3000 администра­тивных графств (counties) по всей Америке. Получая те­леграммы, эти волонтеры, подобно птицам, разлетались по школам, церквам, клубам и другим местам сосредото­чения людей, чтобы сжато (за 4 минуты) сообщать по­следние новости, за что их и называли «четырехминутчи-ки» (Four Minutemen). В конце войны таких волонтеров насчитывалось уже около 400 тыс., они одновременно де­лали 400 тыс. четырехминутных сообщений среди самых разных слоев населения.

Вместе с тем Криль и его помощник Карл Бийор при­влекли к работе профессионалов, создав еще одну раз­ветвленную сеть каналов информационного влияния как на противника, так и на граждан Америки. Таким обра­зом и были созданы основные принципы ведения инфор­мационного противоборства: защита своей информацион­ной среды от влияния противника и информационное воздействие на войска и население противостоящей сто­роны.

Комитет делился на секции новостей, иноязычных га­зет и других печатных материалов, кинофильмов, воен­ных выставок, ярмарочных экспозиций, отношений с промышленниками, рекламы и карикатуры. Все это уме­ло использовалось для сплочения нации и информацион­но-пропагандистской работы против врага.


148


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


Первой проверкой Криля стал день, на который мно­гие в Вашингтоне смотрели с трепетом, 5 июля 1917 го­да — день, когда в США всем мужчинам призывного воз­раста следовало явиться для регистрации на военную службу. За месяц до дня пересчета Криль создал его са­мое многообещающее дитя — Четырехминутных Ребят (ЧМР). Идею ему подал один паренек из Чикаго, До­нальд Риэрсон, который сказал ему, чтобы он подбил не­скольких своих патриотично настроенных дружков про­изнести речи в кинотеатрах. Криль решил придать этой концепции национальный размах, дал добровольцам их патриотическое название и назначил Риэрсона их дирек­тором.

Вскоре в кинотеатрах по всей стране появились мест­ные ЧМР и заверяли, что они говорят от имени Комите­та общественной информации. Криль снабжал Четырех­минутных Ребят текстами 4-минутных речей, но призы­вал их, где возможно, вставлять что-то от себя. Их первой темой было «Всеобщее служение через выбороч­ный военный призыв». С 12 по 21 мая 75 тысяч ораторов внушали посетителям кинотеатров идею о том, что день регистрации должен стать фестивалем чести для буду­щих призывников.

Страна отозвалась с пониманием. 5 июня 10 миллио­нов человек были приписаны без намека на протест. Си­этл, штат Вашингтон, дал публичный банкет для своих призывников перед их отправкой в Кэмп-Льюис. В сот­нях крошечных городков ветераны Гражданской войны приходили, чтобы проводить новых солдат до железнодо­рожной станции. К концу войны страна имела 516 тыс. призывников в тренировочных лагерях, и все еще без те­ни протеста.

Тем временем Четырехминутные Ребята развивали свои темы, например: «Почему мы сражаемся» и «Кто наш настоящий враг». Криль никогда не прекращал улуч­шать свои представления, рассылая для их проработки команды из учителей ораторства и известных писателей по всей стране. В действительности у него были «инспек­торы», проверяющие их. Чтобы вступить в ряды ЧМР, человеку надо было иметь поручительства от трех значи-


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


149


тельных в своем городе граждан. Если он не соответство­вал нужному уровню, его бесцеремонно исключали из группы.

ЧМР стали вскоре выступать на гражданских и проф­союзных митингах, разных тусовках, лагерях лесорубов и даже в индейских резервациях. ЧМР действовали в 153 вузах, в армии. Наконец, было отделение Юношеского ЧМР, которое выступало в старших классах школ. Луч­шие из выступавших выигрывали призы. Двести тысяч учеников старших школ участвовали в поддержке движе­ний Третьего Свободного Займа.

Ко времени окончания войны Криль, любивший ста­тистику, объявил, что его ораторы произнесли 755 190 речей для в общей сложности 314 454 514 американцев. За месяц они доходили до более чем 11 миллионов лю­дей. Газеты, сообщавшие о них, посвятили им 900 000 строк, и это была статистика только по крупным газетам. Вся эта грандиозная программа стоила правительст­ву лишь $101 555,10.

Комитет делился на секции новостей, иноязычных га­зет и других печатных материалов, кинофильмов, воен­ных выставок, ярмарочных экспозиций, отношений с промышленниками, рекламы и карикатуры. Все это уме­ло использовалось для сплочения нации и информацион­но-пропагандистской работы против врага. Деятельность Комитета достигла невиданных доселе масштабов.

Одновременно проводилась широкомасштабная PR-кампания по организации государственного «Займа сво­боды», возглавляемая Г. Эмерсоном, который позже стал пионером паблик-рилейшнз в банковском деле. В ходе кампании по сбору средств использовались приемы рек­ламы, паблисити, со временем вошедшие в арсенал искус­ства связей с общественностью многочисленных компа­ний. Следует отметить высокую эффективность деятель­ности Комитета Криля. Достаточно привести несколько фактов. Если в начале войны Красный Крест США на­считывал в своих рядах около полумиллиона членов, а фонды составляли 200 тыс. долларов, то к концу войны в нем уже состояло 20 млн. человек, а поступления возрос­ли до 400 млн. долларов. Если весной 1917 года облига-


150


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


циями государственного займа владели всего 350 тыс. граждан Америки, то уже через шесть месяцев облига­ции «Займа свободы» имели на руках 10 млн. человек.

***

Во время Первой мировой войны школу ведения ин­формационного противоборства и PR прошло немало лю­дей, со временем ставших профессионалами этого дела. Среди них был Александр Парвус.

Парвус, он же Израиль Лазаревич Гельфанд, родился в 1867 году под Минском в еврейской семье. Затем стал социалистом, был учителем Л. Троцкого, членом редкол­легии газеты «Искра». Был знаком с Лениным с 1905 го­да. Именно он разработал программу подрывных инфор­мационно-пропагандистских операций против России и предложил ее профинансировать МИД Германии. Гер­манский кайзер одобрил эту программу. На ее финанси­рование было выделено около 100 млн. марок. Именно Парвус обеспечил Ильичу и его 35 соратникам возвраще­ние в Россию через воюющую Германию, без его участия такой вояж был бы невозможен.

Грандиозный план ведения информационной войны против России «не военными средствами» был реализо­ван. Завершился он Брестским миром 1918 года и выхо­дом России из войны с Германией.

Однако сама Германия стала жертвой информационно-психологических операций противника по разложению ее тыла. Страны Антанты активно поддерживали социали­стов, которые хотели свергнуть власть кайзера, финанси­ровали их деятельность. Под информационным давлением в Германии, как и в России, вспыхнула революция, и в итоге немцы проиграли Первую мировую войну.

После окончания войны немецкие военачальники не­однократно заявляли, что Германия потерпела пораже­ние не на поле боя, что «ее армия никогда не была раз­бита», а исход был предрешен тем, что рухнул тыл, по­скольку «чужеродные и радикальные элементы стали легкой добычей иностранной пропаганды». Сразу после окончания Первой мировой войны в западных странах


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


151


проявили повышенный интерес к ее политическому опы­ту. Были написаны десятки исследований, созданы специ­альные кафедры во многих университетах, которые при­ступили к подготовке квалифицированных специалистов. Обобщенный опыт и накопленные теоретические позна­ния в области информационного противоборства были объединены в единую теорию, которую немецкий ученый Фуллер в 1921 году назвал теорией психологической вой­ны. После войны были написаны десятки исследований, созданы специальные кафедры во многих университетах, которые в широких масштабах приступили к подготовке квалифицированных специалистов по теории и практике пропаганды на войска и население противника.

Наиболее четко изложены взгляды на важную роль пропаганды в войне в книге англичанина Гарольда Ласве-ля «Техника пропаганды в мировой войне», изданной в 1927 году в Лондоне. В связи с тем что подходы Г. Ласве-ля не потеряли актуальности и сегодня, автор считает не­обходимым изложить их достаточно полно:

1. История империалистической войны показывает,
что современная война должна вестись на 3-х фронтах:
военном, экономическом и пропаганды.

2. Пропагандой можно действовать как оружием пря­мой связи на нравственное состояние неприятеля, стара­ясь нарушить его состояние или же отклонить ненависть неприятеля от воюющей с ним страны.

3. Успешность пропаганды зависит от искусного при­менения средств при благоприятных условиях. Средст­ва — это то, чем пропагандист может располагать; усло­вия — это то, к чему он должен приспосабливаться. Про­пагандист может видоизменить организацию своей деятельности, менять течение внушаемых им мыслей и заменять один способ распространения этих мыслей дру­гим, — но он непременно должен считаться с определен­ными объективными фактами международной жизни и с общим настроением.

4. Основные стратегические цели пропаганды:

 

—возбуждение ненависти к неприятелю;

—поддержание дружественных отношений с союзни­ками;


152


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


—сохранение добрых отношений с нейтральными странами и, если возможно, старание заручиться их со­трудничеством;

—деморализация противника.

Таким образом, Г. Ласвель, пожалуй, впервые выделил информационно-психологическую сферу войны, показав пропаганду как особый вид оружия, воздействующий на нравственное состояние (то есть психическое состояние) неприятеля.

***

В гитлеровской Германии действовало специальное министерство во главе с Йозефом Геббельсом, занимаю­щееся пропагандой. Министерство объединило сущест­вующие пропагандистские организации рейха, став фак­тическим монополистом в сфере пропаганды, с тем чтобы «пронизать идеями национал-социализма все стороны жизни немецкой нации». В соответствии с правительст­венным декретом от 30 июня 1933 года в ведение мини­стерства передавались общая политическая пропаганда, высшая политическая школа, государственные празднест­ва, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр, кино, моральное состояние общества.

При образовании министерства пропаганды его руко­водителю Геббельсу пришлось буквально отвоевывать полномочия у других ведомств. Так, из ведения мини­стерства внутренних дел были изъяты общие вопросы внутренней пропаганды, право надзора за прессой, радио, кино. Министерство экономики лишилось контроля над рекламой, проведением выставок и ярмарок. Министерст­во иностранных дел передало Геббельсу всю пропаган­дистскую работу за рубежом и лишилось собственного отдела печати. По мнению И. Риббентропа, возглавивше­го МИД в 1938 году, это решение было «политико-орга­низационной ошибкой» и вызывало определенную напря­женность в отношениях с министерством пропаганды. Однако при реализации крупных внешнеполитических и военных акций оба министерства действовали согласо-


ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ... ПРОТИВОБОРСТВА


153


ванно, и МИД готовил «белые книги», на основе которых проводились пропагандистские кампании.

Длительное время продолжалась борьба между Геб­бельсом и вермахтом за руководство военной пропаган­дой. Конфликт формально закончился компромиссом зи­мой 1938/39 года, когда было подписано специальное со­глашение о «разделе полномочий». В случае войны вся военная пропаганда внутри страны отдавалась мини­стерству Геббельса. В районах военных действий пропа­гандой занимался отдел военной пропаганды вермахта, который согласовывал основную пропагандистскую ли­нию с Геббельсом.

Несмотря на некую конкуренцию в области пропаган­ды, министерство Геббельса оставалось самым крупным и влиятельным органом. Бюджет министерства вырос с 28 млн. марок в 1934 году до 95 млн. в 1939 году. За 10 лет существования министерство получило из бюджета 1,3 млрд. марок. На 1 апреля 1939 года общее число рабо­тающих в центральном аппарате министерства составля­ло 956 человек. Через год численность выросла до 1356, а к апрелю 1941 года в нем было занято 1902 человека. В министерстве пропаганды были собраны лучшие про­пагандистские кадры нацистов. Его костяк в 1933 году составили бывшие сотрудники управления пропаганды НСДАП, каждый десятый из них имел золотой партий­ный значок. Средний возраст сотрудников составлял 39 лет, большинство из них принадлежали к верхнему слою среднего класса, половина имела университетские дип­ломы.

Внутренняя структура министерства постоянно меня­лась, росло число отделов. Первоначально были выде­лены отделы пропаганды, радио, прессы, кино, театра, но уже в 1935 году число отделов увеличилось до 9, в 1942-м — до 14. Кроме того, при министерстве имелся со­вет по издательскому делу, под контролем которого нахо­дилось 2800 издательств и 27 тыс. книготорговых учреж­дений. В руках министерства фактически находилась сис­тема получения информации. В 1934 году были объединены два крупнейших информационных агентства: агентство Вольфа и Телеграфный союз, входивший в га-


154


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


зетный концерн Гугенберга. В результате объединения возникло официальное агентство «Немецкое информа­ционное бюро».

Ведущим отделом министерства был отдел пропаган­ды, не имевший узкой специализации. На него возлага­лась задача по пропаганде идеологии НСРПГ, партийных документов, правительственной политики, расовых док­трин и т.д. Здесь планировались разнообразные государ­ственные агитационные кампании, проводившиеся с большой помпой. Особенно тщательно планировались и пышно проводились мероприятия с участием Гитлера.

Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание. Отдел радио формулировал политику в области радиовещания и осуществлял надзор за ее выполнением. В его руках находилась Германская радиовещательная корпорация и 26 млн. радиослушате­лей — 40% населения страны. Имелось несколько радио­станций (Мюнхен, Кёнигсберг, Лейпциг, Дрезден, Гам­бург), которые вели вещание на европейские страны, главным образом для «фольксдойче». Постоянно наращи­валось количество передач на «дальнее зарубежье». В 1938 году суточная продолжительность зарубежных пе­редач составила на страны Западного полушария 22 часа, Африки — 8 часов, Азии — 21. Более половины передач велось на английском языке, около 40% — на немецком.





































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: