Решение исследовательских и изобретательских задач

1) За сезон финиковая пальма может дать 240 литров сладкого сока, идущего на изготовление пальмового сахара. Но для сбора сока надо сделать надрез на стволе под самой кроной. А это 20 метров высоты! Как быть?

 

2) Имеется установка для испытания длительного действия кислот на поверхность образцов сплавов. Установка представляет собой герметично закрываемую металлическую камеру. На дно камеры устанавливают образцы (кубики). Камеру заполняют агрессивной жидкостью, создают необходимые температуру и давление. Агрессивная жидкость действует не только на кубики, но и на стенки камеры, вызывая их коррозию и быстрое разрушение. Приходится изготавливать камеру из благород­ных металлов, что чрезвычайно дорого. Как быть?

 

3) Необходимо обеспечить освещение станции на Луне, для этого нужна компактная и сильная электролампа. Лам­па должна выдержать большие механические перегрузки. При испытаниях оказалось, что лампы не выдерживают перегрузок, слабым местом является соединение цоколя лампы со стеклянным баллоном. Как решить эту проблему?

 

4)  По трубопроводу перекачивают жидкий кис­лород. Несмотря на хорошую теплоизоляцию, часть кислорода переходит в газообразное состояние. Образуются маленькие пузырьки, более или менее равномерно распределенные по всему потоку. Между тем из трубопровода должен поступать в резервуар только жидкий кислород. Требуется найти простой способ отделения жидкого кислорода от пузырьков.

 

5) Предположим, на одной из планет обнаружена жизнь в виде планктона. Автоматы доставили на Землю образцы воды с крохотными (50- 100 мкм) комочками живой материи. Сразу же возникла задача: как наблюдать «инопланетян» в микроскоп, если они находятся и постоянном броуновском движении?

 

6) На соревнованиях по прыжкам в воду у спортсменов иногда бывают серьезные травмы. Неудачный прыжок - и человек больно «шлепается» о воду. Что вы можете предложить для обеспечения безопасности спортсменов?

 

 

При решении задач можно использовать приемы ТРИЗ.


Приложение №4

 


Эко-кейс «Экологичная многоэтажка»

1) Проблема бытовых отходов остро стоит перед современным городом. Население города производит огромный объем мусора, на каждого городского жителя, примерно, приходится от 500 до 800 кг отходов за год. Твердые бытовые отходы разнообразны: древесина, картон и бумага, текстиль, кожа и кости, резина и металлы, камни, стекло и пластмассы. Естественное разложение различных материалов требует определенного времени: разложения бумаги от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет. Сжигание ТБО в урнах и мусорных баках недопустимо, т.к. в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсичные вещества, которые вызывают различные заболевания и негативно сказываются на окружающей среде.

Несмотря на различные проекты в этой области, например, раздельный сбор мусора, проблема утилизации отходов до сих пор не решена. Необходимо, чтобы процесс утилизации мусора был экологически безопасным, быстрым и дешевым.

 

Задача:

 

Разработать проект экологически безопасного способа сбора и утилизации бытовых отходов для отдельного многоэтажного дома.

 

Продумать, как будет производиться сбор мусора, утилизация.

 

Решение кейса можно представить в виде описания, с приложением схем, чертежей, макета и т.д.

 



Приложение №5

Состав жюри:

 

Председатель жюри – Даминев Р.Р., депутат Совета городского округа город Стерлитамак, директор филиала ФГБОУ ВО УГНТУ в г.Стерлитамаке, д.т.н., профессор

 

Заместитель председателя жюри – Максютов Артур Ринатович, директор МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ

 

Члены жюри:

Тинишова Э.У., учитель химии МАОУ «Лицей №1», педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ

 

Исламутдинова А.А., зам. заведующего кафедрой «Общая химическая технология» филиала ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Стерлитамаке, к.т.н., доцент,

 

Лузина М.С. – ст. преподаватель кафедры «Общая химическая технология» филиала ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Стерлитамаке,

 

Пряничникова В.В. – доцент кафедры «Общая химическая технология» филиала ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Стерлитамаке, к.т.н.,

 

Тарова Л.И., - учитель химии МАОУ «Гимназия №1»;

 

Лысенкова Э.Н. -  учитель химии МАОУ «СОШ №26»;

 

Васильева Г.Р. -  методист МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ;

 

Романова И.Н. – педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ;

 

Арасланов М.М. – педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ;

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: