Кризис новой британской империи

По нашему мнению, США в 2008 году войдут в поло­су системного политического и экономического кризиса, который впервые в истории поставит вопрос о существо­вании США как единого государства. Поэтому уже к 2010 году Китай может стать мировым лидером.

1. Позициям Вашингтона в Южной и Центральной Азии теперь особенно серьезно грозит сближение в тре­угольнике Китай—Индия—Пакистан. Как известно, дав­ние соперники, Индия и Пакистан, совсем недавно вме­сте были приняты наблюдателями в ШОС. В случае ус­пеха этой политики американская роль арбитра в этом регионе может стать для Пакистана ненужной. Как ре-


ГЛАВА 17. НОВАЯ БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ РУСЬ

зультат, могут также сильно сузиться возможности аме­риканской дипломатии и в Индии, которая будет меньше опасаться продажи передового вооружения Пакистану.

2. Как можно было предполагать, наиболее болезнен­ную реакцию в Вашингтоне вызвало сближение между Дели и Пекином. Впервые представители Индии получи­ли приглашение в качестве наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества на маневры, проходящие на китайской территории. Огромным шагом вперед также стало подписание «меморандумов о взаимопонимании» между китайскими и индийскими нефтегазовыми гиган­тами, направленных на предотвращение избыточной кон­куренции. До сего времени индийцы и китайцы букваль­но отталкивали друг друга локтями в борьбе за контроль над нефтеносными районами Ирана, Индонезии, Саудов­ской Аравии, России, Бирмы, Бангладеш и даже Австра­лии. Попытки Вашингтона вбить брешь между евразий­скими государствами наталкиваются на жесткую и весь­ма координированную китайскую дипломатию.

3. События в Новом Орлеане показали неэффектив­ность властей и являются предвестником начала этапа глобальных проблем США. По мнению специалистов, в самые ближайшие годы подобные катастрофы постигнут все восточное побережье Америки, включая Нью-Йорк. Причины всех катастроф носят антропогенный характер и связаны с глобальным потеплением. Ураган «Катри-на» — это следствие бомбардировок Югославии, Афгани­стана и Ирака, отказа США от подписания Киотского протокола. Ведь США осуществляют 40% выбросов в ат­мосферу. Кроме того, защитные дамбы в США, несмотря на все предостережения ученых, оказались не готовы к удару стихии. Благодаря войне в Ираке было свернуто и строительство дамб, и научные исследования в этой об­ласти. Страдают от экономии средств не только защит­ные дамбы — страдают и противопожарные службы, и сейсмологические исследования, и особенно социальные программы. Все это обернется многочисленными катаст­рофами уже в самое ближайшее время. А если еще учесть жесткое электоральное разделение между штатами — тер­риториальный раскол США может стать реальностью.


330


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


4. Системный политический кризис на Украине — серьезнейший удар по планам геополитического усиления в Евразии Новой Британской империи вне зависимости от хода дальнейших событий. В 2004 году на Украине под видом «бархатной революции» была реализована страте­гическая информационная операция, направленная на соз­дание нового «троянского коня» НБИ внутри континен­тального пространства. Под оранжевыми знаменами были консолидированы все силы, противодействующие консо­лидации новой Евразии. Путем проведения комплексной информационно-финансовой стратегии альянс Ющенко— Тимошенко был приведен к власти. Почти год все на Ук­раине шло для Новой Британской империи максимально благоприятно: стремительно шли процессы интеграции Украины в НАТО, ГУАМ, отбиралась собственность у российских инвесторов, разворовывался российский газ, закрывались неугодные телеканалы, заключались в тюрь­мы лидеры мятежного юго-востока, украинизировался Крым, удушалось Приднестровье, публичное унижение Украинской Православной Церкви Московской Патриар­хии, под конец была проведена попытка создать «Балто-Черноморско-Каспийское содружество». И вся эта идил­лия Новой Британской империи разлетелась в пух и прах в начале сентября 2005 года (Ющенко и Тимошенко стали врагами, и чтобы ситуативно «одолеть» Тимошенко, Ющенко обратился за поддержкой к Януковичу). Присое­динение Украины к НАТО не поддерживает абсолютное большинство населения страны. Сегодня понятно, что без учета настроений в Донецке и в Харькове, в Запорожье и в Крыму выиграть выборы на Украине будет невозможно. Пребывающий у власти клан пользуется поддержкой меньшинства населения страны. Рейтинг президента Ук­раины сегодня не превышает 20% — на такую рекордно низкую отметку не падал даже рейтинг Кучмы. Таким об­разом, если Украина после парламентских выборов 2006 года не станет второй Белоруссией (на это у российских политиков точно не хватит политической воли), то по крайней мере получит все шансы стать подлинно ней­тральной страной, с устойчивым и влиятельным пророс-сийским лобби внутри страны. И этот процесс уже необ-


ГЛАВА 17. НОВАЯ БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ РУСЬ

ратим, что равносильно фронтальному провалу сценария Новой Британской империи на Украине.

4. Серьезный удар был нанесен по верному и предан­ному сателлиту Новой Британской империи в Европе — Польше. Речь идет о так называемом пакте Путина— Шрёдера, положившем начало строительству газопровода Выборг — Грейфсвальд. Соглашение о строительстве Се­вероевропейского газопровода (СЕГ) было подписано 8 сентября во время визита Путина в Германию. ОАО «Газпром» и немецкие компании BASF AG и E. ON AG подписали принципиальное соглашение о строитель­стве этого газопровода, трасса которого пройдет через ак­ваторию Балтийского моря. Партнеры намереваются соз­дать совместное германо-российское предприятие, в ка­питале которого «Газпрому» будет принадлежать 51%, а компаниям BASF и E.ON — по 24,5%. Суммарные инве­стиции, необходимые для реализации всего проекта СЕГ, составляют более 4 млрд. евро.

На пресс-конференции в Брюсселе 3 октября 2005 го­да Президент России сообщил, что о своей заинтересо­ванности участвовать в проекте уже заявили не только Германия, но и другие европейские страны — Франция, Нидерланды и Бельгия. Владимир Путин не исключает, что в будущем по дну Балтийского моря газ будет посту­пать в западноевропейские страны. «Газпром» договари­вается с партнерами в Бельгии о строительстве крупней­шего газового хранилища», — сообщил Путин. По его словам, газ в это хранилище будет поставляться по Севе­роевропейскому газопроводу. В свою очередь, премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт сообщил, что Бельгия готова рассмотреть возможность участия в проекте строительства Североевропейского газопровода. «Если есть такая возможность, мы готовы обсуждать этот во­прос», — сказал глава правительства Бельгии.

Североевропейский газопровод соединит российское побережье Балтийского моря в районе Выборга с герман­ским побережьем. Протяженность газопровода превысит 1200 километров. Ввод СЕГ в эксплуатацию намечен на 2010 год, причем на первом этапе планируется строитель­ство одной нитки пропускной способностью около 27,5


332


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


млрд. кубометров газа в год. Проект также предусматри­вает строительство второй нитки газопровода и увеличе­ние пропускной способности СЕГ в два раза — до 55 млрд. кубометров природного газа в год.

Суть проекта — в организации прямого коридора для поставок газа от основного его производителя (России) до крупнейшего рынка сбыта (Западная Европа). Причем это не только Германия, но и другие страны. Ресурсы альтернативных газодобытчиков в регионе (Норвегия, Голландия, Великобритания) сейчас близки к исчерпа­нию. По мнению экспертов, уже в первый год эксплуата­ции СЕГ российская сторона получит выручку в размере около $4 млрд. Для России также сокращаются расходы за транзит, которые только на украинском участке со­ставляют 20% от выручки (около 13% объема — плата за транзит, и еще примерно 7% расходуется на поддержание давления в трубах). Кроме того, возможность подключе­ния к сети нескольких новых стран открывает России широкие возможности для расширения энергетического присутствия в Западной Европе. Он свяжет российского экспортера с германским потребителем напрямую, минуя транзитные страны Восточной Европы. Эти страны сего­дня объединены под эгидой Новой Британской империи в «санитарную антироссийскую зону». Теперь предпри­нимаемые попытки создать «новую Речь Посполитую» (Польша, Балтия, Грузия, Украина, Азербайджан и Мол­дова) обречены на провал. Газопровод разрывает страны удушающего кольца «Анаконды», и эти куски уже не объединить в нечто структурное целое. Объединение «са­нитарной зоны» представляет угрозу не только для Рос­сии, но и для государств срединной Европы — даже в большей степени. Поэтому объективный, консолидиро­ванный интерес Германии и России заключается в совме­стном удушении новой, гигантской Речи Посполитой еще в зародыше. Строительство газопровода — это первый, но важнейший шаг к такому развитию событий. Таким обра­зом, Новая Британская империя получила четыре сокру­шающих удара, которые сама же и спровоцировала. Здесь впору задуматься о печальной судьбе всех мировых им-


ГЛАВА 17. НОВАЯ БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ РУСЬ

перий. Возможно, тот факт, что «все империи развалива­ются», США вскоре докажут на собственном примере.

...Завершая выступление, хотелось бы еще раз под­черкнуть, что Россия заинтересована в стабильности внутренней социально-политической обстановки в Цен­тральной Азии, решении внутриполитических проблем путем диалога власти и оппозиции. Президентские выбо­ры в Казахстане, которые пройдут 4 декабря 2005 года, являются «экзаменом на прочность» процесса строитель­ства новой Евразии. Россия должна предпринять усилия по предотвращению потенциально возможных негатив­ных событий. В этой связи я бы предложил несколько базовых принципов стратегической политики в отноше­нии Казахстана.

Первый базовый принцип — Россия не заинтересова­на ни в каких дестабилизирующих событиях, по какому бы сценарию они ни происходили: андижанскому, май-данскому или какому-либо еще.

Второй принцип — Россия заинтересована в конструк­тивном диалоге и сотрудничестве со всеми политически­ми силами Казахстана — как с действующей властью, так и с оппозицией.

Третий принцип — со всеми ведущими политически­ми партиями Казахстана надо договориться о том, что от­ношения с Россией — это краеугольный камень стабиль­ности, и они не должны подвергаться никаким изменени­ям в рамках преемственности системы власти в Казахстане.

Наконец, четвертый базовый принцип — сохранение и развитие общего информационно-культурного простран­ства.

События в Андижане еще раз очень четко показали, что в условиях кризисной ситуации отдельные россий­ские СМИ переходят под внешнее содержательное управление НБИ. Президент Узбекистана И. Каримов смог изменить эту ситуацию, только полностью прекра­тив телевещание. Я не знаю, хватит ли у Н. Назарбаева решимости повторить этот шаг. Он более жесткий чело­век, нежели А. Акаев, но более мягок по сравнению с


334


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


И. Каримовым. Я не уверен, что у него хватит сил и по­литической воли для таких жестких действий, да еще в условиях политического кризиса и активизации всех сдерживающих факторов, которые отмечались выше.

Поэтому последним по месту, но не последним по зна­чению потенциальным фактором дестабилизации постсо­ветского пространства в целом (и Казахстана в частно­сти) является отсутствие целенаправленной и системной политики со стороны России, прежде всего информаци­онной. Надеюсь, что наш форум будет содействовать про­цессу становления новой Евразии и укреплению стабиль­ности в Центральной Азии».














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: