Тема: Введение в соцпсих-ю. Личность и общество

Тема: Психологические особенности овладения профессией.

Психолог А. К. Маркова обращает внимание на два ключевых аспекта труда:
- объект труда (структура профессии, нормативные показатели операционально-технической структуры профессии). Это объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции. средства, условия;   -субъект труда (психограмма) - это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения трудовой деятельности. Сюда относят ряд профессионально важных качеств: направленность личности, мотивы и цели включения ч-ка в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, профессиональные способности, профессиональный тип мышлений.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

Профессии можно классифицировать по характеру объекта труда и по характеру субъекта труда.

Классификация профессий по объекту труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Типов профессий: профессии типа «человек - человек» объединяют медработников, учителей, психологов, милиционеров. работников сферы обслуживания (продавцов, парикмахеров и т.д .); профессии типа «человек - природа» объединяют полеводов, животноводов, пчеловодов, ветеринаров, агрономов и т.д.; профессии типа «человек - техника» объединяют летчиков, инженеров, механиков, шоферов, машинистов, водителей, слесарей, швей-мотористок и т.д.; профессии типа "человек - художественный образ» объединяют музыкантов, писателей, художников, артистов, реставраторов и т. д. знаковая система» объединяют программистов, конструкторов, редакторов, лингвистов т. д.

По характеру субъекта труда, т.е. по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека, можно выделить 3 профессии, требующие абсолютной профпригодности (для них необходимы определенные природные данные), и профессии относительной профпригодностью, где отсутствии необходимых качеств может компенсироваться мотивацией и опытом человека. Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность, помимо способностей, включает мотивацию и удовлетворенность трудом.

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Профессионал - это специалист: - овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;-сознательно изменяющий и развивающий себя в труде; - вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию; - нашедший свое индивидуальное предназначение; - стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности; - повышающий престиж своей профессии в общество.

Человек становится профессионалом не сразу. А. К. Маркова разграничивает уровни профессионализма.
Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди могут задерживаться на нем длительное время.                       Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.                                                                                                  Суперпрофессионализм. На этом уровне человек выходит за пределы профессии и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно на прогресс общества.                                                                     Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом наблюдаются определенные деформации в становлении профессионала: либо человек допускает брак в работе, либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает и свое профессиональное и личностное развитие, либо преследует только цели личного преуспевания.
Послепрофессионализм. Это уровень людей пенсионного возраста. Каждый проживает его с разной степенью достоинства. Человек может быть экс-профессионалом, а может - советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.

P. Р. Хэвигхёст (R. Havighurst) предлагает свое видение этапов профессионального пути. - Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими родственниками, и намерение работать в будущем становится часто их Я-концепции. - Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники начинают организовывать свое время и прилагать усилия для выполнения домашних заданий, работы по дому и т.д. - Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. - Становление профессионала (от 25 до 40 лет). - Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают о своей гражданской и социальной ответственности и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.- Размышления о продуктивном профессиональной деятельности (после 70 лет).
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА Основой становления человека как профессионала его общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (к познанию, мышлению, общению, труду и т.д.): в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.) в юношеском общие профессиональные способности (к разным типам профессии) в зрелом возрасте формируются профессиональные способности.




Тема: Введение в соцпсих-ю. Личность и общество.

Наиболее известная классификация социальной п-гии выделяет три группы методов:
- эмпирическое исследование - наблюдение, анализ тоя, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тести, аппаратурные методы, эксперимент.                                                                                  -моделирование;
- методы управленческо-воспитательного воздействия.

Рассмотрим методы первой группы.                                                                                                                                                                                                                   Метод наблюдения. Так же, как и в психологии, стандартизованное и нестандартизованное (свободное), включенное, т.е. наблюдение.                                       Метод анализа документов. Является разновидностью анализа продуктов. Документ -информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Все методы анализа документов делятся на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). Количественные методы анализа текстовых материалов, в связи с разработкой контент-анализа (анализа содержания). Контент-анализ - способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей со статистической обработкой.                                                                       Метод опроса. Среди видов опроса наибольшее распространение получили:
- очный опрос (интервью), проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с респондентом, - заочный опрос анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения анкеты респондентами.
Метод социометрии. Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений для их изменения и оптимизации. Например: «Кого бы вы пригласили на день рождения, а кого нет?» и наоборот, и т.д.                                                                                                                                                      Метод групповой оценки личности. Это способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее участников. Данный метод позволяет оценить наличие степень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Этот метод используется в организационной психологии для решения вопросов отбора и расстановки кадров.                                                          Тесты. С помощью тестов в социальной психологии определяются социально-психологические свойства личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и т.д.), межиндивилуальные и межгрупповые отличия. известность получили тест интерперсональной диагностики Т. Лири, шкала совместимости В. Шутца, методика оценочной биполяризации Фидлера и др.





СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация - процесс становления личности. В ходе этого процесса, который продолжается в течение всей жизни, человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. Социализация начинается с первых минут жизни человека и осуществляется в трех сферах: деятельности, общении, самосознании.
В процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, делать инъекции и т.д.), определяя для себя при этом наиболее значимые ее аспекты. Он выбирает для себя главную деятельность и подчиняет ей все остальные. В жизнедеятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медицинская сестра, вратарь, студент, муж и т.д.) и осмысливает их.   Социализация - это расширение и углубление общения. Расширение общения можно понимать как умножение контактов с другими людьми. Углубление общения это переход от монологического общения к диалогическому. У ч-ка формируется способность к децентрации - умение принять другую точку зрения.  В процессе социализации развивается самосознание. В человеке возникает и в течение всей его жизни формируется образ Я как представление о себе.

Можно выделить три основные стадии социализации:
- Дотрудовая стадия
охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает период от рождения до поступления в школу, а также период обучения.
- Трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности. И если признание стадии трудовой социализации уже не вызывает дискуссий, то этого нельзя сказать о послетрудовой стадии.                                                                    - Вопрос о послетрудовой стадии социализации остается спорным  в социальной психологии. С одной стороны, само понятие социализации неактуально для людей пожилого и старческого возраста, в котором все социальные сокращаются. С другой стороны. существуют многочисленные исследования социальной активности лиц пожилого возраста, которые вносят существенный в воспроизводство социального опыта. Психологи говорят, что в этот период происходит изменение типа активности личности                                                                                                                                                                                                                                РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ
В процессе социализации рождается и развивается Я-концепция. Выше отмечалось, что Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
На формирование Я-концепции влияют: восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д. самоанализ (аналиа личных и недостатков); внешние данные, ощущение силы и здоровья; социальные ценности, ожидания, идеалы; опыт социального поведения.                                                               Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности. Еще одна функция Я концепция заключается в том, что она характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные в одинаковой ситуации могут ее по-разному. Третья функция Я концепции заключается в том, что она ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Половая идентичность, возможно, образует самую важную часть Я-концепции. Она устанавливается в раннем детстве: в основном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу повеление к пяти годам. Но половой идентификации продолжается еще долгие годы.
Некоторые ученые полагают, что женщины и мужчины отличаются друг от друга по своим способностям, качествам личности, повелению прежде всего в силу генетической программы. считают, что отличия имеют внешние причины и прежде всего это разное отношение к женщинам и мужчинам со стороны общества. Исследования показывают, что существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными. В среднем мужчины обнаруживают превосходство по уровню общей активности, агрессивности и математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество лишь в сфере проявления эмпатии. Однако, несмотря на это в обществе присутствует неравенство половых ролей. Разделение ролей происходит в детстве, оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие значительные различия между мальчиками и девочками. Наиболее поразительно разделение их социальных миров, которое влечёт становление двух различных культур.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: