Сплочение цивилизаций: синдром «братских стран»

Группы или страны, принадлежащие к одной цивили­зации, оказавшись вовлеченными в войну с людьми дру­гой цивилизации, естественно, пытаются заручиться под­держкой представителей своей цивилизации.

Первое. В ходе конфликта в Персидском заливе одна арабская страна вторглась в другую, а затем вступила в борьбу с коалицией арабских, западных и прочих стран. Хотя открыто на сторону Саддама Хусейна встали лишь немногие мусульманские правительства, но неофициаль­но его поддержали правящие элиты многих арабских стран, и он получил огромную популярность среди широ­ких слоев арабского населения. Исламские фундамента­листы сплошь и рядом поддерживали Ирак, а не прави­тельства Кувейта и Саудовской Аравии, за спиной кото­рых стоял Запад. Подогревая арабский национализм, Саддам Хусейн неприкрыто апеллировал к исламу. Срав­нивая решительность Запада в случае с Ираком с его не­способностью защитить боснийских мусульман от сербов и применить санкции против Израиля за несоблюдение тем резолюций ООН, мусульмане упрекают Запад в двойной морали. Но мир, где происходит столкновение цивилизаций, — это неизбежно мир с двойной моралью: одна используется по отношению к «братским странам», а другая — по отношению ко всем остальным.

От автора. Хантингтон случайно, а может быть, даже и специально открыто объявляет о главном идеоло­гическом принципе Новой Британской империи — двойной


394


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


морали. Уважаемые читатели! Еще раз внимательно про­читайте слова Хантингтона: «Но мир, где происходит столкновение цивилизаций, — это неизбежно мир с двой­ной моралью: одна используется по отношению к «брат­ским странам», а другая — по отношению ко всем ос­тальным».

Второе. Синдром «братских стран» проявляется также в конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Военные успехи армян в 1992—1993 годах подтолкнули Турцию к усиленной поддержке родственного ей в религи­озном, этническом и языковом отношении Азербайджана.

От автора. Анализ неправильный, так как исламский Иран поддерживает христианскую Армению.

Третье. Если посмотреть на войну в бывшей Югосла­вии, то здесь западная общественность проявила симпа­тии и поддержку боснийских мусульман, а также ужас и отвращение к зверствам, творимым сербами. В то же вре­мя ее относительно мало взволновали нападения на му­сульман со стороны хорватов и расчленение Боснии и Герцеговины. Исламские правительства и политические группировки, в свою очередь, клеймят Запад за то, что он не встал на защиту боснийских мусульман. Иранские ру­ководители призывают мусульман всего мира оказать по­мощь Боснии. Вопреки эмбарго ООН, Иран поставляет в Боснию солдат и оружие. Поддерживаемые Ираном ли­ванские группировки посылают боевиков для обучения и организации боснийских вооруженных сил. Сообщалось, что в 1993 г. в Боснии сражалось до 4000 мусульман бо­лее чем из двадцати исламских стран. Правительства Саудовской Аравии и других стран испытывают все бо­лее мощное давление со стороны фундаменталистских группировок, требующих более решительной поддержки Боснии. Согласно сообщениям, к концу 1992 г. Саудов­ская Аравия, по сути, финансировала снабжение босний­ских мусульман оружием и продовольствием. Это значи­тельно повысило их боеспособность перед лицом сербов.


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


395


От автора. Несмотря на идеологические заявления Хантингтона в ходе конфликта на Балканах, Новая Бри­танская империя поддержала мусульман сначала в Бос­нии, а потом в Косово. Главная цель этих действий — дес­табилизация ситуации на европейском континенте, паде­ние курса евро по отношению к доллару, ослабление геополитических позиций России на Балканах.

Конфликты и насилие возможны и между странами, принадлежащими к одной цивилизации, а также внутри этих стран. Но они, как правило, не столь интенсивны и всеобъемлющи, как конфликты между цивилизациями. Принадлежность к одной цивилизации снижает вероят­ность насилия в тех случаях, когда, не будь этого обстоя­тельства, до него бы непременно дошло дело. В 1991—1992 годах многие были обеспокоены возможностью военного столкновения между Россией и Украиной из-за спорных территорий — в первую очередь Крыма, а также из-за Чер­номорского флота, ядерных арсеналов и экономических проблем. Но если принадлежность к одной цивилизации что-то значит, вероятность вооруженного конфликта меж­ду Россией и Украиной не очень велика. Это два славян­ских, по большей части православных народа, на протяже­нии столетий имевших тесные связи. И поэтому в начале 1993 г., несмотря на все причины для конфликта, лидеры обеих стран успешно вели переговоры, устраняя разногла­сия. В это время на территории бывшего Советского Сою­за шли серьезные бои между мусульманами и христиана­ми: напряженность, доходящая до прямых столкновений, определяла отношения между западными и православны­ми христианами в Прибалтике, — но между русскими и украинцами дело до насилия не дошло. До сих пор сплоче­ние цивилизаций принимало ограниченные формы, но процесс развивается, и у него есть значительный потенци­ал на будущее. Следующая мировая война, если она раз­разится, будет войной между цивилизациями.

От автора. Хантингтон определяет ключевую цель Новой Британской империи — конфликт между братскими народами России и Украины. То, что, по его же классифика-


396


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


ции, они принадлежат к одной цивилизации, абсолютно не смущает Хантингтона. Ради достижения мирового господ­ства можно пойти на любые идеологические ухищрения. Последние события на Украине это и демонстрируют.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: